Архив постов: 2019

Без молитвы пост — диета

27 ноября, 2019

28 ноября православные христиане вступают в Рождественский пост.  Первоначально он длился семь дней, но в 1166 году на соборе при константинопольском патриархе Луке было установлено хранить пост перед великим праздником Рождества Христова сорок дней. Именно поэтому он именуется в уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.

По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, — пишет святитель, — так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

Клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово иерей Димитрий Карпов обратил особое внимание на то, что пост не является целью православного христианина, а служит помощью человеку в его борьбе со страстями и грехами.

-Любой пост, в том числе и Рождественский, призван помочь человеку совладать со своим внутренним миром. Суть – научиться управлять своей волей. Человек – существо немощное, все искушения проходят воротами воли. И мы читаем в Евангелии, что «Царствие Небесное нудится», то есть берется принуждением. Это означает, что используя свои волевые качества, человек может свою личность направлять к Богу. Также и через слабые волевые качества, когда человек не может противостоять злу, возможно и отпадение от Бога. Воротами греха, как и воротами правды, является воля человека. Это одновременно и ключ ко спасению, и один из самых немощных элементов человеческой натуры.

Отцы Церкви не устают повторять, что пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души. Истинный пост, в первую очередь, связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид. Иначе он превращается в  простую диету.

Нет сил не вкушать какой–то любимый скоромный продукт, исключите просмотр телевизора, либо сведите его до минимума. Выбирая литературу, отдайте предпочтение не детективам-однодневкам, а серьезной литературе. Не можете пока осилить труды Игнатия Брянчанинова или Феофана затворника, возьмите современных авторов: Паисия Святогорца, Андрея Конанаса.  

Любой пост способствует тому, чтобы научиться управлять своей волей. Это задача служебная, не является самоцелью. Мы должны учиться подчинять свою природу, свою личность. Если мы этого не научимся делать, то посредством страстей  наша личность бывает порабощена грехом. Как сказано: «делающий грех, становится рабом греха». Любой пост для нас является полезным .

Рождественский пост не столь строгий, как Великий. Младенцам, кормящим мамам, беременным женщинам, военнослужащим, находящимся при исполнении воинского долга, пост отменяется.

В этот период верующие отказываются от яиц, мясных и молочных продуктов. Вкушение рыбы в первой половине Рождественского поста разрешается во все дни недели, кроме среды и пятницы. Также в дни сухоядения рекомендуется готовить пищу без масла.

Верующим советуют по возможности встретить Новый год максимально скромно, без пьяных увеселений и обильного застолья. Блюда с продуктами животного происхождения несовместимы с правилами соблюдения поста.

За пять дней до Рождества Христова начинается период Предпразднства. Со 2 по 6 января пост становится более строгим. Со столов христиан пропадает рыба, а пища с маслом разрешается только по субботам и воскресеньям.

В Рождественский сочельник, 6 января, церковные правила предлагают христианам воздержание от пищи до первой звезды. А после её появления принято вкушать сочиво — варёные в меду зёрна пшеницы или отварной рис с сухофруктами. Это поможет утолить голод.

— Посты можно разделить на две группы по степени напряженности. Основной, самый напряженный. Рождественский и Петров пост являются более простыми. В современном виде он более строгий, чем был раньше. Сейчас мы обладаем Иерусалимским уставом, а до 14 века Русь жила по студийскому уставу, согласно которому в субботу и воскресенье разрешалось молоко. Фиксаторами устава были самые крупные монастыри, где всегда придерживались самого жёсткого устава. И наша страна живет только по монастырскому уставу, в отличие, например, от Греции, где есть также и мирской. В переводе с греческого «устав» означает «образец». Это то, к чему следует стремиться. Это не самоцель, умри, но выполни. По московскому уставу разрешено вкушать рыбу, кроме среды и пятницы. Каждый должен поститься по силам, опираясь на традиции. Но по немощи своей человек должен с духовником определять меру своего поста. И не стоит заставлять поститься тем, кто пока не пришел к вере. Если верующая супруга, то не нужно лишать мясных блюд невоцерковленного мужа… Это только вызовет дополнительные непонимания в семье», — посоветовал иерей Димитрий Карпов.

Пост – благоприятное время для внутреннего делания, но оно должно сопровождаться и внешними делами, делами любви и милосердия. Каждый новый пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости.

Святой Ангел Божий, моли Бога обо мне

21 ноября, 2019

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных совершается каждый год, начиная с IV века, всегда в один и тот же день.

Дата выбрана очень точно. Праздник приходится на ноябрь, то есть на 9-й месяц от марта (именно с него раньше начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

8-й день месяца (по старому стилю) указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Все чины небесных сил называют Ангелами. Ангел значит «вестник».

Их главная задача доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей.

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую.

В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Среднюю — составляют Господства, Силы и Власти. В низшую — входят Начала, Архангелы и Ангелы.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

 

Иерей Димитрий Карпов

О значении и смысле праздника рассказывает клирик храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово иерей Димитрий Карпов.

«Ангелов и все Небесные Силы Бесплотные мы почитаем как особых служителей Бога, которые не тождественны людям. Это иные существа. Не обладая телесным воплощением, они всем своим существом служат Господу. Они, как и люди, были созданы со свободной волей и те Ангелы, которые утвердили свою волю в служении Богу, уже не могут отпасть. Те же Ангелы, которые отпали, находят смысл в разрушении, пытаясь разрушить всё то, что к чему прикасаются. Бог хранит человека, но сам человек может сам давать над собой власть, как Господу, так и, удаляясь от Него, падшим духам. Обращаясь сегодня к Небесным Силам, мы просим, чтобы они помогали нам в борьбе со страстями и покрывали нас от искушения, которые сопряжены с действиями падших духов. Но еще раз скажу, что эти козни сопряжены с нашими немощами. Как говорит апостол Иаков: «Находясь в искушении, не говори, что Бог тебя искушает, ибо Бог никого не искушает, каждый искушается собственной похотью». Святые Силы Небесные нам помогают, как и каждому творению. Горя любовью, они участвуют в Промысле Божиим о мире», — рассказал отец Димитрий.

