Архив постов: 2019

СВЯТАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА — ЗВЕНО В ЗОЛОТОЙ ЦЕПИ СВЯТОСТИ

24 июля, 2019

Жития святых — орнамент, вытканный из оригинального повторения библейских сюжетов, и воплощенное Евангелие. Если для одних Евангелие — это книга, которую чтут и читают, то для других она – Слово, Которым живут. Эти другие достойно названы святыми, как исполнители заповеди «Святы будьте, ибо Я свят есмь».

Прекрасный Иосиф в Египте перетерпел искушение похотью и не уступил домогательствам хозяйки. Его победу Златоуст считает более славной, чем бесстрашие трех юношей перед лицом раскаленной Вавилонской печи.

И то правда. В юношеском возрасте, когда молодые люди сами ищут плотских сластей, Иосиф не уступает желанию взрослой женщины, притом будучи ее рабом. За победу над похотью он вначале садится в тюрьму, но оттуда выходит на царство.

Святая княгиня Ольга — звено в золотой цепи святости

Подобным образом Ольга становится княгиней, отказав Игорю – будущему мужу – в незаконной близости. Он домогался ее, она его пристыдила. Он не привык встречать отказ, но здесь принужден был смириться. Если бы она согласилась на блуд, он забыл бы ее, как забывают обычно легкомысленных любителей запретной сласти. Но она отказала, и он не смог забыть ее.

Целомудрием ее было покорено его сердце. Нашел ее Игорь и сделал княгиней. Ольга же, впоследствии потеряв его, осталась верна Игорю и замуж более не выходила.

Один из тропарей княгине говорит, что она «крылами богоразумия вперила свой ум и взлетела превыше видимого творения». Обладая острым умом и чутким сердцем, она искала Бога и нашла Его. Именно так и говорит апостол Павел, что Бог велит всем людям «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли – хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27). Ольга Бога ощутила и нашла.

Кто подобен ей? Варвара великомученица. Заключенная в высокую башню, преданная размышлениям, она удивлялась красоте мира, сиянию звезд и переменам дня и ночи. Рассматривание природы привело ее без всяких книг к первичному Богопознанию. Об этом тоже говорит апостол: «вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20)

А что значит принять веру, но жить почти в полном духовном одиночестве среди народа непросвещенного, погрязшего в язычестве? Не есть ли это подобие жизни Лота в Содоме, когда «сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр.2:8).

Очевидно, Ольга жила надеждой. Она молилась Богу о даровании Света веры своему народу и, не зная, как именно это будет, доверяла Премудрому Промыслу. Не иметь, но ожидать и верить в исполнение горячо желаемого, не есть ли это подобие жизни всех праотцев и пророков?

Ведь и о них говорит Писание, что они «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13).

И то, что не сын, но внук Ольги исполнил волю Божию о народе Русском, тоже знаменательно. Внуки более любимы, чем дети, поскольку к моменту рождения внуков мудреют люди и понимать начинают значительно больше. С внуками потому и общаются больше, им отдают сердце, их и вере учат, если веру имеют.

Так было, например, с апостолом Тимофеем. Хваля его нелицемерную веру, Павел вспоминает, что такая же вера «прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике» (2 Тим. 1:5). Так, словно через сообщающиеся сосуды, может по воле Бога в людском родстве вера переходить от человека к человеку, умножаясь и усиливаясь.

Наконец, управляя народом, решая тяжбы, взимая налоги, обуздывая непокорных, должна была Ольга по необходимости носить в груди дух сильный и твердый, подобный духу Деборы, Иудифи и иных жен, не раз спасавших Израиль.

Жития святых связаны со всей Священной историей, со всеми библейскими книгами. Воплощенным Евангелием называют иногда эти жития, поскольку в них видим повторение великих дел Божиих, описанных в Писании, на других людях и в другие времена.

Свой труд завершив и временную жизнь оставив, Ольга сделала все для того, чтобы люди ее народа и сами вникли в Божий Закон, и сами стали подражателями трудов и деяний святых людей, и сами продолжили составление доныне пишущейся Великой книги святости.

Протоиерей Андрей Ткачев

НА КАЗАНСКУЮ

20 июля, 2019

Ничто и никто на Земле не живет без воды – озерной, речной, дождевой, родниковой. Нужная всем без изъятия, вода все же бывает разной. Иногда Бог дает источникам целебную силу, и тогда вода не просто питает, но обновляет силы и возвращает здоровье. Эти целебные родники и ключи могут быть горячими, могут обладать особым вкусом, цветом и химическим составом. Зверь – чутьем и человек – умом находят эту воду, а с нею – и милость Создателя. Почему одни родники обычны, а другие чудотворны, знает Тот, Кто создал небо и землю и все, что в них.

То же самое видим и в отношении икон. Их много. В храмах и жилищах, большие и маленькие, древние и новые, они смотрят на нас глазами Христа, Богоматери, святых угодников. И через некоторые из них Бог благоволит творить чудеса и являть милость. Так он решил, и это Он Сам совершил избрание. Почему этот образ, а не иной, и почему сейчас, а не раньше или не позже, тоже – Его воля. Такова икона Казанская.

