Архив постов: 2019

По святым местам Подмосковья

19 октября, 2019

Паломническую поездку по святым местам Подмосковья совершили прихожане Храма Спаса Нерукотворного Образа.

Первой остановкой стал Храм Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Церковь построена из белого камня на высоком берегу мыса, образованного слиянием рек Десны и Пахры. Она знаменита уникальной архитектурой, необычной для русского зодчества. Храм богато украшен горельефными композициями, резным барочными иконостасом и хорами. В церкви Знамения Пресвятой Богородицы усадьбы Дубровицы находится икона Божией Матери «Знамение». Этот образ особо почитается прихожанами: еженедельно перед иконой служатся молебны с чтением акафиста.

Затем паломники отправились в одну из известнейших усадеб Подмосковья конца XVIII — первой половины XIX века «Ивановское». Она находится в одноименном селе на берегу реки Пахры. Усадьба, принадлежавшая Головиным, она была отстроена в камне в самом начале XIX века сенатором и библиофилом, графом Фёдором Толстым.

Третьей остановкой паломников стал Свято-Троицкий собора города Подольска, основанный в 1832 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года по проекту мастера школы О. И. Бове, знаменитого реконструкцией Москвы после пожара 1812 года

В годы советской власти Троицкий собор был единственным действующим городским собором Московской области.

«Сегодняшняя поездка в Дубровицы-Ивановское-Подольск всем запомнилась красотой храмов, усадеб, ландшафта. Храм Знамения в Дубровицах из белого камня. Распятие -300 летние, с основания этого храма. Богатейшее внутреннее убранство. Замечательные экскурсоводы делились с нами своей любовью к родным им местам. Много нового, интересного мы узнали в этой поездке. Совместно молились, пели, стихи духовные читали в дороге и погода порадовала. Слава Богу за все», — рассказала организатор поездок паломнического клуба при Храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово Елена Ершова.

Добавим, паломнический клуб регулярно проводит экскурсии и организует паломнические поездки. Вся информация есть на нашем сайте. Также все вопросы можно задать по телефону: +7 (906) 790-90-95 — Елена

 

…Честным Твоим омофором

14 октября, 2019

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – один из великих праздников Русской Православной Церкви.

По преданию Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми.

Как читаем мы в Житии святых, составленном Димитрием Ростовским, В воскресенье, 1 октября (по старому стилю, 14 октября — по новому), в четвёртом часу ночи совершалось Всенощное бдение. Находившийся в храме Андрей Юродивый, поднял глаза и увидел Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором.

Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию: — Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

Епифаний ответил:

— Вижу, святой отче, и ужасаюсь.

Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему».

По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.

В тропаре Покрова Пресвятой Богородицы мы поем: «Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша».

Сколько чудес явила нам Божья Матерь, сколько раз «покрывала Она нас честным своим омофором».

Истории заступничества Пресвятой Богородицы рассказали прихожане храма Спаса Нерукотворного образа. Истории эти очень личные, сокровенные, поэтому свои фамилии они попросили не публиковать.

Рассказывает Алевтина С.

«Семья моей родной сестры Елены воцерковленная. В храм ходит и молятся и она сама, и ее супруг, и дети. Дочь Ириша, моя племянница, поступила на работу бухгалтером. Но очень ей тяжело было, много не понимала, не справлялась. Звонит мне как-то сестра и просит помолиться вместе с ними об Ирине. Дело как раз было на Покров. Я упала на колени перед образом Покрова Пресвятой Богородицы и стала умолять Её о помощи. Божья Матерь откликнулась очень быстро. Буквально через два дня вновь звонит сестра и рассказывает, что дела у Ириши пошли гораздо лучше. Вроде как прояснилось всё в её голове, с работой стала справляться. Я второй раз — на колени, чтобы уже поблагодарить Богородицу, скорую нашу Помощницу и Заступницу».

Рассказывает Екатерина А.

«Это был сон, больше похожий на явь. Пресвятая Богородица сошла с иконы и спросила, зачем я пью зеленый чай, ведь это для меня яд. А мне и, правда, по состоянию здоровья нельзя пить этот напиток. С тех пор я, конечно, чай зеленый не пью никогда, ни дома, ни в гостях».

Рассказывает Валерия М.

«Это случилось в Великую Отечественную войну. Немцы сжигали дома, когда отступали. Но накануне наша соседка обошла вокруг дома с иконой Казанской Божьей Матери, 150 дворов сожгли, а ее дом огонь не коснулся. И второй раз покрыла Богородица своим омофором этот дом и эту семью уже после войны. Также хозяйка обошла вокруг дома с этой иконой, и дом сохранился в целости и сохранности, когда из хат по соседству воры вынесли всё, что можно».

Рассказывает Мария С.

«Божья Матерь и Господь наш Иисус Христос помогает всегда. Был период, когда долго не могла устроиться на работу. В итоге деньги закончились, не было даже на еду. Однажды прошла собеседование на вакансию секретаря. Мне ни контора не понравилась, ни моя потенциальная начальница. Но выхода нет: либо идти на эту работу, либо уезжать из Москвы домой. Пришла в храм и расплакалась у иконы Феодоровской Божьей Матери. Просила Её помощи, и Она очень быстро откликнулась на мое прошение. Меня взяли на работу.

Образ Казанской Божьей Матери — мой самый любимый. Это была первая икона, которую я купила себе сама. Примером истинной веры всегда была моя бабушка. Сколько себя помню, она всегда на коленях молилась перед образом Богородицы. Она наизусть читала утреннее и вечернее правило. Но слово «читала» будет неверным. Бабушка именно молилась. Она упокоилась несколько лет назад и верю, что она молится за всех нас перед Престолом Божьим».

Рассказывает Вера С.