Ангел-хранитель появляется у человека при Крещении. По крайней мере, так мы можем судить по цитатам из Нового Завета. Иисус Христос говорит: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

Это значит, что на Небе у каждого человека, принявшего Крещение, есть ангел хранитель, который присматривает за ним, помогает ему справиться с властью греха и защищает.

Один или 99 Ангелов-Хранителей дается человеку? Об этом рассуждает иерей Димитрий Карпов.

«Ученые об Ангелах от нас прикрыто. Есть учение Дионисия Ареопагита «О Небесной иерархии», в котором называются чины Святых Ангелов и их особом служении перед Богом. Из Священного Писания мы знаем, что Ангелы участвовали в Промысле Божиим. Мы знаем, что благую весть о Рождении Христа принес Архангел Гавриил, а Архангел Михаил вел борьбу с дьяволом и победил его. Ангел-Хранитель был послан Товию по молитве его отца, чтобы он его охранял. Товий жил до Христа и был не крещен, но по молитвам и по вере Ангелы тоже ниспосылались людям в помощь. Мы знаем, что Бог хранит младенцев, и Ангел посылается сразу после рождения, возможно, после Крещения у него появляется особая его задача. Кто-то говорит, что у человека много Ангелов, но знание это прикровенно, сказать точно сложно. Мы знаем, что Ангелы участвуют в Промысле Божиим, они являются служебными духами, горят желанием быть с Богом, и прославляя Его, находят в этом радость», — рассказал отец Димитрий.  

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (в переводе с еврейского – «кто как Бог»). Он называется поэтому архистратигом. Архангел Михаил низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.

Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утренняя звезда». Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.

Исторически на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при входе в новый дом и на основание дома, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.

Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).

На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой.

Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный».

Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок.

На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.

Молитва Ангелу-хранителю

«Святый Ангеле, предстояй окоянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь». 

 

Литургия в праздник Собора 12 Целителей

18 ноября, 2019

Две Божественные Литургии были отслужены в Малый Престольный праздник Спаса Нерукотворного Образа  — Собор 12 Целителей.

Раннюю  — возглавил протоиерей Димитрий Максимов. Позднюю — отслужил настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко в сослужении иерея Димитрия Карпова.

ПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО

Сегодня устав предписывает прочитывать нам следующие Евангельские строки:

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Прочитывая эти строки, задумываешься, что стоит сегодня за этими строками, что значит для меня это событие?! Сейчас таких чудес, как Воскрешение, мало кто видел из здесь присутствующих. Что дает нам с вами это чудо Воскресение? Как нам поверить в то, что это было на самом деле.

Если обратиться к истории того времени, то мы увидим, что Иисус, придя в мир к тому народу, увидел, что народ служил Богу формально. Наверное, он стал забывать, что есть Бог. Народ совершал определенные обряды, действия, направленные на призыв некой силы свыше, чтобы она могла свыше скрасить его пребывание и существование в этом мире. И кому-то это помогало, и он жил комфортно, а кому-то не помогало, и он жил бедно и безрадостно, особенно нищие, те, которые находился в болезни, те кто нуждался в помощи. И такое представление о Боге все больше и больше укреплялось. 

Бог пришел в мир благовествовать о самом главном, о том, что Бог есть жизнь, Он Повелитель жизни. То чудо, Которое Он совершил в отношении дочери Иаира, Лазаря, это были не те однократные действия, когда Господь призрел к этим конкретным людям, а к другим — нет. Это было не только, чтобы снисходительно отнестись к трагедиям людей, которые просили Его о чуде. Это было сделано для апостолов, которые находились рядом с Ним. И для нас с вами те чудеса, связанные с воскрешением, напоминают, Кто есть Бог и для чего мы находимся в этом мире, что нам просить у Бога, зачем мы молимся Ему, чего просим?

Апостолы, видевшие Воскресение, принявшие Благодать Святого Духа, изменились  настолько, что сознание этих святых мужей дало и нам основание понимать, Кто есть Бог и к нему он призывает

Прочту вам несколько отрывков из посланий Апостолов, которые рассказывают нам для чего Господь пришел в наш мир.

Находясь в узах апостол Павел  обращается к филиппийцам, говоря так.

«Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.

Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас и я верно.

И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» 

И далее Апостол говорит: «Для Него я все отказался, все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа»…

Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. 

Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все».

А обращаюсь к Тимофею апостол Павел говорит:

Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его: проповедуй слово…

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его».

Дорогие мои! В словах апостола Павла представление о смерти Ветхого человека — это конец всему. Это та трагедия. которая забирала человека от возможности хоть как-то существовать.

Господь дает иное представление, что будет после нашей физической кончины. И это представление, которое мы называем Царствием Божием.

На Пасху мы читаем послание Иоанна Златоуста, где есть такие слова: «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» Основываясь на этих словах, мы каждое воскресенье приходя в храм Божий, задаем себе вопрос: А мы верим в Воскресенье? И что есть наша вера в Воскресенье?

С одной стороны, мы просим попасть в Царство Божие, но с другой стороны, мы боимся смерти. Осознание, что произойдет нечто, особенное, иногда довлеет над нашим выбором в этом мире.