Ее почитание связывает нас с личностями и событиями. Главная личность – Патриарх Ермоген, защитник Отечества и мученик. Будучи еще просто священником, он стал очевидцем чудес от новоявленной иконы. Стал описателем этих чудес и творцом тропаря Богородице.Заступнице усердная, Мати Господа Вышнего, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися…

А главное событие это смута. Ее не с чем сравнить, разве что с революцией 1917-го и последующей чередой кошмаров. Привычно жалуясь на жизнь и выражая недовольство всем на свете, мы и представить можем с трудом, что такое смута междуцарствия, когда Рюриковичи пресеклись, а Романовы еще не явились, когда огромная страна, как раненный зверь попала в зубы бесчисленных шакалов. Жалости у шакалов нет.

Крестьянин тогда не пашет, потому что урожай все равно отберут. Купец не выходит на дорогу, потому что будет ограблен. Села тогда пустеют и крыши в брошенных домах провисают. Псам в пустых селах и деревнях в это время не на кого гавкнуть. Правители меняются так быстро, что народ не успевает запомнить их имена. Целуя крест на верность то одному, то другому, то третьему, люди совершенно перестают ощущать святость присяги и крестного целования. Все профанируется и обесценивается. Жизнь становится игрушкой, и брошенные трупы никто не хоронит. Первыми развращаются те, кто ближе к власти, кто погружен в интриги. Те, кто сидит на двух стульях и мечтает о короне, но трепещет за собственную шкуру. Они становятся циниками, а беззащитный народ перестает кому-либо доверять. И вот уже ставленники польского короля носят шапку Мономаха, а в Кремле поют Литургию по латыни.

Выход из смуты был чудесен и непредсказуем заранее. Народ организовался, воодушевился и, построившись в полки пошел освобождать Белокаменную – Дом Пресвятой Богородицы. Вожди были самые неожиданные, как неожиданным был когда-то победитель Голиафа – Давид. На хоругвях и иконах Лик Богородицы шел впереди народного войска.

Ермогену, умиравшему от голода в монастырском подвале, явились святые, среди которых был авва Сергий, и сказали, заступлением Богородицы суд об Отечестве переложен на милость.

Здесь очевидно есть какой-то ответ на наши частые вопрошания и недоумения. Ведь есть заморская неволя, есть усталость мужика, есть опустевшие деревни. Есть и цинизм вельмож, не любящих страну, которой правят, и готовых, если надо слушать другую службу на незнакомом языке. (Это – если надо, а так – лучше без служб обойтись)

Но есть и Богоматерь. Есть у людей любовь к Ней. Есть и Ее молитва к Сыну, якоже иногда в Кане Галилейской. Там Она говорила : «Вина у них нет». Ныне говорит, быть может: «Ума у них нет. Силы воли у них нет. Любви у них нет. Вера у них слаба». И как тогда вода стала вкусным вином после просьбы Марии, так и сегодня ничто не помешает трусости измениться в смелость, мелочному эгоизму – в благородство, и глупости – в мудрость.

Если, конечно, Она помолится.

Если, конечно, мы Ее об этом попросим.

***

Придите, христоименитые людие, к чистому источнику и черпайте, и пейте целебную воду даром. Это не вода из крана, но целебный ключ, начавший бить и не переставший по воле Бога.

Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево. Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Протоиерей Андрей Ткачев

Не роптать и любить

20 июля, 2019

90 лет. Солидная цифра. Большой опыт. Так много событий. Но это только кажется. Время летит немыслимо быстро. Ведь еще буквально вчера бежала в школу, потом — на свидание, потом — на работу. И сегодня потихонечку добираешься до храма, опираясь на заботливо подставленную руку доброго человека.

 

Всё опалившая война

8 декабря Нине Егоровне Гулевской исполнится 91 год. Война… Вот, пожалуй, главное слово, которое определило всю её жизнь.

Она опалила миллионы семей, нарушила все планы, отняла самых родных и близких. Нине едва исполнилось 15, когда она была вынуждена пойти работать. В колхозе она пахала, скирдовала, пропалывала. Но к тяжелому труду, человеку, родившемуся в деревне, не привыкать.

Мужчины ушли на фронт, на плечи бабушек, девушек, девочек легла абсолютно вся работа. Так они хотели победы, так хотели прогнать немцев с русской земли, что работали без сна и отдыха.

— Помню, как спускалась в очень-очень крутой овраг на лошадке, мы там картошку высаживали. Страшно было, но глаза зажмурю, лошадку  — под уздцы и вниз тихонечко иду, — вспоминает Нина Егоровне. – Маме пришлось не только нас воспитывать, но и двоих племянников, иначе бы те не выжили. Мой дядька, их отец ушел на войну, а мать убили в тот же день, как двоюродных братьев забрали к нам.

История эта печальная еще и от того, что молодая женщина погибла не от фашистской пули, а от рук своего односельчанина. Она узнала, что тот дезертировал, и пригрозила об этом рассказать. Укорила, мол, ее муж воюет, брат, отец, а он сбежал в тихое местечко. Те слова стоили ей жизни. Только об убийстве узнали уже много позже — после войны.