«У нас в семье хранится Образ Феодоровской Божьей Матери. Сколько молитв она слышала от моих родителей, потом от меня, сейчас – и от моих детей и внуков. Богородица хранила нас в войну. А однажды явила настоящее чудо. Война шла к концу, немцы отступали и сжигали за собой дома. Трагическая участь ждала и наше село. Коммунистов и коммунизм немцы ненавидели люто. Мой дед, который помогла партизанам, распорядился срочно вернуть в дом иконы. Их-то многие поснимали в советские годы. Расчет был таков. Зайдут немцы в дом, а там – образа, лампады, святые лики. Какой уж тут коммунизм? Верующие люди живут. Первый дом, в который зашли немцы, был наш. И первое, что они увидели — образ Феодоровской иконы Божьей Матери. Не тронули немцы наш поселок, а за несколько дней до этого соседнее село сожгли в 150 дворов…»

Рассказывает Павел К.

«Мой дед был военным летчиком, но верующим он, к сожалению, не был. Однако праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтил всегда после одного случая. В этот день принято ходить в храм, всякую работу следует отложить на потом. Но бабушка решила постирать на Покров. Жила семья в частном доме с печью. И не заметили, что не все угли потушены. Бабушка закрыла заслонку, и угарный газ стал поступать в комнату. Дед ложился позже всех, готовился он к занятиям в соседней комнате. Когда пришелся укладываться на ночь, обнаружил, что семья уже не дышит. Он сумел позвать соседей на помощь, вынести всех родных на свежий воздух и отключился сам. Слава Богу, всё выжили той ночью. В храм дедушка, увы, не пришел, но праздник Покрова Пресвятой Богородицы с тех пор в семье чтили всегда, и больше  в этот день никогда не работали».

 

Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. 14 октября там служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались и даются всё новые подтверждения.

Икона Покрова объединила всё — и мир небесный, и мир земной. И в самом средоточии иконы — Пресвятая Богородица, держащая в руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно покрывает собою весь православный мир.

А еще выше — образ Того, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя. 

Видеть в человеке Образ Божий

10 октября, 2019

 — Как же много в нашем храме невероятных людей! Сюда прихожу как в родной дом! – не устает повторять во время нашей беседы Вера Асхатовна Киреева. Умение увидеть в любом человеке Образ Божий… Так учит Церковь, но не каждому это под силу.

Вера Асхатовна родилась в не церковной, но в любящей и благополучной семье, в декабре 1939 года. Отец Асхат Хасанович — военный инженер, мама Валентина Владимировна — выпускница института иностранных языков, работала во Внешторге. В совершенстве зная и любя французский язык, старшую дочь она назвала Эльвирой. Кто-то звал ее Эльверой, а потом имя сократилось до Веры.

— Папа мой был человеком партийным, и, что называется, вне религии. Мама тоже была не воцерковлена, но соблюдала некоторые традиции, освящая, например, куличи к Пасхе. Меня тайно крестила бабушка, хотя никто из родных против не был. Таинство помню какими-то отдельными фрагментами. Нас много, мы стоим в шеренге в избе. Есть дети, есть взрослые. Тогда ведь в атеистические времена редко крестили в храмах. По домам ходили женщины, собирая всех, кто желал покреститься сам или покрестить малышей. И батюшка тайно крестил. Но ни его самого, ни то, как проходило Таинство, в памяти не осталось.

Главный совет Веры Асхатовны  — приводить детей в храм как можно раньше. А уж когда человек приходит в храм, то это должно быть всерьез.

— Чем старше человек становится, тем сложнее ему изменять себя, приходится ломать. Это всегда очень тяжело. Сколько грехов и соблазнов можно избежать, если жить по заповедям Христовым с раннего детства. И еще вот сейчас обращаю внимание, что люди службы не знают. Не понимают, почему в тот или иной момент открываются Царские врата, в какие моменты кадит диакон, а когда  — священник. Это же страшно, когда на Литургии начинается Евхаристический канон. В этот самый момент совершается преложение Святых Даров, а в храме кто-то разговаривает, кто-то свечи передает. Нужно изучать, что такое Литургия, что такое Всенощное бдение, читать жития святых. Сейчас столько литературы. Нельзя к Господу относиться с небрежением.  

УМЕНИЕ УВИДЕТЬ В ЛЮБОМ ЧЕЛОВЕКЕ ОБРАЗ БОЖИЙ… ТАК УЧИТ ЦЕРКОВЬ, НО НЕ КАЖДОМУ ЭТО ПОД СИЛУ.

Ее осмысленный путь к Богу начался уже после замужества. В семье родились двое мальчишек – Антон и Сергей. Шебутные, строптивые. Справиться с их характерами было тяжело. Ведь нужно и в строгости воспитывать, и не лишить при этом материнской ласки. Как почувствовать эту грань? «За ответом не просто пошла, а побежала в Церковь», — вспоминает Вера Асхатовна.

— Спросила у коллеги — знала, что она ходит в храм. Та посоветовала Донской монастырь. Еще какое-то время ходила в Успенскую церковь в Вешняках. А потом узнала, что рядом с нашим домом открыли храм. Это был 1991-ый год. Три месяца, как возобновились богослужения. Отчетливо помню, когда впервые сюда пришла. Была осень, день выдался невероятной красоты. Теплое, мягкое солнце, желтая и зеленая листва. В храме идет служба. На клиросе поет только один человек. Мужчина. Как он пел! Его голос завораживал, обволакивал. Растрогана я была невероятно. Уже 30 лет прошло, а помню до сих пор этот день и этот голос.

Иногда, чтобы прийти к Богу, человеку требуются долгие годы, а чтобы поверить в Него, поверить Ему – можно просто услышать Его голос.

Наверное, что-то подобное испытали послы равноапостольного князя Владимира на службе в храме святой Софии в Константинополе, после которой они ничего не могли сказать — кроме того, что они не знали, были ли на небе или на земле, лишь поняли, что там Бог обитает среди людей. Подобное ощущение и переживание испытала и Вера Асхатовна, но только не в великолепно изукрашенной Святой Софии, а в полуразрушенном храме, который ранее был и тиром, военным клубом собаководства. И вот наконец в Свой дом вернулся Господь.