Сегодня мы вспоминаем Целителей и Чудотворцев, замечу, что большинство из них мученики. Они помогали исцеляться от болезни, а с другой стороны, они приняли смерть за Христа, приняли с радостью. Мы, христиане, надеемся, что Господь примет в Свое Царство, с надеждой, что мы стали наследниками Его обетования, тех апостольских обетований, которые Господь и им обещал.

Обращаясь к Целителям, мы просим, чтобы те болезни, которые мы имеем, не мешали нам молиться Богу, видеть Бога, помогали не забывать, что в нашей жизни есть главное. И тогда молитва с просьбой избавиться от наших недугов будет действенной. Если мы просим здоровья, чтобы комфортно и хорошо пожить здесь, то зачем оно? А если просим здоровье, чтобы помогать ближним, молиться Богу, тогда оно имеет значение.

Каждому я хотел бы сказать, что вера невозможна там, где нет риска. Чем выше риск, тем больше опасность поражений. Но тем выше награда того, кто, несмотря на риск, сохраняет Веру до конца, в чем нам да поможет Господь.

Каждому человеку я  желаю, чтобы наша вера в Воскресенье, наша вера в Воскресшего Спасителя  давала нам силы и надежды доверять Богу в нашем стремлении к Царствию Небесному. Аминь.

Малый Престольный. Собор 12 Целителей

16 ноября, 2019

17 ноября второй Престольный праздник нашего храма  — Собор 12 Целителей.

В 2005 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II для Спасского храма был освящен Антиминс к приставному Престолу во имя святых 12 Целителей, на котором совершается ранняя Божественная Литургия.

Каждое воскресенье вечером в нашем храме служится вечерня и утреня с Акафистом святым 12-ти Целителям, Бессребреникам и Чудотворцам.

18 ноября 2018 года

В первые годы после возвращения храма Церкви, службы в нем проходили не каждый день, но часовня, освященная в честь 12 Целителей, была открыта всегда. А Крестные ходы как раз вокруг той часовни по большим праздникам были обязательными.

Святые чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн александрийские, Св. вмч. и целитель (целебник) Пантелеимон и сщмч. Ермолай, Прп. Сампсон Странноприимец и св. мч. Диомид врач никейский, Св. мученик Аникита никомидийский, Сщмч. Мокий пресв. амфипольский, Св. мч. Фалалей киликийский, Св. бессребреники Косма и Дамиан, Св. мч. Трифон никейский.

Эти святые объединены в единый чин — все они связаны с безмездным даром исцелений, который Бог подавал через них. Большая часть перечисленных святых до своего обращения к Богу были врачами и, уверовав во Христа, продолжали оказывать помощь больным. Но лечили они уже не только и не столько своим врачебным искусством, сколько призыванием имени Божия, молитвой, помазанием освященным елеем, окроплением святой водой. За исцеления платы не взимали, за что и были названы бессребрениками или безмездниками.

Всем этим святым за их праведную и добрую жизнь была дарована способность к исцелению людских недугов как проявление святости еще при жизни. Молятся целителям о здоровье физическом и духовном для себя и близких, об исцелении всех людей от болезни безбожия и неверия. 

Перед этим образом молятся врачи, прося Бога даровать им способность лечить людей и не наносить вреда.

Мощи многих известных святых целителей и бессребреников, в том числе, входящих в «Собор 12 целителей», можно найти в русской Святогорской обители на Афоне. Здесь собраны в одном ковчеге множество их частичек, которые выносятся для поклонения в дни памяти.

Чудеса исцелений важны для христиан не сами по себе, и не для укрепления физического или душевного здоровья, а в первую очередь, для укрепления веры в Господа, для Которого нет ничего невозможного. Видя воочию явленные Богом чудеса исцелений, в вере Христовой укрепляются не только сами болящие, но те, кто стал их свидетелем. 

ПРОПОВЕДЬ ДИАКОНА ПАВЛА КОЛОКОЛЬЦЕВА НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА 12 ЦЕЛИТЕЛЕЙ

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Аминь!

Дорогие братья и сестры! В сегодняшнем Евангельском чтении мы с вами слышали, как Господь трижды спрашивал апостола Петра о том, любит ли он Господа. И не просто любит, а любит ли больше, чем все остальные ученики, которые были рядом.

Как мы помним, во время крестных страданий Спасителя, апостол Петр трижды отрекся от Христа, говоря, что не знает этого человека. И от этого духовного падения в душе Христова ученика осталась сильная горечь и скорбь. Господь же, по своему человеколюбию и величайшей милости к нам, дает апостолу возможность искупить этот грех отречения, троекратным подтверждением любви к своему Создателю и Спасителю. Когда Иисус Христос спросил Петра в третий раз, любит ли он Его, ученик очень опечалился, думая, что Господь ему не верит, но это было далеко не так.

Таким образом Господь восстановил своего ученика в апостольском звании. И не только восстановил, но и поручил следить за самым дорогим, что может быть – за человеческими душами.

Также мы знаем, что Спаситель дал напутствие своим ученикам, чтобы они проповедали Евангелие всему миру, исцеляли людей и изгоняли бесов. Но эта заповедь касается не только апостолов, но и всех христиан. Таковыми были и чудотворцы и бессребреники, память которых мы сегодня празднуем. Они совершенно бескорыстно, во славу Господа нашего Иисуса Христа лечили людей, помогали им в сложных жизненных ситуациях.