Тихое местечко… Вряд ли. Их деревня стояла на берегу Дона. По чугунному мосту день и ночь шли резервы в сторону линии фронта. Немцы бомбили мост десятки раз. Но Матерь Божья берегла, снаряд то в воду попадал, то в соседний дом.

Церковной девочкой Нина не росла, хотя родители были верующими. Но всегда точно знала, что Господь есть, что Он хранит.

И сейчас, вспоминая свою такую долгую и такую быструю жизнь, все время твердит: Господь помогал, Господь всегда подавал сладкое.

 

Правда как принцип жизни

В 46-м году Нину отправили в Москву работать, голодно было, нужно было кормить большую семью.

Она окончила техникум и устроилась мастером на завод первичной обработки кожевенного сырья. Вредное и очень тяжелое производство. Маленькая, тоненькая, слабенькая из-за вечного недоедания, она работала приемщицей шкур. Ей нужно было укладывать на ленту шкуры весом в 17-20 кг, которые ей скидывали сверху. И делать это быстро и ловко, чтобы рабочий процесс не замедлялся ни на минуту.

 — Уставала ужасно, да еще и запах, шкуры частенько приходили гнилые. Но справлялась, только кричала тому, кто эти шкуру мне эти скидывал: «Еще! Еще! Еще!». Помню, начальник один большой даже решил своими глазами посмотреть, кто это такой темп работы задает. А как меня увидел, очень удивился. Но предложил сформировать бригаду и перейти на мясокомбинат. Так я и проработала на заводе 33 года, секретарем завкома меня избрали.

И кляузы на нее писали, и к директору вызывали, но за правду Нина Егоровна стояла стеной.

Подпись секретаря завкома обязательно стояла на самых важных документах. Но однажды Нина Егоровна пошла на принцип. От завода давали квартиры, больше всего в тот момент в собственном жилье нуждалась многодетная семья. Но заседание, где этот вопрос обсуждался, решили провести в отсутствии Нины Егоровны, и отдали  квартиру «своим». Нужно было только получить согласие Гулевской. Но не ту напали. Дело дошло до директора.

— А чего мне бояться было? – удивляется Нина Егоровна, отвечая на вопрос, не страшно ли ей было в приемной директора. Люди поступили нечестно, я их неправду поддержать не захотела. И была готова отстаивать правду даже, если бы меня уволили. Но директор, слава Богу, оказался человеком честным. Ту писульку он порвал, а в ордер на квартиру в итоге вписали фамилию той самой многодетной мамы.

В одном таком поступке весь принцип жизни Нины Егоровны: что против правды, против добрых людей, того быть не должно. И Господь всегда воздает страждущим, несправедливо обиженным.

За всё Тебя благодарю

Воцерковляться Нина Егоровна начала в 92-м году. Храм Спаса Нерукотворного образа только-только вернули Церкви, и представлял он собой в те годы страшное зрелище.

— Алтарь голый, полы земляные, — вспоминает прихожанка. – Подсвечники у нас сейчас какие красивые, а тогда свечи в песок ставили, молодежи совсем мало ходило. Постоянные прихожане стояли каждый у своего подсвечника. Но бывает кто-то не придет на службу, мы его замещаем. А однажды случилось настоящее чудо.

Нина Егоровна тогда носила очки. А в тот день, придя на Литургию, обнаружила, что их забыла. А тут еще старшая по храму Лидия Алексеевна попросила подежурить у подсвечника иконы Святителя Николая. Всю службу Нина Егоровна без устали убирала огарки, ставила новые свечи. И, чудо, видела всё прекрасно.

— И тут я поймала себя на мысли, что легко обхожусь без очков. Воскликнула: «Не может быть». И на неверие мое Господь тут же ответил. В один момент краски потускнели, резкость упала, мне вновь нужны были очки. Всё поделом, сама не поверила, — сокрушается Нина Егоровна.

Но тот случай стал ей хорошим уроком, это ведь большое дело уметь благодарить.

Двоих ее сыновей нет живых, но внуки и правнуки рядом, сноха проведывает, белье простирнет, обед приготовит. Слава Богу!

Сломала как-то ногу, но отец Димитрий Карпов исповедовал и причащал дома.  Слава Богу!

Сосед до храма подбросил на машине, идти хоть и недалеко, но своими ногами уже тяжеловато. Слава Богу.

За всё Слава Богу!- Зачем обо мне писать, жизнь моя обычная, без подвигов, ты других, дочка, поспрашивай, — который раз удивляется Нина Егоровна. — Одно только вам молодым хочу сказать. Господь справедлив и милостив, нужно всегда Его благодарить. Даже если что-то нам не нравится, все это по Его промыслу, нам на пользу. Господь всё управит, нужно только слышать Его волю и исполнять.

 

 

Церковь празднует обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

18 июля, 2019

В четверг 18 июля 2019 года Православная Церковь празднует обретение мощей великого русского подвижника преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий (в миру Варфоломей) родился в 1314 году в семье ростовских бояр, которая позднее перебралась в Радонеж близ Москвы. В детстве Варфоломею долго не давалась грамота, но после чудесного явления старца-монаха, благословившего его на постижение грамоты и Священного Писания, юноша быстро всему обучился.