— Отец Александр Дасаев создал в храме атмосферу полного доверия! А какие люди! Какие невероятные люди у нас! В те годы столпами храма, смело могу их так называть, кроме, конечно, нашего настоятеля, были Нина Георгиевна Гуляева, Зоя Васильевна Дымова. Людмила Михайловна и Ольга Петровна Перекрестова. Они столько сил вложили, чтобы восстановить здание храма, создать приход. Сколько же у них было послушаний: и в трапезной, и за свечным ящиком, и храм сами убирали. Я помогала, чем только могла, но больше всего любила дежурить в часовне во имя Двенадцати целителей. Главной там была Людмила Михайловна, которая тоже отдавала много сил и вкладывала душу в создание прихода. Сейчас часовня уже не действует, а тогда по будням в храме служб не было. Но зато в любой день была открыта часовня. Врачи часто заглядывали, пациенты приходили помолиться об исцелении. Однажды пришла женщина, заказала благодарственный молебен. Она хотела выйти на балкон, а тот через минуту обвалился. Историю ту помню до сих пор.

Вера Асхатовна признается, что не любит богатых церквей, ей по душе простые деревенские храмы. Там нет золотых окладов у икон, там самый простой иконостас, но именно в таких церквушках отчетливее ощущается присутствие Божие.

— Ольга Петровна – это Ангел Божий на земле, так много сделала она для нашего храма. Я счастлива, что знакома с ней, что Господь благословил с ней поработать. А потом и с Людмилой Ивановной Курбатовой, которая стояла у истоков госпитальной группы. Когда-то она пригласила помогать и меня. И  больше 20 лет я ходила в 70-ю больницу. Сейчас по немощи уже это послушание нести не могу, но мы, приходя к больным, всегда рассказываем о Христе и о нашем храме, приносим святую воду и принимаем записки. Тяжело? Да! Но только физически. Но вы не представляете, какая это радость! С каким легким чувством ты выходишь из больницы. Больные часто нас благодарят, но это мы им благодарны. Это свет и радость, это покой. У нас очень сплоченная группа, потрясающе интересные люди. 

Но главное, конечно, для Веры Асхатовны – это молитва. За родных, уже ушедших в вечность, за друзей. За сыновей, чтобы они, находясь в поисках Бога, всё же его обрели.

 — Самое удивительное, что Антон и Сережа сами приняли решение покреститься, я не настаивала, им лет по 10 было. Помню, как прислали талоны на гуманитарную помощь. Времена были голодные, 90-е годы, полки в магазинах пустые. Отец Александр раздал талоны прихожанам, и сыновья без ропота пошли со мной эти талоны отоваривать. Выдали нам крупы, масло, что нас очень тогда выручило.

Увы, так часто случается, что у верующих родителей, дети в храм не ходят. Семья Веры Асхатовны как раз из таких. Хотя Антон в свое время часто и много помогал в церкви, но потом кто-то грубо ответил, не так посмотрел…

— Тяжело переносите, что дети пока вне храма? — спрашиваю Веру Асхатовну.

– Я верю в Него, в Его Промысел о всех нас, а я молюсь, чтобы Господь управил.

Без Бога мы — как нули без единицы. Старец Паисий Святогорец очень любил этот образ, говорил, что когда мы сами что-то делаем, то рисуем бесчисленное множество нулей, и только Бог может пририсовать единицу. Жизнь человеческая может быть наполнена самыми разными свершениями, деяниями, но она обнуляется, когда человек умирает, так и не встретив Бога, так Его и не познав, так к Нему и не присоединившись. Вера в Бога – великая ценность. Это – победа, как говорит нам святой апостол Иоанн Богослов. Это победа, победившая мир. Наша вера побеждает смерть, тление, побеждает все, потому что у нее для этого имеется «противовес» – жизнь вечная.

Молебен о болящих

6 октября, 2019

По благословению настоятеля нашего храма протоиерея Андрея Бондаренко 

 с 7 октября сего года по будним дням будет служиться

молебен о здравии и исцелении болящих.

Приглашаем всех желающих помолиться за себя и своих близких!

Начало молебна в 16.30

ПУТИ К БОГУ. КРЕЩЕНИЕ

4 октября, 2019
Наша жизнь во Христе, наша жизнь с Богом начинается с Крещения. Это таинство духовного рождения. Все мы когда-то родились от земных родителей. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога. Как часто молодые родители приносят младенца креститься, не понимая, что стоит за этим таинством, насколько ко многому оно обязывает. На вопрос, зачем семья несет малыша в храм, отвечают: так положено. Мы-русские люди, а значит должны принять православие. Огласительные беседы многие воспринимают как некий допуск к крещению. А с каким трудом приходится учить будущим крестным родителям «Символ веры»!  Сколько усилий прикладывают катехизаторы, чтобы достучаться до сердец, чтобы рассказать о Крестной Жертве Христа, принесенной за всех и за вся. Зачастую родителей больше интересует, кто будет держать ребеночка на руках во время таинства и можно ли присутствовать в это время в церкви мамам-папам-бабушкам-дедушкам, чем истинное понимание, какой особенный, торжественный шаг они делают. 

Что нужно знать о Крещении, можно ли дожидаться, когда ребенок повзрослеет, чтобы он сам принимал решение, в какую веру ему креститься и креститься ли вовсе, об этом рассказал клирик храма Спаса Нерукотворного Образа протоиерей Димитрий Максимов.

B

 Если посмотреть, то в храм в основном ходят женщины. Но всем, и мамам, и папам нужно ходить в воскресный день на Литургию, по возможности – отдавать ребенку в воскресную школу. 

МОЛИТВА – ЭТО ОСНОВА ОСНОВ. НО, ЧТОБЫ НАУЧИТЬ МОЛИТВЕ РЕБЕНКА, НУЖНО САМОМУ НАУЧИТЬСЯ МОЛИТЬСЯ.

Увы, зачастую таинство Крещения малышей превращается для родителей в заботу по поиску подходящих нарядных крестильных рубашечек, подготовку угощений… Это, конечно, все очень важно, ведь это большой праздник – соединения со Христом. Потому на первом месте должна стоять духовная подготовка. Это Исповедь и Причастие и родителей, и восприемников. Многие предпочитают приглашать крестными своих близких друзей и подруг, но совсем не ведущих церковной жизни. Это в корне неверно. Пусть будет один восприемник (по полу ребенка, для мальчика – отец, для девочки – мать), но он должен будет заниматься духовным воспитанием малыша. Рассказывать о Боге, молиться за малыша, а потом и вместе с ним, обязательно ходить в храм.