Для нас с вами, для нашего храма это знаменательный день. У нас в храме есть малый Престол в честь этих святых, есть часовня. Наш храм находится на территории больницы…

Мы с вами, дорогие мои, называемся христианами, что подразумевает то, что и мы ученики Христовы. Конечно же, мы с вами не можем исцелять людей так, как это делали угодники Христовы, но в наших силах быть по отношению друг ко другу внимательнее и добрее, помогать друг другу в сложных ситуациях. Если нет возможности помочь чем-то материально, мы можем помочь молитвой, добрым словом, советом… Порой, чтобы помочь человеку, достаточно просто его выслушать и проявить сочувствие!

Так будем же, взирая на образ и пример апостолов и чудотворцев-бессребреников, стараться расти духовно, искать возможность решать не только свои проблемы, но и помогать ближним! Господь же молитвами святых да помилует и спасет нас всех. Аминь! 

Был болен, и вы посетили Меня

9 ноября, 2019

Воскресный день. В трапезной госпитальной группы в доме причта закипает чайник. На столе печенья, конфеты. За столом – оживленный разговор.

 — Виталий, ты как обычно на второй и пятый этаж, потом реанимация…

-Андрей, нужно сегодня обязательно в терапию сходить…

-Сан Саныч, за святой водой зайдешь в храм?

Чай допит, чашки вымыты и сложены аккуратно на блюдцах. Портфель, где бережно и в строгом порядке хранятся иконы, листочки для записок на Литургию и молебен, святоотеческая литература, собран. Сосуды для святой воды заполнены.

Госпитальная группа храма Спаса Нерукотворного отправляется в 70-ую городскую больницу. Каждое воскресенье вот уже более 25 лет прихожане идут к тем, кто больше других нуждается в утешении и внимании, но, прежде всего, нуждается в слове Божьем.

90-ые страшные годы. Голодные, холодные, неустроенные. Люди, оказавшись на обломках старой жизни, не знали, где и у кого искать защиты.

Храмы тогда начали возвращать к Церкви. И было понятно, что в восстановлении нуждаются не только здания, порушенные, с выбитыми стеклами и оскверненные, в восстановлении нуждаются человеческие души. Так же оскверненные советским безбожием и атеизмом….Люди хотели слышать Господа, знать, что у них есть Отец Небесный, Который примет, услышит, успокоит.

Много сил нужно было, чтобы восстановить здание храма, с выкрашенными черным гудроном стенами, «окруженный» помойками… Но буквально с первых дней настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Александр Дасаев благословил окормлять городскую больницу, рядом с которой стоит храм. Восстановление храма шло параллельно с душевным восстановлением людей. 

Людмила Ивановна Курбатова

Это непросто приходить к людям, которые, быть может, уже отчаялись и не слишком верят в своё выздоровление. Они задают главный вопрос: «За что мне всё это?». Задача тех, кто к ним приходит, переформулировать этот вопрос на правильный: «Для чего мне это?»

— Наша главная цель донести Слово Божие, помочь совершить те таинства, которые человек мог бы совершить, придя в храм своими ногами, но по немощи своей находится в больнице. Наверное, нас можно назвать катехизаторами, — рассказывают Александр Александрович Турунда и Андрей Витальевич Белов. После упокоения Людмилы Ивановны они руководят госпитальной группой.

Стрессы, экология, истощённая нервная система…Нынешние пациенты куда более молодые люди, чем четверть века назад. Вечно спешащие, всё делающие на ходу, не отрывающееся от телефона…Многие только оказавшись на больничной койке, вдруг понимают, что всего не успеть, что дети вырастают без них, что Литургия совершается без них, что важнее кошелька и статуса — Любовь.

Люди очень часто винят Бога, мол, послал напасти «ни за что». К таким пациентам нужен особый подход.

— Мы общаемся с очень разными людьми, и разговариваем по-разному, — рассказывает Андрей Белов. — Иногда явно чувствуется, что человек озлоблен и слышать о Господе ничего не хочет. И, казалось бы, ну что «метать бисер».. Но (!) можно попробовать человека «зацепить». Найти нужную струну его души. Мужчины часто не хотят ни записку подать, ни воды святой налить. Говорят, что жены у них в храм ходят. А мы им отвечаем, что жены ведь, получается, несут два креста: свой и ваш. Задумываются…

— За записки денег не берем, говорим, напишите, помолятся в алтаре священники за вас, — подхватывает Александр Александрович. – Смотришь, один сел писать, второй ручку попросил, третий… Вся палата в итоге пишет записки. А тут первый пятьдесят рублей положил, мол, для храма денег не жалко, потом другой сотенную вытащил из кошелька. Какой вывод? Есть у людей тяга к Господу. Просто за суетой нам некогда подумать о Нем. 

 

Госпитальная группа 2003 год

Этой тонкой науке – разговаривать с людьми, искать нужный тон, нужную волну, Сан Саныча (а так его зовут в госпитальной группе) учила сама Людмила Ивановна. Он только-только стал воцерковляться, и просил Господа, чтобы тот «прилепил его к храму».

Она сама успевала всё, и с людьми поговорить, и утешить, и воды святой налить, и в храм, на Литургию пригласить.

— Я воду святую разливал, а Людмила Ивановна ходила по палатам, — вспоминает Александр Александрович. — И только слышишь, как она меня зовёт, то к одному пациенту, то к другому. Поначалу тяжеловато было, потом втянулся и благодарю Господа, что Он исполнил мое желание, о котором так горячо Ему молился.

Сан Саныч вспоминает, как однажды в понедельник вечером, а группа ходит в больницу по воскресеньям, в его квартире раздался звонок. Звонила Людмила Ивановна.

-Спишь, Саша? — спросила она. – Нормально спишь, ничего не беспокоит?

— Нет, — отвечаю я. – Всё в порядке. -А сам недоумеваю, к чему она клонит.

— А записки ты в храм отнёс?