После смерти своих родителей Варфоломей вместе со своим старшим братом Стефаном основал пустынь с церковью во имя Пресвятой Троицы на берегу реки Кончуры, на холме Маковец, посреди Радонежского бора. Впоследствии она расширилась в большой монастырь известный как Свято-Троицкая Сергиева лавра.

После ухода Стефана в столичный Богоявленский монастырь, Варфоломей в возрасте 23 лет принял от одного игумена монашеский постриг с именем Сергий.

За последующие долгие годы своего подвижничества в обители преподобный прошел все ступени духовного делания и монашеских трудов.

В историю России святой Сергий вошел также тем, что благословил на легендарную Куликовскую битву с татаро-монголами русское войско во главе с князем Дмитрием Донским. Также святой Сергий направил на Куликово поле двух своих иноков Пересвета и Ослябю и предсказал победу русским ратям.

Помимо Свято-Троицкой лавры преподобный Сергий основал еще несколько монастырей, а также воспитал целое поколение учеников. На Руси преподобного Сергия всегда называли «игуменом Земли Русской».

Обретение мощей святого Сергия Радонежского произошло 5 (18) июля 1422 года при преподобном игумене Никоне Радонежском.

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969;), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад Преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия «умными очами» подвижника — в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.

«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, — изъяснял святой Григорий Богослов, — будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом». Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). «Кто любит Меня, — сказал Господь, — тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых «сотворила обитель» Святая Троица; он сам сделался «обителью Святой Троицы», и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Радонежский подвижник, его ученики и собеседники, обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице, как Неслиянной, осуждается иго и благословляется свобода. В учении Преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.

Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.).

«Ненавистная рознь», раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь «своего» и «себя», иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

Школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками. «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский — все они были ученики и собеседники «чудного старца» Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского — к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников Преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к Преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного. Пришли, среди прочих учеников, к Преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келлии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келлия его была крайняя от входа в обитель. Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то Преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище. В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у Богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения Преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада. По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий — чтобы свидетельствовать, как виденный им Ангел Божий сослужил в алтаре Преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей Преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий «причастился огня неопально». Старца Епифания († ок. 1420), бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий Преподобного Сергия и его собеседника Святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также «Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского». Житие Преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине Преподобного, т. е. в 1418 г., было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.

К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение — для назидания и молитвы, за помощью и исцелением — тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.

Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам Преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников-иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия Преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия».

К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг сергиевых учеников Пересвета и Ослябя. Полтора года — с 6 октября 1608 г. по 25 января 1610 года — осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами Преподобного Сергия, «со многим стыдом» бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их Лисовский погиб лютой смертью как раз в день памяти Преподобного, 8 октября 1617 г. В 1618 г. приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя Преподобного Сергия.

В 1619 году посетил Лавру приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан. Он в особенности пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Преподобный Дионисий, игумен, возглавлявший оборону († 1633), представил патриарху более двадцати иноков.

Первым из них был Афанасий (Ощерин), самых преклонных лет, до желтизны седой старец. Патриарх спросил его: «Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?». Старец ответил: «Да, Владыко святой, понужден был кровавыми слезами». — «Что же свойственнее иноку — молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?» — Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: «Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келлии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу». Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству Лавры Преподобного Сергия.

Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: «Книге о чудесах Преподобного Сергия» и житии преподобного Дионисия Радонежского». В 1650 г. Симеоном Шаховским был составлен акафист Преподобному Сергию, как «взбранному воеводе» Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист Преподобному был составлен в ХVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812).

В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.

И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение Преподобного Сергия, являясь, по установившемуся правилу, «Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом».

Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли — самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.

Веник в руках Божьих

16 июля, 2019

— Да это у них, наверно, ландшафтный дизайнер работает. Красота-то какая!

Становлюсь невольным свидетелем разговора двух женщин, вероятно, пришедших в наш храм впервые. Они ахают от удивления, от красоты Божьей. От цветов, радующих пышными красками. От чудесной травы, зеленого, почти изумрудного цвета, неважно льют дожди месяц подряд или немилосердно палит солнце. От высоченных деревьев, стремящихся обогнать купол строящейся часовни…Но нет, далеко им еще. И вправду, от красоты дух захватывает, «каждое дыхание да хвалит Господа».

 

— Я всего лишь веник Божий, — опускает меня с небес на землю наш «ландшафтный дизайнер» Людмила Васильевна Уткина.  — Бывает, если кто похвалит и начинаю тщеславиться, сразу вспоминаю слова моего духовного отца Александра Дасаева. Он шутит, что и веник собой гордится, вон мол, как я чисто подмел, какой я молодец. А это хозяйка всё чисто вымела. Так и у меня, всё Господь делает, а я только лишь веник в Его руках.

У Людмилы Васильевны почти профессиональное образование садовода. Много лет она отработала в школе преподавателем математики. Шутка ли, 48 лет педагогического стажа. Из них 13 лет она отдала колледжу ландшафтного дизайна. Классным руководителем частенько приходила на уроки к своим непоседливым, порой хулиганистым ученикам. А в итоге быстрее них постигала все премудрости.