— Если в доме царит правильная духовная обстановка, если люди готовы жить по заповедям Христовым, если ходят в храм и молятся, то тогда нужно и можно креститься. Но если пока такого понимания нет, то лучше не торопиться, посетить еще несколько огласительных бесед. Господь никогда малыша без защиты не оставит, но этому маленькому ангелочку, важно, чтобы на земле были люди, молящиеся за него. Торопливость в вопросах Крещения не нужна, иначе можно отпасть от Церкви. Если перед глазами у ребенка не будет достойного примера, он может принять ересь за учение о Христе. Жизнь с Богом вне храма невозможна. В этом случае человек не сможет принять Святые Дары. Без воцерковления Крещение бессмысленно. Истинный христианин любит Бога больше, чем кого-либо. В нашей суетной жизни нам никак не обойтись без пищи духовной. Исповедь, Причастие дают нам силы бороться со злом, отделять зерна от плевел. Без Церкви у нас ничего не получится. Нам даруется Благодать через Церковь.

 

Родителей, приводящих малышей на Причастие в воскресный день, в нашем храме сотни. Но из сотни родителей, тех, кто Причащается сам, совсем немного – едва ли будет десяток. Чему же может научить мама или папа, далекие от религиозной жизни, равнодушные к вопросам веры?

— Наши священники всегда открыты к беседам, всегда можно подойти, задать вопрос, идти к Богу никогда не поздно. А если из 20 приходящих на огласительные беседы, в храм начинает ходить хотя бы один человек, то это уже большая радость. Если мы обратимся к Евангелию, то прочтем, как проповедовал Сам Христос, то увидим, что из 10 исцеленных Господом, пришел и поблагодарил Его только один человек. Мы никого не можем принуждать, человек наделен свободной волей.

Ребенка крестят по вере родителей. Это главный ответ на предложение некоторых прогрессивных родителей подождать лет до 15-16 с крещением, чтобы ребенок уже мог сам определиться, хочет ли он быть православным христианином, католиком, иудеем или остаться атеистом.

 — Конечно, рассуждать так может только невоцерковленный человек. Потому что мы понимаем, что свободу выбора в этом случае даст кто-то другой. Даже в православных семьях случается, что ребенок вырастает атеистом, идет иногда против Бога. Может быть, родители откладывали воспитание на потом, может быть, не уследили…Я выступаю за то, чтобы Крещение было ранним, но разумным, без торопливости. Мы всю жизнь воцерковляемся, нет на земле конца, потому что мы должны развиваться, бороться за себя и свою душу. И мы должны в этой борьбе себя чему-то научить.

Крещение это не магический обряд, у человека остаются все те же греховные привычки и склонности, которые были и до Крещения. Поэтому Крещение — это самое начало духовной жизни. Человек получает некий «аванс». И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь, годы духовного труда и настоящей церковной жизни, постоянного участия в церковных таинствах. Нередко на этом пути совершается масса ошибок, сотни падений… Главное — подниматься и снова идти. Только так начинается постепенное преображение человека, когда в сердце не остается места для греха. 

ВЕРА. НАДЕЖДА. ЛЮБОВЬ

30 сентября, 2019
ВЕРА. НАДЕЖДА.ЛЮБОВЬ. Три главных христианских добродетели. Три женских имени. Все, что человек ни делает, он делает во имя Господа, во имя Веры, Надежды, Любви. Если человек творит добро, а «любви не имеет», то дела его ничтожны в глазах Божиих. Они становятся следованием мертвой букве закона.
Если человек вершит добро, не веруя в Бога, не понимая того, Кто дает ему силы творить, он может впасть в гордыню и тщеславие. Ведь только Господь есть истинный Благотворец, дарующий человеку все, что он имеет и саму жизнь.  Не надеющийся на Бога и на Его поддержку, может испугаться трудностей, возникающих на пути любого доброго дела.
День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отмечается 30 сентября. Что значат эти имена в жизни их обладательниц, к чему обязывают? Об этом мы спросили прихожанок нашего храма.

ВЕРА

Вера открывает нам то, что истинно, и от искренней веры рождается любовь, потому что тот, кто истинно верит в Бога, никогда не согласится удалиться от любви. Святитель Иоанн Златоуст (45, 629)

ВЕРА ПЕТУХОВА

Именем Вера меня назвали в честь маминой подруги. И до момента своего воцерковления я не совсем осознавала, что стоит за этим именем. Наша соседка по даче почему-то звала меня иногда Варвара. Но меня это, если честно, не очень смущало. Иногда это имя я даже к себе примеряла…Но изменить Веру на Варвару в паспорте я никогда не хотела… А уже придя в храм, поняла, каким именем меня назвали. И полюбила его, и осознала, и поняла его суть.

Вера — это значит быть верной. Для далеких от храма и от Господа людей жизнь полна чудес. Но только они не понимают, Кто творит эти чудеса, Кто за ними стоит. Вовремя подошедший автобус, нечаянная встреча с человеком, по которому скучаешь. Люди объясняют это случайностью, удачно сложившимися обстоятельствами.

Жизнь христианина полна чудес, но с той лишь разницей, что он точно знает, по Чьему Промыслу это происходит. Когда веришь, то уже не удивляешься совпадениям, счастливым случайностям. Ты знаешь Имя этих случайностей.

Господь очень близко, Он слышит наши молитвы, Он откликается на них.

Случается, что, приходя в храм с тяжелым сердцем, я получаю утешение и ответ от Господа. Выходя на проповедь, батюшка начинает отвечать на тот вопрос, на те сомнения, которые меня мучают. Я еще даже не озвучила этот вопрос священнику, а уже получила на него ответ от Бога.

В подтверждении истины, что мы никогда не бываем оставлены Господом, только если сами не станем его отталкивать, поделюсь своей недавней историей. Возникли трудности на работе, думала, как поступить правильно, что делать? Менять профессию или оставаться на том месте, где сейчас тружусь. Эта мысль не давала мне покоя уже несколько недель.