— Задумался и понял, что самого главного-то и не сделал. И даже не вспомнил. Естественно на следующий день записки в алтарь передал. На исповеди об этом батюшке сказал, и урок тот запомнил на всю жизнь: к тому, что делаешь, нужно относиться очень внимательно, и исполнять как положено, а не спустя рукава.

Людмила Ивановна отдавала людям всю себя. Если нужно было кому-то помочь, она могла прибежать и среди ночи. А скольких прихожан просто брала за руку и приводила к доктору, если видела, что человеку нездоровится.

Она предчувствовала свой скорый уход. Жила Людмила Ивановна по тем временам с достатком, но никогда им не кичилась. А затем принялась раздавать всё свое имущество.

—  Перед смертью в доме почти ничего не осталось, — рассказывает Андрей Белов. — Кое-что из одежды, пару стульев, кровать, посуда и всё…Она раздавала нуждающимся, исполняя заповедь Божию.. А когда она уже лежала в больнице, то очень незаметно, когда уже все выходили из палаты, задержала меня на секунду и пожала руку. Так, мне кажется, она благословила меня трудиться во Славу Божью в госпитальной.

На ее отпевании храм был полон народу. Море цветов. Отец Александр Дасаев, провожая Людмилу Ивановну в путь всея земли, назвал ее «равноапостольной»…

Мы прощаемся с Людмилой

Путь земной, увы, не вечен

Храм заполнен, всюду свечи

Мы прощаемся с Людмилой

К людям – доброй, к Богу – милой.

Говорит священник речи…

Мы внимаем – в сердце грусть.

Жаль её по-человечьи

Кто-то плачет, ну и пусть.

Уж она-то заслужила,

Чтоб поплакали о ней:

Всех по-своему любила

До последних самых дней.

В скромном трепетном служенье

Всю себя сожгла дотла.

Свою душу всесожженьем

Жертву Богу принесла.

Праздных слов она не знала

Утром, днем ли, в ночь-полночь

Если нужно, то бежала,

Чтобы ближнему помочь.

Спит во гробе, не дыша.

Но светлеют наши лица:

Божья, добрая душа

Будет Там о нас молиться.

Стихли речи, гаснут свечи,

Мы прощаемся с Людмилой,

Жизнь прожившей не напрасно

Богу-верной, людям – милой. 

Сейчас госпитальная группа остро нуждается в новых людях. Те, кто когда-то начинал это богоугодное дело, по немощи своей уже не могут исполнять свое послушание. Но сердце их тоскует по тем счастливым дням.

Как признается Вера Асхатовна Киреева, один из старожилов госпитальной, приходили уставшими, ведь всю неделю работали, домашние хлопоты никто не отменял. Но из больницы «вылетали» просто на крыльях. Физически это непросто, но как радовалась душа, исполняя заповедь Господню.

— Самые тяжелые моменты — они же самые прекрасные, — говорит Андрей Витальевич. — И когда мы ходим в больницу, мы соединяем теорию с практикой. В Евангелии даны Господом заповеди, мы читаем их, мы слушаем их в храме, но если мы их не исполняем, по ним не живём, то для чего тогда всё это?!

— Конечно, есть и те люди, которым наше общение с пациентами не нравится, — подхватывает мысль Сан Саныч. – Но мы решили, что если бы это было не богоугодное дело, то Господь бы уже давно дал нам это понять. Но раз уже больше 30 лет мы продолжаем его, значит, оно нужно, оно полезно.

— А были случаи, когда люди стали воцерковляться после визита наших прихожан из госпитальной группы? — задаю последний вопрос моим собеседникам.

— Да, знаю лично женщину, которая стала вести христианскую жизнь, — отвечает Александр Александрович. — И мы очень радуемся, когда смогли не просто помочь людям в определенный, тяжелый для них момент жизни. Особенное счастье, если человек открывает свое сердце Господу.

— Люди говорят нам теплые слова, благодарят, что пришли к ним, но на самом деле это мы говорим им «спасибо». Мы получаем так много, что хочется продолжать и продолжать, — завершает беседу Андрей Белов.

Человеческие страдания несут в себе великую ценность искупления и очищения. Как часто страдания, вызванные болезнью, постепенно очищают человека и помогают приобрести ему добродетели, которыми он раньше, скажем так, не обладал, например, терпение, доброту.

Спаситель, приглашающий нас к посещению больных, Сам показал нам сию добродетель в сотне примеров… Исполняем ли мы, и по-евангельски ли исполняем Его заповедь о посещении больных?!

Госпитальная группа 2018 год

Если нет любви…

Если строгий пост не в духовный рост,

Если в Церкви быть ничем,

То тогда — зачем…?

Если нет любви, сколько не зови,

Если совесть-глас в нас почти угас,

Если жизнью не живём, а по-

книжному…

Если даром хлеб жуём, взяв у ближнего,

Если замутнён и завистлив глаз,

Если осквернён образ Божий в нас,

А лукавый ум-фарисей

Полон «умных» дум о Вселенной всей,

А душа черства к ближнему,

Каменно мертва, неподвижная…,

Сколько «праведную» роль не играй,

В сердце будет только боль, но не Рай!

Р.S. Если у вас есть желание присоединиться к госпитальной группе, то Вы можете обращаться к Андрею Белову по телефону +7 962 990-42-99

 

 

Парастас. Родительская суббота. ФОТОГАЛЕРЕЯ

3 ноября, 2019

2 ноября накануне Дмитриевской Родительской субботы в нашем храме был отслужен Парастас.

Возглавил службу протоиерей храма Спаса Нерукотворного Образа Димитрий Максимов. Ему сослужили иерей Димитрий Карпов и иерей Алексий Некрасов.