Она со многими своими выпускниками общается и по сию пору. Кое-кто из них даже приложил руку к обустройству и украшению храмовой территории. Саженцы во Славу Божью несли, деньги жертвовали, а кто-то и вовсе, засучив рукава, сажал, окучивал, окапывал…

— Моя семья всегда жила и работала на совесть, я и своих учеников всегда стремилась этому научить. Папа Василий Васильевич почти всю жизнь проработал на ткацкой фабрике, прошел войну. Наградили его орденом Красной звезды за то, что он ремонтировал наши танки и пушки прямо на поле боя, — вспоминает Людмила Васильевна.

Она была 9-м ребенком в семье, а всего Господь послал Василию Васильевичу и Марии Яковлевне 11 детей. Выжили, увы, не все. Людмила Васильевна родилась в послевоенном 46-м году и до сих пор считает, что самое большое счастье, когда тебя ждут. Её ждали, любили, но точно не баловали. Да и некогда – хозяйство большое, ну-ка всех прокорми, обуй, одень…

Когда отец ушел на фронт, мама стала молиться еще усердней. Господь да Матерь Божья сохранили жизнь папе. Сама Людмила к истинной вере пришла намного позже, уже выйдя замуж и переехав в Москву. Но, когда к родным в свою деревеньку во Владимирскую область приезжала, матери в просьбе дать денег на свечку в храм не отказывала. Перечила, фыркала, смеялась, но давала. А сейчас понимает, что основа её веры заложена в семье.

— Чтобы мама хоть когда-нибудь в храм пришла в платье с короткими рукавами или выше щиколотки?! Даже в самый зной! Никогда! В Страстную неделю, помню, уходила с женщинами на всю неделю в храм. Мы далековато жили, чтобы маме сил и время не тратить, она оставалась там. Теперь понимаю, что это по ее молитвам и я пришла ко Господу, – вспоминает Людмила Васильевна. – Отец всего 3 класса церковно-приходской школы закончил, но учился так прилежно, что и своим детям легко помогал с уроками, когда те уже из средней в старшую школу переходили.

Детство и юность были и трудными, и самыми счастливыми. Большая семья, мама – лучший друг, которая и поможет, и совет дельный даст. Школа, приятельницы-одноклассницы, тимуровское движение. Тогда жили все по заповедям Божьим: помогли сирым и убогим, бедным и больным. Только называли это не заповедями, совестью. Время такое.

Воцерковление началось, когда умерла свекровь. Отношения с ней не сложились.

-Вот что бы мне стоило доброе слово ей сказать, угодить, поклониться, не переломилась бы, – сокрушается Людмила Васильевна. – Так нет, обижала, перечила, ссорилась. Но Господь, видимо, попустил это, чтобы я в храм пришла, к Нему. Сейчас вот благодарю Его за всё и за падения — в первую очередь.

— Настоятелем в 90-е года был протоиерей Александр Дасаев. Наше солнышко, наш отец духовный, только я его чадо непослушное. Как же много для нас делает. Он всегда нам слова апостола Павла напоминает:  «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес.5:16-22). И я стараюсь этому правилу следовать. Отец Александр научил нас очень трепетно со страхом Божьим и благоговеньем приступать к Причастию, не чаще 4-5 раз в году, чтобы не стало это простым обрядом. Всегда нам в пример приводит монахинь одного греческого монастыря, которые неделю благодарственные молитвы после принятия святых Христовых тайн читают.

Нет ни одного дня, чтобы Людмила в родном храме не была. Утреннее правило и вперед. Сначала Литургия, потом за тяпку, за лейку… и так до вечерней службы. А если дел много, то после отпуста опять пропалывать, окучивать, обрывать, рыхлить.

Но всегда с радостью  — Богу-то послужить! И Он всегда помогает, присылая добрых людей и помощников. Самое тяжелое время для Людмилы Васильевны наступает зимой, всё в снегу, работы никакой. Приходится запасаться терпением и ждать весны.

Мама уже совсем старенькой была, из дома не выходила, да и встать в последние месяцы не могла. Всё только с дочкиной помощью. Но Мария Яковлевна всегда с великой радостью и легким сердцем отпускала Люду в храм. И так Господь о ней пекся, что ни пить ей в это время не хотелось, ни есть. Только лежала и шептала Иисусову молитву.

— Простота у нее в вере была. Нам сейчас ее не хватает. Тогда ведь ни молитвословов не было – наизусть молитвы знали. Сейчас вроде есть всё, что хочешь и даже больше, а всё мы мудрствуем, что-то изобретаем. А хочется простоты: ты и Бог, больше ничего не нужно.

Своей веры во Христа Людмила Васильевна от учеников не скрывала, но насильно никого в храм не заставляла, справедливо полагая, что пользы от такого упорства не будет. Говорит, что дети всегда к вере тянутся. А Господь посылает нам детей и смотрит внимательно, как мы их растим.   