И как-то за вечерним правилом от всей души и буквально со слезами обратилась ко Господу за помощью. Как в Псалтири: «Из глубины воззвах к Тебе, услыши мя, Господи». Как же чуток наш Господь. На следующий же день на работе открылась вакансию, которую предложили занять мне. Это меня поразило. Такого быстрого ответа на свою просьбу я и представить не могла. Но, видимо, так слезно я просила Господа помощи, что Он ответил. И стоя через пару дней на службе попросила Господа управить так, как Он считает полезным и нужным для меня. Это было сердечное воздыхание, идущее от самого сердца. И Господь разрешил эту ситуацию опять-таки на пользу мне. Вакансию закрыли, я осталась на своем рабочем месте, поняв, что, если бы перешла на новое место, но не было бы мне в том пользы. Надорвалась бы, не была готова.

Это как раз рассказ о вере, о доверии к Господу. Сделай так, как мне полезно, а я приму Твой промысл обо мне.

НАДЕЖДА

Надежда на Бога – рычаг, который опрокидывает отчаяние, освобождает душу от уныния и страха, и шаг за шагом укрепляет духовные силы человека, пробуждая в нём святой оптимизм. (Преподобный Паисий Святогорец)

НАДЕЖДА КОЛОЧАНОВА

Я очень люблю свое имя. Его мне дала мама. Если бы не было в моей жизни надежды, то и здесь, в храме, я бы сейчас не была.

Я родилась в церковной семье, родители назвали старшую сестру Любовью, меня – Надеждой, и сколько себя помню маленькой, мечтала о третьей сестренке – Вере, но родился мальчик.

Несколько лет назад с братом случилось несчастье. Все свое упование, всю свою надежду на его исцеления я возложила на Господа. Я надеялась, молилась, многие прихожане встали на молитву за брата, и Господь послал исцеление.

А сколько таких эпизодов было в моей жизни, когда единственное, что оставалось  — это Надежда. Да, именно так, с большой буквы. Жизнь любого человека полна испытаний, моя  — не исключение. Но чтобы не происходило, я верю в Него, я надеюсь на Него. И Он всегда отвечает.

Я всегда уповаю на Господа, ибо Надежда – это упование на Него, Всемогущего, Милостивого, Милующего, Любящего.

Вера, Надежда, Любовь….Три столпа, три основы. Говорят, что Любовь – превыше всего…Да, это так, но Любви без Веры и Надежды не бывает.

ЛЮБОВЬ

 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине: Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (Стих о любви из послания к Коринфянам апостола Павла)

ЛЮБОВЬ АНИСИМОВА

Мои родители очень любили друг друга, именно поэтому меня назвали Любовью. Я приняла Святое Крещение в достаточно позднем возрасте – после 30 лет. И до того момента мое имя оставалось всего лишь именем, таким же обычным, как Юлия или Лариса. Теперь же я понимаю, как много сокрыто в моем имени.

Его нужно нести с достоинством, непозволительно быть несдержанным, жить с ожесточенным сердцем. Я иногда останавливаю себя, говорю: Стоп, так нельзя, ведь ты – Любовь, это имя тебя ко многому обязывает.

Любовь – это сопереживание, это соучастие, неравнодушие, это высшая христианская ценность. Любовь проявляется по-разному. Я испытываю невероятную любовь к моему маленькому внуку, когда мне присылают видеокадры с ним. Я люблю свою семью, люблю своих друзей. Это разные чувства, разные эмоции, но всё равно — это Любовь.

Человеку многое дается и с него же много спрашивается. Я часто ощущаю призывающую благодать. Я  — христианка, я хочу познать Любовь, я хочу научиться любить в полном понимании этого слова.  Я падаю и поднимаюсь, я хочу идти по этому пути, когда нет сил – ползти, но верю, что иду к Любви в правильном направлении.

Воздвижение Креста Господня

27 сентября, 2019

 

Что такое Воздвижение Креста Господня

Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.

Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.

И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.

Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Воздвижение Креста Господня — двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Крестовоздвижение — Господский праздник.

 

Когда отмечается

Воздвижение Креста Господня

Русская Православная Церковь вспоминает Воздвижение Креста Господня 27 сентября по новому стилю (14 сентября по старому стилю).

У этого праздника есть один день предпразднства и семь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

Отдание праздника — 4 октября. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

 

События Крестовоздвижения

Описание событий Воздвижения Креста Господня, которое произошло в IV веке, мы находим у некоторых христианских историков, например, Евсевия и Феодорита.

В 326 году император Константин Великий решил во что бы то ни стало найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.

Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, так как у иудеев был обычай закапывать орудия казни рядом с местом ее совершения. И, действительно, в земле нашли три креста, гвозди и доску, что была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Люди поклонялись Кресту и молились: «Господи, помилуй!».

В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено другое воспоминание — о возвращении Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена.

В 614 году Персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Святыня пребывала у иноземцев четырнадцать лет. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.

Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру.

Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.

Как говорит Предание, Крест Господень был обретен перед праздником Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Поэтому сначала Крестовоздвижение отмечали на второй день Пасхи.

В 335 году в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Произошло это 13 сентября. В честь этого праздник Воздвижения перенесли на 14 сентября (по старому стилю; по новому стилю — 27 сентября). Епископы, которые приехали на освящение со всех концов Римской империи, рассказали о новом празднике всему христианскому миру.

 

Богослужение

Воздвижения Креста Господня

В день Крестовоздвижения положено совершать Всенощное бдение и Литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное Богослужение накануне праздника — бдение.

Воздвижение — это Господский (посвященный Господу Иисусу Христу) двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой службой. Например, память Иоанна Златоуста переносится на другой день.

Интересно, что во время Утрени на Крестовоздвижение Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

Кульминационный момент праздника — когда первенствующий священник или епископ, одетый в фиолетовое облачение, выносит Крест. Все молящиеся в храме целуют святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Во время общего поклонения Кресту поется тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Крест лежит на аналое до 4 октября — дня отдания Воздвижения. На отдание священник уносит крест в алтарь.