 

ПУТИ К БОГУ. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

30 октября, 2019

Ежедневно христиане молятся за умерших близких, а 7 раз в году вся Русская Православная Церковь обращается к Богу, предстательствуя за всех своих умерших чад. Родительские субботы — дни особого поминовения усопших. Утром совершаются заупокойная Литургия и панихида. Накануне вечером служится Великая панихида – Парастас. В переводе с греческого это означает «предстояние», «ходатайство». Именно в этом и состоит смысл и значение родительских суббот для верующих. Люди, чей земной путь закончился, уже не могут исправить своих ошибок и покаяться в своих грехах, но живые могут просить у Господа милости для них.

Димитриевская родительская суббота установлена накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) и стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году.

Сначала в этот день поминали именно тех, кто погиб на ратном поле. Но в Новгородской летописи XV века о Димитриевской родительской субботе уже говорится как о дне поминовения всех умерших. 

Непременно ли в Родительскую субботу нужно сходить на кладбище или самое важное — прийти на Литургию? Есть ли в церковном календаре день, когда в храме молятся за самоубийц и некрещеных? Почему, отправляясь на родные могилки в Пасху, мы отступаем от Господа. Об этом поговорим с иереем храма Спаса Нерукотворного Образа Алексием Некрасовым.

Батюшка, начнем с самого простого и самого главного вопроса: зачем мы молимся об усопших?

— Уходя в мир иной, душа человека уже не может молиться, она, увы, бессильна. И тогда нужны наши молитвы, наши добрые дела за них.

В церковном календаре установлено 7 родительских суббот. В этом году светские СМИ написали, что 12 октября, накануне Покрова Пресвятой Богородицы, есть и Покровская родительская суббота? Это какое-то нововведение?

— Я, честно говоря, про такую и не слышал. Официально ее в церковном календаре нет. Может быть, народ придумал, журналисты подхватили…

Заупокойная лития, панихида, молебен…Даже для многих ходящих храм регулярно, не совсем ясна грань между этими формами Богослужений. Помогите разобраться.

— Самая важное и главное в Церкви — это Литургия, где во время проскомидии мы вынимаем частицы за всех живых и усопших православных христиан. Как правило, панихида служится после Литургии, занимает 30-40 минут. Поются специальные песнопения. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, она длится всего несколько минут. Обычно после придания тела земли после чина отпевания священник служит литию. Также литию принято служить в дни рождения, в дни смерти.

 

“ПАРАСТАС – ЗАУПОКОЙНАЯ ВСЕНОЩНАЯ – ВЕЛИКАЯ ПАНИХИДА ПО ВСЕМ УСОПШИМ ПРАВОСЛАВНЫМ ХРИСТИАНАМ, СОВЕРШАЕМОЕ НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТ (СЛУЖИТСЯ ВЕЧЕРОМ В ПЯТНИЦУ)”

 

Про отпевание…Сейчас появилось много желающих отпеть своих усопших заочно. Это допустимо, насколько я знаю, если нет тела, например, сгорел, утонул человек.

— Заочное отпевание было актуально во время войны. Приходила похоронка родным, и они так провожали в мир иной своих воинов. Сейчас заочное отпевание неактуально, за очень-очень редким исключением. Знаю, что некоторые архиереи уже запретили заочное отпевание. Думаю, скоро это решение будет принято на уровне Патриарха. Отпевание – это обряд, не таинство. Мы просто провожаем человека в жизнь вечную. Он скоро встретится с Богом. Родные помогают преодолеть этот момент перехода из временной жизни в вечную. Если вспомним, сколько священников было расстреляно в первые советские годы, их ведь никто не отпевал. Родные подчас не знали, жив ли он или уже расстрелян. Но посмотрите, многие из них сейчас причислены к лику святых.  

Увы, советские атеистические года, когда храмы в большинстве своем были закрыты, люди в Пасху ехали на кладбище. Пусть хотя бы таким, совсем неправильным с точки зрения веры, они несли свои усопшим весть о Воскресшем Христе. Сейчас ситуация изменилась кардинально. Храмы открыты, колокольный звон зовет всех на Литургию, но люди упорно продолжают ехать на кладбище…

— Для поминовения усопших есть специальный день – Радоница. Это восьмой день после Пасхи. В Светлую седмицу в храме отошедших в вечность не поминают. Канун в храме обычно закрыт, свечи мы не ставим. Господь Воскрес, и мы прославляем Бога. Празднуют и живые, и мертвые. Совершая в эти дни панихиду, мы будем лишать усопших радости. И если человек умирает в Светлую седмицу, то существует специальный чин отпевания, поются пасхальные песнопения.

Поминовение самоубийц. Их в храме не поминают никогда?

— Нужно разбираться, как ушел человек из жизни. Если суицид стал результатом психического заболевания, то обычно родственники собирают все необходимые бумаги, что человек состоял на учете, принимал таблетки, пишут прошение на имя правящего архиерея. Комиссия, рассмотрев все обстоятельства, принимает то или иное решение. Таким образом, мы иногда самовольно ушедших людей из жизни мы поминаем и в храме. Если же человек решил покончить с жизнью из-за несчастной любви, например, то за него в храм не молятся, но поминают дома, келейно. Господь даровал человеку жизнь, и завершить ее может только Господь. Совершая самоубийство, человек идет против воли Божьей.

Часто можно услышать, что есть один день в году, когда в храме можно поминать самоубийц. Есть такой день?