 — Мы все цветы Божьи. Посадила, к примеру, розы все в один день, но один через месяц расцвел, другой — через полтора. И порой из самого маленького и невзрачного вырастает цветок невероятной красоты, краше всех. Так и люди. Господь нас всех и каждого любит и ждет нашего цветения, только у каждого свой срок.

Святые врачи Косма и Дамиан

13 июля, 2019

Святые братья Косма и Дамиан жили в III веке от Р.Х. в Риме. Они воспитывались своей матерью Феодотией в христианской вере, и с юности обнаружили большой врачебный талант. В то время занятия медициной были очень прибыльным делом, однако, святые не брали за свою помощь никакой платы, говоря: «Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным потому, что Господь завещал Своим ученикам: «Даром получили, даром отдавайте» (Мф. 10: 8)».

У братьев было много завистников, и однажды по доносу их арестовали. Но когда Косме и Дамиану удалось исцелить самого римского императора, то из с честью отпустили на свободу, и с тех пор они не оставляли врачебной практики, заботясь о людях и показывая пример христианской любви. «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы», – так учили они своих пациентов, стараясь не только исцелить тело, но и душу человека обратить к почитанию истинного Бога.

Погибнуть им довелось от руки своего же учителя. Пожилой наставник Космы и Дамиана, завидуя своим когда-то любимым ученикам, однажды предложил им пойти вместе с собой высоко в горы, чтобы собирать там лекарственные травы. Косма и Дамиан, ничего не подозревая, согласились. Злодей заманил их в ловушку и предательски убил, а тела сбросил в реку.

С именами и подвигом святых врачей-бессеребренников связана церковная традиция отношения к врачам и врачеванию. Сама современная система здравоохранения возникла из этих христианских принципов. В Церкви всегда считалось, что лечить нужно любого больного – независимо от того, кто он, и может ли он заплатить. Многие врачи до сих пор стараются реализовать этот принцип в своей врачебной практике.

День апостолов Петра и Павла

12 июля, 2019

12 июля православная церковь отмечает День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Проповедовавшие христианскую веру, они приняли мученическую смерть за веру с разницей в один год.

Петр и Павел — два столпа веры – два диаметрально противоположных характера.

Петр, старший брат апостола Андрея Первозванного, был простым, необразованным, бедным рыбаком;

Павел – сын богатых и знатных родителей, римский гражданин, ученик известного иудейского законоучителя Гамалиила, «книжник и фарисей».

Петр – верный ученик Христа с самого начала, свидетель всех событий его жизни с момента выхода на проповедь.

Павел – злейший враг Христов, разжигавший в себе ненависть к христианам и выпросивший у синедриона разрешение преследовать христиан повсюду и приводить в Иерусалим связанными.

Петр, маловерный, трижды отрекшийся от Христа, но сокрушенно покаявшийся и ставший началом Православия, основанием Церкви. И Павел, яростно сопротивлявшийся правде Господней, а после столь же пламенно уверовавший.

Господь послал в мир апостолов для того, чтобы учить все народы: «Итак идите, научите все народы… уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19; 20).

Появление праздника Петра и Павла связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.

В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. 

Как отметил в одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачев, Петра и Павла мы почитаем нераздельно друг от друга, просим у них Божией помощи для святой лодки Петра, как символически изображается Церковь. Просим, чтобы они незримо стояли у руля и помогали кораблю Церкви переплыть бурное море. Ведь жить тяжело, а по-христиански жить еще тяжелее.

Праздничную литургию в храме Спаса Нерукотворного Образа в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла служил иерей Димитрий Карпов.

Пути к Богу. Молитва

10 июля, 2019
Представить себе веру без молитвы невозможно. Мы славословим Господа, мы благодарим Его, мы просим!
Утреннее правило и молитвы на сон грядущий, Последование ко Святому Причащению, покаянные каноны. Умеем ли мы молиться или просто вычитываем положенное. Можно ли определить свое собственное правило и можно ли молиться своими словами? Эти вопросы возникают и у неофитов, и у людей, давно пришедших в храм.
Иерей Димитрий Карпов помогает разобраться в этих таких сложных и таких насущных вопросах.

МОЛИТВА  — ЭТО…

Молитва – это движение сердца человека к Богу. Ученики просили Христа научиться молиться, и в ответ Господь дал им молитву «Отче наш». Это образец заботы Бога о Своем творении, но и человек в ответном порыве должен стремиться к Богу.

Через молитву Господь являет нам свою заботу и поддержку. А мы в ответ получаем Благодать. Но (!) принять ее человек может только через молитву. Это такое же необходимое состояние для человека, как и дыхание.

Мы не умеем молиться, увы, но нет предела совершенства. Человек, бесконечно стремясь к Богу, восходит в новую силу молитвы. Вычитывание молитв тоже молитва, которая испытывает сопротивление нашей природы. Это не лицемерие, как некоторые утверждают. Святые говорили, что ты если не хочешь молиться, но молишься, ты сохраняешь верность Богу.