 

Икона Воздвижения Креста Господня

Самый распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV-XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне одноглавого храма. В центре на амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают диаконы. Крест украшен веточками растений. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. Справа — фигуры царя Константина и царицы Елены.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Икона. Конец XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

 

 

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на день Воздвижения Креста Господня

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня поклоняемся с трепетом и благодарностью кресту Господню. Как две тысячи лет тому назад, Крест Господень остается для одних соблазном, для других – безумием, но для нас, верующих и спасаемых Крестом Господним, он является силой, он является славой Господней.

Трепетен Крест Господень: это орудие жестокой, мучительной смерти. Самый ужас, который нас охватывает, когда мы взираем на орудие ее, должен нас научить мере любви Господней. Так возлюбил Господь мир, что Он Сына Своего Единородного отдал, для того чтобы спасти мир. И этот мир, после воплощения Слова Божия, после жизни Христовой на земле, после того, как Он провозгласил Божественное учение в слышание всех народов, и после того, как проповедь любви Он подтвердил, доказал смертью без злобы, смертью, к которой не примешалось ни одно мгновение противления, мести, горечи, – после всего этого наш мир уже не прежний. Его судьба не проходит трагически страшно и мучительно перед Божиим судом, потому что Сам Бог вошел в эту судьбу мира, потому что эта судьба наша теперешняя связала вместе Бога и человека.

И Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, – ничем другим нельзя откупиться за любовь.

И вот перед нами стоит вопрос, вопрос совести пока, который в свое время станет вопросом, который Господь на Страшном суде нам поставит, когда Он встанет перед нами не только в славе Своей, но встанет перед нами изъязвленный за грехи наши. Ибо Судья, Который будет стоять перед нами, это Тот же Самый Господь, Который жизнь Свою отдал за каждого из нас. Что мы ответим? Неужели нам придется ответить Господу, что Его смерть была напрасна, что Крест Его не нужен, что когда мы увидели, как много нас любит Господь, у нас не хватило никакой ответной любви, и мы ответили Ему, что предпочитаем ходить во тьме, что предпочитаем руководиться страстями, похотьми нашими, что для нас дороже широкая дорога мира, чем узкий путь Господень?.. Пока мы живем на земле, мы можем себя обмануть, что есть еще время. Но это неправда, – времени страшно мало. Жизнь наша может оборваться в одно мгновение, и тогда начнется наше стояние перед судом Господним, тогда будет поздно. А теперь время есть: время есть, только если мы каждое мгновение нашей жизни превратим в любовь; только тогда, если мы каждое мгновение жизни превратим в любовь к Богу и любовь к каждому человеку, нравится он нам или нет, близок он нам или нет, – только тогда наша душа успеет созреть к встрече Господней.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер – неужели останемся мы безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом, Который нам дал пример, как Он Сам говорит, чтобы мы за Ним последовали. И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни. Аминь.

 

Места в Москве, связанные с Воздвижением Креста Господня

 

Храм Воздвижения

Креста Господня в Алтуфьево

Адрес храма: Москва, Алтуфьевское шоссе, дом 147.

Старая церковь была сооружена на средства И.И. Вельяминова в 1760-1763 годах, потому что существовавшая ранее на этом месте «…издавна построенная каменная церковь во имя Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови пришла в совершенную ветхость, – и от этой ветхости вся разселась…». Новый храм был с колокольней. В конце XVIII веке его перестроили.

Храм закрывался только на короткое время в годы Великой Отечественной войны. Святыни — особо чтимые иконы: список с Казанского образа Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского (чудесно явилась у колодца сохранившегося источника на границе сел Алтуфьева, Бибирева и Медведкова).

 

Храм Воздвижения

Креста Господня на Чистом Вражке

Адрес храма: Москва. 1-й Тружеников переулок, дом 8, строение 3.

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага на левом берегу Москвы-реки.

Каменный храм на месте деревянного строился 18 лет. Главный престол освятили в 1658 году.

В 1701 году каменный храм впервые перестроили. Композиция церкви продолжала традиции посадского строительства XVII века. В объеме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооруженного в 1658 году, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому.

В течение двух столетий храм постоянно перестраивали, свой сегодняшний облик он приобрел в 1894-1895 годах. Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких. 25 мая 1901 года здесь венчался А. П. Чехов.

В 1918 году храм начали разграблять. Власти вывезли отсюда более 400 пудов серебряной утвари.

В 20-е годы в храме не раз совершал Божественную литургию святитель Тихон, Патриарх Московский. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), который был расстрелян в декабре 1937 года на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70% росписи уцелело. К концу 2000 г., после возвращения Церкви и долгой реставрации, здание вновь приняло прежний архитектурный облик.

 

Улица Воздвиженка

Воздвиженка — улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII — начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка — часть торговой дороги в Смоленск. В XV — первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» — предместье).

В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь.

В 1935 г. Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 — в улицу Калинина. В 1963—90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название.

 

Крестовоздвиженский монастырь

Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года.

Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931 г. арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми.

 

Народные традиции праздника Крестовоздвижения

На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции.

В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины.

27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени. «На дворе Воздвиженье, последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!». «На Воздвиженье шуба за кафтаном тянется!». «На Воздвиженье зипун с шубой сдвинется!». «Воздвиженье кафтан сымет, шубу наденет!». «Воздвиженье – последний воз сдвинулся с поля, а птица – в отлет!».
День был постным: «Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится», «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него – пятница-среда, постная еда!», «Кто не постит Вздвиженью – Кресту Христову – на того семь грехов воздвигнутся!».
Праздник Воздвижения именовали также «капустницами». «Смекай, баба, про капусту – Вздвиженье пришло!», «Вздвиженье-капустницы, капусту рубить пора!», «То и рубить капусту, что с Вздвиженья!», «У доброго мужика на Вздвиженьев день и пироги с капустой!», «На Вздвиженье первая барыня – капуста!». Еще приговаривали: «Ни Воздвиженской, ни благовещенской капусты мороз не бьет!». Молодежь устраивала «Капустенские вечерки»; они длились две недели.

Все поговорки и пословицы, приуроченные к празднику Воздвижения Креста, посвящены теме приближающейся осени либо строгому посту в этот день. 