— Нет. Поминаем только в домашних молитвах. Также мы не поминаем некрещеных. Такие люди не состояли в лоне Церкви. Недавно отошедший в Вечность протоиерей Валентин Радугин говорил, что каждый человек будет спасаться своей верой. И если человек не был крещен, это не значит, что он будет гореть в аду. Если человек делал добрые дела, заботился о других, Господь обязательно воздаст ему. А мы с вами должны благодарить, что мы в православии. Это милость Божья к нам.

Народ точно подметил, что есть люди, которые приходят в храм три раза в жизни. Когда их приносят крестить, потом – венчать, потом отпевать…

— …да, их еще колясочниками называют

Отцы по-разному относятся к поминовению таких христиан на проскомидии, ведь христианами они были формально…Как Вы считаете, нужно ли в записках писать имена этих людей?

— Если человек не исповедовался, не причащался, то я не поминаю таких людей на проскомидии. Так благословил мой духовник, и я его выполняю. О крещеных, но не ходивших в храм, можно молиться на Литургии во время ектеньи, во время молебна, на панихиде. Но есть и противоположное мнение, согласно которому нужно обязательно поминать всех крещеных на проскомидии, если не отошли от Церкви, не впали в богоборчество или ересь.

Очень часто родственники новопреставленного подают сорокоуст об упокоении, но сами при этом на Литургию не ходят, дома не молятся. Они считают, что поданная записка и молящийся в алтаре священнослужитель помогут их усопшему «услышать добрый ответ на Страшном судище»…

— Если человек заказывает, например, панихиду, то он должен на ней присутствовать. Часто в суете будней, нам некогда зайти в храм. Как считается, денежки отдал — проблему решил. Но повторюсь, человек должен молиться сам. Но есть, конечно, люди, которые все 40 Литургий ходят в храм, чтобы молиться о своих упокоившихся родственниках.

По усопшим принято читать Псалтирь, как правильно это делать?

— Если человек церковный, состоял в приходе, то за него, конечно, молится весь храм. Собираются 20 человек и читают по кафизме в день. Получается, что за усопшего каждый день вычитывается Псалтирь. Если «двадцатка» не собирается, то кто-то просит чтецов, которые за плату читают Псалтирь. Даже если и такой возможности нет, то молиться за усопших все равно нужно. Пусть не полностью кафизму прочитывать. Дело ведь не в многословии. По чуть-чуть, понемногу, по одной молитве, но со всей душой.

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Усопший не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Передвижной киноклуб «Ноев ковчег»

27 октября, 2019

1 ноября 2019 года в 19.00 в нашем Духовно-просветительском центре состоится вечер памяти замечательного композитора Арама Хачатуряна.

В ходе встречи будет показан документальный фильм о жизни композитора.

Вечер проводит известная киножурналист Гаяне Осипова.

Концерт Игоря Петрова

26 октября, 2019

Дорогие друзья! Вчера прошел концерт Игоря Петрова в нашем храме! Спасибо тем, кто нашел возможность прийти на концерт.

Мы записали выступление Игоря Петрова и размещаем запись для всех желающих. Приятного просмотра!

https://youtu.be/pmXSU0A70CE

https://youtu.be/LRTtcEYFwx4

ПЕРВЫЕ ИЗ МОГИКАН

24 октября, 2019

Слово легенда больше подходит знаменитому актеру, популярному певцу или выдающемуся чемпиону. Говорить так о православном христианине, истинно верующем человеке, наверное, будет неправильно. Но Ольга Петровна Перекрестова стала настоящей легендой храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово. 

Она пришла сюда в самые первые дни, как только здание вернули Церкви. Более 30 лет она служила храму, который называет родным. Любит и до сих пор очень переживает за всё, что происходит на приходе.

Ее комнатка больше напоминает келью: ни радио, ни телевизора. Только иконы, молитвословы, свечи, лампады. Книги везде. На самом видном месте – Евангелие. Рядом, под рукой, прямо на узенькой кроватке – самые любимые книги. Это жития святых, святоотеческая литература. Стоит на тумбочке портрет отца Николая Гурьянова, с которым Ольге Петровне удалось несколько раз пообщаться. Она дважды ездила к нему на остров Залит. Ее самая любимая история, как великий старец оживил своего умершего кота Липу.

Довелось Ольге Петровне присутствовать в Донском монастыре в  момент обретения мощей Патриарха Тихона. Когда открыли раку, вспоминает, что «захлебнулась душистым воздухом». Нигде и никогда больше не встречала такого же Божественного аромата.

– Как я пришла в храм? Просто всегда хотела служить Господу. Родилась в 1935 году в Кореневском районе Курской области. Но храма в нашем селе не было. Во время Великой Отечественной войны его взорвали немцы. У мамы было семеро детей, она рассказывала, как и кому молиться. Мама всегда обращалась к Господу Иисусу Христу и особо почитала святителя Николая. И я с ранних лет я точно знала, что Бог есть, осеняла себя крестным знамением.

Ольга Петровна рассказывает, когда мама от тяжелой жизни спросила: «Господи, кому мне молиться? – услышала голос. – Молись Иисусу Христу и Николаю Угоднику»,  – был ответ. И это правило она исполняла и в военные годы, и в атеистическое время, и сейчас, когда её жизнь — непрестанная молитва.

– Я закончила художественно-графический факультет пединститута, уже жила в Москве, работала с утра до вечера, преподавала черчение и начертательную геометрию в строительном техникуме. И вот как-то пришла в Донской монастырь. Там подвизался старец Даниил, все к нему стремились попасть. А я и не помышляла – так много народу всегда вокруг него было. А однажды иду по территории монастыря и вижу отца Даниила. И сразу к нему с вопросом, мол, хочу храму помогать. Он на меня посмотрел несколько секунд и ответил: «Да послужите Вы Богу». Я так обрадовалась!