Поначалу в человеке действует призывающая Благодать, человеку легко стоять на службе, он все впитывает. А потом приходит ощущения усталости, человек понуждает себя молиться. А поборов свою нежелание, получает в ответ радость. Нужно совершать над собой усилия. Так Господь нас учит. Сначала сам ведет, потом поддерживает, потом человек идет сам. И вот, когда он делает свои шаги, и проявляется  верность Богу. Даже несовершенная молитва является шагом к Господу.

Ощущение Богооставленности проходили даже святые. Макарий Великий, когда его искушали нечистые силы, возопил ко Господу: «Где же Ты был?!». И ответ ему был: «Смотрел, как ты молишься». Бог рядом и человек восходит от одной силы молитвы к другой только с Его помощью.

Бороться с рассеянной молитвой можно только внимательной сосредоточенностью и призыванием Бога, ибо без Него мы не можем ничего. Настоящая молитва – это когда ум, воля и чувства собраны воедино и направлены к Богу. И именно такое обращение Ему угодно и услышано Им.


МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО

Различают два типа молитв: молитва как правило и молитва как состояние. Правило подлежит корректировке и зависит от обстоятельств. Преподобный Серафим Саровский говорил, что можно в определенных обстоятельствах читать краткое правило. Оно и получило название в честь святого – «Серафимово правило».

Правило может быть маленьким, от «Трисвятого» до «Отче наш», но читать его нужно часто. Пахомий Великий, например, делал это каждый час. И таким образом человек всегда сердцем присутствует перед Богом.

Канонов молитвенных для мирянина не существует. Молитвенное правило сложилось в течение веков. И те, чьи молитвы сейчас в него входят, и не видели его целиком. Это Церковь его сложила правило таким образом. Суть же молитвы в том, чтобы, проснувшись с утра, человек обратил свое сердце к Богу.

Игнатий Брянчанинов сравнил молитву с пищей. Хорошая, но неумеренно употребляемая, способна подорвать здоровье. Так и молитвенное правило, не соответствующее духовному возрасту, может в итоге привести к тому, что человек и вовсе оставит всякое правило. Можно прочитать часть, например, вечерних молитв до «Достойно есть» в одно время, а уже перед самым сном – заключительную часть.

Это нормально, когда человек варьирует свое молитвенное правило. Человек в силу своей занятости не может читать его полностью, например, мать с детьми… Станет она на молитву, а ребенок натворит что-то в этот момент, поэтому мама вынуждена варьировать правило в зависимости от обстоятельств. 

Определять молитвенное правило лучше всего с духовником либо с приходским священником, у которого исповедуетесь. Важно помнить: молитвенное правило не должно парализовывать духовные силы. Непосильного правила быть не должно, потому что в этом случае оно может вызвать уныние, а это уж грех.

Сложность молитвы еще в том, что для новоначального она не очень понятна, потому что написана на церковнославянском языке. Возникает не только рассеянное внимание, но и сложность восприятия. И для этого нужно сначала разобрать молитвы, понять их, потом и молиться легче. В этом случае сердце участвует в молитве. Относительно Правила ко Причащению действует тот же  закон постепенности. Сначала можно прочитать только Последование, потом уже подключать каноны.

Для молитвенного правила ребенку лучше выбрать несколько кратеньких молитв, лучше, конечно, посоветоваться с духовником. Это могут быть призывание благословения на родителей, благодарность за прожитый день. Самое главное – выработать сердечное обращение к Богу. Сначала ребенок легко подражает родителям, но затем нужно его учить общаться с Господом. Важен не объем молитвы, а искренность. И самим родителям нужно молиться, чтобы перед глазами был пример.

О ЧЕМ ПРОСИТЬ ГОСПОДА В МОЛИТВЕ

Наблюдая за своей жизнью, человек может видеть, как Господь избавляет его от многих искушений. И обязательно должна быть молитва-благодарность. Творец непрестанно о нас заботится, видя это невозможно не возносить хвалу. Молитва, соединенная с любовью к Богу, делает сердце умиротворенным.

Бога можно умолить обо всём, Господь в силу неотступности дает тебе это. Но полезно ли будет просимое? Поэтому часто Господь на некоторые молитвы и не откликается. Слышит, но не делает ради нашей же пользы.  В той же молитве Оптинских старцев есть такое вопрошание: «Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Святая воля Твоя». Господу угодны наши молитвы, Он рад, что мы с Ним общаемся. Но не нужно забывать, что Господь подаст нам только полезное.

Память о Боге является непременной частью молитвы, ее преддверием. Например, вспомнит человек что-то хорошее и сразу за ним следует желание что-то хорошее и сделать. Человек, читая Священное Писание или размышляя о Боге, возгорается любовью ко Творцу, человек сердцем тянется к Нему. Авва Досифей говорит, что бывают такие состояния человека, когда он не способен даже на краткую молитву, тогда устремление душой к Богу уже является молитвой. Такие состояния часто можно увидеть в реанимации, когда простое моргание в ответ на слова священника уже становятся молитвой. Мать пророка Самуила Анна-Пророчица молча предстояла перед Богом и услышала глас: «Анна, что ты вопиешь ко Мне день и ночь?!» Ее молитва заключалась в скорби сердца.