Приметы же, которые тоже связывают с этим праздником, как и любые другие суеверия, не имеют никакого отношения к церковному вероучению и Церковью осуждаются.

Рождество Богородицы

21 сентября, 2019

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании. Мы расскажем об истории, смысле и народных традициях, связанных с праздником.

 

Что такое Рождество Богородицы

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — полное название праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Рождество Богородицы — Богородичный праздник.

Событие, которое мы празднуем в этот день, не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания, одного из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.

Предание, рассказывающее о Рождестве Девы Марии, а именно — Протоевангелие Иакова — было написано во II веке. А отмечать праздник как отдельный значимый день стали ко второй половине V века. Об этом мы, например, читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы).

 

Когда празднуется Рождество Богородицы

Православные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю (8 сентября по старому стилю). Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.

Праздник по православной традиции продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

События Рождества Пресвятой Богородицы

В Новом Завете мы не найдем практически ничего о земной жизни Богородицы. Евангелия не дают сведений о том, кто были родители Девы Марии и при каких обстоятельствах она родилась.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы основан на Церковном Предании. Существует так называемое Протоевангелие Иакова, написанное в II веке. В нем мы читаем, что Мария родилась от благочестивых родителей, Иоакима и Анны. Иоаким был выходцем из царского рода, а Анна — дочерью первосвященника. Они дожили до преклонных лет и были бездетны. Это было источником скорби для пары и вызывало общественное порицание.

Однажды, когда Иоаким пришел в Храм, первосвященник не разрешил ему принести жертву Богу, сказав: «Ты не создал потомства Израилю». После этого безутешный Иоаким удалился в пустыню для молитвы, Анна же осталась дома и тоже молилась. В это время им обоим явился ангел и каждому возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».

Узнав радостную новость, супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима.

После этого Анна зачала. Как пишет Протоевангелие Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Праведники дали обет посвятить своего ребенка Богу и отдали дочь Марию в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

 

История празднования Рождества Богородицы

Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Икона Рождества Богородицы

Самые древние изображения событий Рождества Божией Матери мы встречаем к X-XI веках. Это иконы и фрески. Например, роспись грузинского храма VII века в Атени. Весь этот храм посвящен Богородице (празднику Успения Богородицы).

Рождество Богородицы 2

Есть и другие древние изображения праздника: фрески в Киевском Софийском соборе (первая половина XI века) и в Преображенском соборе Мирожского монастыря (XII век), композиция в церкви Иоакима и Анны сербского монастыря Студеница (1304 год).

Традиционно на ранних иконах и фресках иконописцы изображали в центре композиции праведную Анну — мать Девы Марии. Роженица полулежит на высоком ложе, перед ней стоят женщины с дарами, акушерка и служанки, которые омывают Богородицу в купели.

С каждым веком этот иконописный сюжет обогащался все новыми и новыми подробностями. К примеру, стали изображать стол с принесенными дарами и угощениями, водоем, птиц. Сейчас икону Рождества Богородицы часто делают житийной, то есть дополняют основной сюжет отдельными композициями (клеймами) — сюжетами из истории события. Плач Иоакима в пустыне, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма и так далее.

рождество богородицы дионисий

До наших дней дошла роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, которую в 1502 году выполнил великий иконописец Дионисий. Это фреска над главным входом, которая изображает святую Анну на ложе; купель; приходящих поклониться Рожденной жен и дев с сосудами в руках; Иоакима и Анну с Девой Марией на руках.

 

Богослужение Рождества Богородицы

В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак Рождеству Богородицы, но текст его не сохранился до наших дней. Самое древнее песнопение праздника — тропарь «Рождество Твое, Богородице Дево». Скорее всего, он был составлен в V—VII веках. Кроме того в современную службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Проповедь на Рождество Пресвятой Богородицы

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемилостивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любовью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляемы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь воплощенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блаженству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помышления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избранников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попускает им идти тесным путем, поскольку он способствует им устремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость доставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости праздничной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примирилось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Христос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободилось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благословения Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с естеством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отверженный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесному, получил обетование славного воскресения и вечной жизни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совершается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Богородицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Богу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочеловека! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Предстательницей рода христианского пред Своим Сыном и Богом! Она — наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвеличила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои безчисленные моления, прошения, хвалы, славословия и благодарения; Она совершила и совершает в Церкви безчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродетелями христианскими. Аминь.

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино — духовный центр московского района Отрадное. Адрес: Алтуфьевское шоссе, дом 4.

Владыкино — одно из самых древних подмосковных сел. Первым владельцем села был благоверный князь Даниил Московский, сын святого Александра Невского и прямой потомок равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. В 1322 году село пожаловали в вотчину тысяцкому Протасию Вельяминову, прибывшему на службу к московскому князю. От его имени село и получило свое первое название — Вельяминово.

Спустя три столетия, в 1619-ом, царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но вскоре село переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при нем здесь строится деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая).

После 1653 года Святейший Патриарх Никон делает село своей вотчиной и дает ему новое название — Владыкино. Во Владыкино строят патриарший путевой дворец и еще один храм — в честь Иверской иконы Божией Матери.

Первый каменный храм во Владыкино был построен в 1770 году. Колокольня была возведена графом К. Г. Разумовским, владельцем соседнего села Петровское. К средине XIX века каменный храм сильно обветшал. В 1854-ом на месте старого построили новый, на этот раз трехпрестольный, храм с приделами архангела Михаила и архангела Гавриила. Главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским.

В советские годы храм не закрывался, даже во времена самых жестоких гонений на Церковь. Во время Великой Отечественной войны в него не попал ни один снаряд, хотя немцы стояли совсем близко. В 70-е годы были попытки снести храм при строительстве эстакады в начале Алтуфьевского шоссе, но прихожане смогли отстоять его.

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА. НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ

20 сентября, 2019
Воскресная школа существует при храме Спаса Нерукотворного Образа с момента возобновления Богослужений, то есть с 1991 года. С благословления тогдашнего настоятеля протоиерея Александра Дасаева занятия проходили в здании 70-й городской больницы. Идею давать детям и взрослым религиозное образование поддержал главврач. Первым директором школы стала Татьяна Викторовна Гусакова.  Она до сих остается верна своему любимому делу. В Воскресной школе Татьяна Викторовна сейчас читает курс православной этики и истории Русской Церкви. После того, как в 2005 году при храме был построен Дом причта, занятия для учеников проходят в просторных светлых классах с удобными партами и столами.