Дело подходило к пенсии, и перед летними каникулами Ольга Петровна предупредила своих начальников, что, наверное, уже больше на работу не вернется. Сказала, что дорога дорогая, 15 копеек, ехать далеко – до «Автозаводской».

Так и вышло, в техникум Ольга Петровна не вернулась. Ее сердце всегда принадлежало Богу. Настало время послужить Ему руками.

– Узнала, что рядом с домом, где жили мои родные, есть храм, но он пока закрыт. Там был в свое время клуб военного собаководства. И вот однажды соседка сказала, что в храме возобновляются богослужения. Пришла… Страшно было смотреть. Ворота тоненькие, будто из проволоки сделанные. На территории грязь и мусор. Само здание в дырах, внутри все стены были покрашены черным гудроном, остов разбитый. 

Протоиерей Александр Дасаев

Первым, кто встретился Ольге Петровне, был отец Александр Дасаев. Иначе, как «чудный батюшка», она его не называет. Он стал ее духовным отцом, а она ему – одной из главных помощниц. Вместе с Лидией Алексеевной Мельниковой, диаконом Александром Шинкаревым, который пришел в храм совсем юным, вчерашним школьником, они принялись восстанавливать дом Божий.

Ольга Петровна дневала и ночевала в храме, и была очень рада, когда в просфорне ей через несколько лет отвели маленький уголок. Там поставили диванчик. «Келейка Ольги Петровны», – шутили в храме. Это было очень кстати. Сейчас добраться до Балашихи, где живет Ольга Петрова, можно на маршрутке. Тогда такой роскоши не было – ездила на перекладных, иногда с несколькими пересадками. Вставала в 4 утра, исполняла молитвенное правило и в 5 часов выходила из дома. В 6 утра она уже старалась открыть храм, чтобы впустить прихожан, которые приходили раньше и мерзли на ветру, мокли под дождем в ожидании начала богослужения.

– Отец Александр в мой самый первый приход в храм разрешил нам помогать восстанавливать храм. Налил нам чаю в свою кружку, потому что второй у него тогда не было. Трапезной тоже не было. Не было вообще ничего. Но по молитвам и силы находились, чтобы храм восстанавливать, и деньги собирались. Начался образовываться приход. Нина Георгиевна Гуляева и Зоя Васильевна Дымова исполняли послушание просфорниц. А сколько сил вложила Лидия Алексеевна Мельникова! Она осталась с отцом Александром и сейчас служит в храме Сокольники. 

Нина Георгиевна Гуляева и Зоя Васильевна Дымова

Отец Александр, Нина Георгиевна, Зоя Васильевна, Лидия Алексеевна – Альфа и Омега нашего храма. Его восстановление стало делом их жизни. Они стояли за свечным ящиком, пекли просфоры, готовили трапезы, начищали подсвечники и мыли полы после службы. Любимым послушанием Ольги Петровны было плетение венков для икон. Отец Александр признает, особенно для Спасителя, только белые розы, потому она всегда старалась использовать только их, излишнюю пестроту не любила и не любит до сих пор.

– У отца Александра Дасаева очень тонкий художественный вкус, – говорит Ольга Петровна, – и чудесный голос, но пел он редко. Батюшка без конца трудился, чтобы привести Дом Божий в надлежащий вид. В самые первые годы ведь никаких подсобных помещений не было. Нам пожертвовали строительный вагончик, только крыша у него дырявая была. Как-то дождь сильный начался и залил все документы. А церковная лавка?! В первые годы это была малюсенькая будочка с окошком…

Старостой храма стал Виталий Александрович Борисов, бывший военный, он немало потрудился, чтобы привести в порядок территорию. Построили дом причта, разбили небольшой садик, чтобы уютно было и в самом храме, и рядом была красота.

– Всегда у нас было много кошек. Их приносили прихожане. Поначалу рядом с церковью была помойка, и крыс там жило видимо-невидимо, так что кошки нас спасали. Они свою добычу всегда приносили людям, на крылечко подкладывали. Мол, смотрите, вот и наш вклад в общее дело. Мы в подвале устроили кошкам жилище, чтобы не мокли и не мерзли. Однажды слышу, как кошка, недавно окотившаяся, ужасно плачет. Именно плачет и просит помощи. Поняла, что котенок у нее подпол упал. Достала его! Как мать радовалась, как она его облизывала, обнимала, ласкала. Людям стоит поучиться у животных настоящей любви. 

Ольга Петровна в юные годы

Самое большое утешение для Ольги Петровны – письма от прихожан. Ей важно знать и ощущать, что ее труды во Славу Божью и Его дома не забыты. Сейчас по немощи Ольга Петровна не выходит из дома, но знает всех служащих батюшек, молится об их здравии и даровании им сил и терпения. К ней частенько приходят гости, рассказать о том, как идут дела на приходе.

У нее под подушкой как одна из самых дорогих святынь лежит фотография старца Николая Гурьянова, который часто-часто своим духовным чадам, и всем притекавшим к нему за утешением, желал Пасхальной радости.

И вслед за отцом Николаем Ольга Петровна всегда и всем желает Пасхальной радости. И своим каллиграфическим почерком в ответ на добрые пожелания всегда отвечает: Пасхальной радости!

Автопортрет Ольги Петровны Перекрестовой
  

Рассказать на нескольких страницах о большой жизни человека с его трудностями и радостями, с его победами и поражениями, невозможно. Описать, как много сделала для храма Ольга Петровна, тоже сложно, ибо она отдавала себя всю, без остатка. Она служила и служит Господу и людям. Теперь – молитвой, прося Божьей милости и заступничества, всем, кто стал Ольге Петровне братьями и сестрами во Христе.