1 октября в школе начинается новый учебный год. Как рассказал директор Воскресной школы Игорь Владимирович Тихоновский, изменился принцип обучения, принцип деления на классы, в расписании появились новые предметы, пришли новые педагоги.

— Акцент нашего прихода всегда делался на образовании. И продумывая, как нам выстроить учебный процесс, мы отталкивались от того, что учиться в Воскресной школе хотят и уже воцерковленные ребята,  и те, кто только делает первые шаги на пути к Богу, на пути к храму. Мы принимаем в школу детей с 6 лет. Но, помимо деления по возрастам, мы, в первую очередь, будем обращать внимание на уровень подготовки. И самим ребятам сложно в одном классе, и педагогам, если кто-то уже приходит на исповедь, регулярно причащается, и тем, кто еще только узнает, кто такой Иисус Христос, кто такие апостолы…Поэтому у нас будет класс для новоначальных, где возраст не является основным критерием.

Какие предметы будут преподаваться и будут ли новые педагоги?

— В этом году мы держимся Богословского направления, и такие предметы должны преподаваться профессионалами самого высокого уровня.  Поэтому занятия по Священному Писанию, Ветхому и Новому завету будет вести преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Михаил Сергеевич Ащаулов. В расписании есть церковнославянский язык, чтобы дети, приходя в храм, понимали суть происходящего. Историю Церкви ведет педагог-историк Екатерина Александровна Свистунова. Вот уже много лет введение в Литургическое предание, Литургику ведет иерей Димитрий Карпов, он продолжит работу с учениками Воскресной школы. Также в этом году мы открываем военно-патриотический клуб, руководить которым будет диакон нашего храма Павел Колокольцев. Как Вы видите, это люди с высшим профильным образованием, которые не только знают свой предмет, любят его, но самое главное  — все наши педагоги люди верующие, воцерковленные, что, на мой взгляд, является важнейшим моментом.

Каким образом будет выстраиваться учебный процесс?

-Школа работает давно, знаний педагоги всегда давали много, но не было единой образовательной системы. Иногда с началом нового учебного года приходилось начинать курс заново. Теперь же принцип обучения в Воскресной школе будет системным. Начав изучение, например, Закон Божий в первом классе, по его окончании ученики будут писать итоговую аттестационную работу. Во втором классе изучение предмета продолжится, но уже на более высоком уровне, по окончании курса — опять аттестация. И так по всем предметам. Важна системность знаний.

 — Экзамены  — это тоже новация нынешнего учебного года?

— Да, нам важно понимать, с чем уходит ученик из класса. Зачастую на уроках, прослушав материал, дети за неделю редко к нему возвращаются. В итоге преподавателям приходится в следующее воскресенье начинать все сначала. Зная же, что предстоит аттестационная работа, дети будут более ответственно относиться к закреплению знаний. Перед приемом в Воскресную школу мы проводим собеседования с ребенком, чтобы понять уровень его знаний и правильно определить его или в учебный класс, или в класс новоначальных.

Что делать, если ребенок хочет учиться, хочет общаться, но 6 лет ему еще не исполнилось…

— У нас работают кружки, куда мы приглашаем всех без исключения ребятишек. Это классы лепки и рисования, это занятия логоритмикой, где ждем малышей от 2 лет. Можно учиться петь в детском хоре. Словом, выбор широк, нужно только желание ребят и их родителей.

Немаловажный вопрос: платное ли обучение?

-Нет, все бесплатно. Кроме того, после воскресной Литургии и перед началом занятий мы кормим наших учеников в трапезной. Кто-то причащается, потому не ест, кто- то с утра не успел…Мы обязательно устраиваем обед, а затем уже начинаем занятия.

Занятия, как я понимаю, начнутся с 1 октября?

— Традиционно в первую и в последнюю учебную неделю мы отправляемся в паломничество, выбираем храм в Московской области, и в пути ребята знакомятся, если речь идет о новичках, делятся новостями с теми, с кем, быть может, не виделись всё лето. Это создает определенный настрой на учебу, помогает подружиться.  В этом году мы едем в Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь в городе Истре Московской области.

Что делать, если по возрасту в детскую Воскресную школу ты уже не проходишь, а получить религиозное образование хочется?

-Приглашаем всех во взрослую Воскресную школу.  Как и в прошлом году, лекции по Новому завету будет читать иерей Алексий Некрасов. Михаил Сергеевич Ащаулов будет преподавать Псалтырь, а Святослав Игоревич Климов будет вести Катехизис. Как всегда, наши занятия предполагают диалог. Поэтому можно не только слушать педагога, но и задавать вопросы. К слову, в этом году мы открываем школу чтецов на церковнославянском языке. Туда мы ждем не только выпускников Воскресной школы, но всех наших прихожан, кто хочет обучиться искусству чтения богослужебных текстов и текстов Священного Писания. Руководить школой чтецов будет выпускник Сретенской духовной семинарии Святослав Игоревич Климов.

22 сентября на территории  храма будет проходить уже второй форум «Спас в Перово». Это день открытых дверей, куда приглашают и детей, и их родителей. Это возможность познакомиться с педагогами Воскресной школы, послушать урок из курса православной этики, поучаствовать в мастер-классах. Для ребят устроим веревочный городок, снабдим красками и глиной тех, кто любит творить. Храм должен стать вторым домом и Форум призван в этом помочь, освоиться, узнать и полюбить его.

P.S. Запись в Воскресную школу будет проходить до 29 сентября, все вопросы можно задать директору Игорю Владимировичу Тихоновскому по телефону: 8 (916) 426-10-42.

Образовательный форум «СПАС В ПЕРОВО»

16 сентября, 2019

В ходе работы образовательного форума будут представлены различные образовательные кружки нашей Воскресной школы.

Среди них:

Ждём вас на нашем интересном мероприятии!