Молитва и вера

Вера в Бога бывает и без молитвы. Апостол Павел говорит: «Бесы веруют в Бога и трепещут». Есть же и те, кто говорит, что «вера у него в душе». Человек верит, что есть Бог, что Он всё определяет, но не готов принять Господню волю. Этим и отличается вера без молитвы от веры деятельной. Важно не только верить, но и принимать Бога. Истинная вера меняет человека, а если этих изменений человек не хочет, вот он и «верит в душе».

Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». И это уже молитва как состояние сердца. Но человек в силу своей занятости может не каждую минуту возносить молитву, но сердце должно непрестанно обращаться к Богу. Это состояние искания сердцем Господа. Это Иисусова молитва, краткое обращение: «Господи, помилуй» или «Богородице Дево, радуйся». В этом случае человек всегда сердцем ищет Бога. В ответ получает поддержку, чувствует себя защищенным от искушений.

Научиться молиться можно, всё зависит от усердия. Обращая себя, свое сердце, свою жизнь к Богу, в человеке начинает действовать Божественная благодать. И даже не имея Евангелия, Псалтыри, Апостола, можно научиться молиться, как это произошло с Марией Египетской. Нам проще  — есть творения святых отцов, Священное писание. И Господь всегда действует, сообразуясь с обстоятельствами. Он научит молиться, было бы только наше сердце открыто Ему.

 

 

Вместе молиться, вместе отдыхать

8 июля, 2019

Вместе молиться, вместе паломничать, вместе отдыхать. Юные прихожане храма Спаса Нерукотворного образа в Перово отправились в Подмосковье. Уютное местечко под Сергиевым Посадом  — Семхоз —  третий год подряд выбирается местом проведения семейного отдыха. Чистый воздух, великолепные леса, Покровский Хотьков монастырь, который уже много лет является местом притяжения множества паломников.

Наши юные прихожане, уже хорошо знакомые с историей женского монастыря, причастились в Воскресную литургию.

Успели ребята искупаться в Загорском море — это рукотворное лесное озере в Семхозе.

Побывали москвичи в этнопарке «КОЧЕВНИК». Этнографический проект под открытым небом позволяет всем желающим познакомиться с аутентичными жилищами, бытом, традициями и культурой кочевых народов разных стран.

В парке представлены и монгольские юрты, и тюркские юрты, и чукотская яранга, и  ненецкие чумы.

Так же в парке работает зоодвор с постоянно растущей коллекцией животных кочевников: калмыцкими двугорбыми верблюдами, монгольскими яками, осликом, оленем, барашками и овечками, козами, гусями и северными ездовыми собаками (аляскинские маламуты). Все животные контактные, можно их покормить с ладошки.

Сегодня запланирован большой праздничный вечер в честь дня рождения одной из воспитанниц воскресной школы нашего храма.

 

Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе…

7 июля, 2019

Всегда благодарить Господа, всегда! За все Его милости! Эта мысль пульсировала в голове, периодически соскакивая на другую.  Как? Как можно вынести всё, что Он послал. И не роптать, а благодарить! Вот это сила веры. Нет, не так  — Сила Веры.

Признаться честно, после очень краткой беседы с Прасковьей Ильиничной Шепелевой (чтобы не утомлять после литургии, канона и панихиды) я еще очень долго приходила в себя, подыскивая сравнения с тем, какую же сладкую жизнь Господь нам даровал. Просто мягчайшая белая булочка, обильно политая сгущенкой. Не иначе.

Приходили на ум сравнения с многострадальным Иовом. Но только ему Господь дал много счастливых дней, а у Прасковьи, а для своих Полины, их не было.

Война. Концлагерь. Голод

— Я родилась в Орловской области в 1933 году, у мамы было 12 детей, выжило только пятеро, и тех в 42-м году немцы угнали в Германию, в концлагерь,  — рассказывает старейшая прихожанка храма. — Мне мама потом много рассказывала – память детская стерла самые страшные моменты. Два лагерфюрера охраняли нас. Один на вид невзрачный, но очень добрый был, война не всех зверями делает. А другой – такой красивый, высокий, но ужасно злой и жестокий. Помню, когда он дежурил, маму, ее Марфа звали, как-то принесли на одеялах, ходить сама не могла – так ее избили.

Наш концлагерь был всего в 25 км от Берлина, уже ближе к окончанию войны мы слышали, как строчили пулеметы. Видели, как небо озарялось залпами, а потом его заволакивало дымом. Но победа была уже близко-близко.

А отец мой в Ленинграде в войну был, его в тылу оставили, он работал истопником на железной дороге. Блокаду пережил, но я его почти не помню.

Враг народа

— Домой вернулись в 46-м, пришли в родное село, а мама – в плач. Ни дома, ни одежды, ни еды…Голодные, измученные, больные. Куда с пятью детьми-то идти?! Но ничего, мир ведь ни без добрых людей. Кто-то кастрюлю принес, кто-то одежонку, кто-то пяток картофелин. Дом крышей соломой покрыли, всё не под чистым небом ночевать. Потом козу купила, я ее хорошо помню…

Но жить легче не стало. Пухли от голода, мама рассказывала, что сама я была как сухая травка, а живот разнесло. Питались мякиной, такой соломой, которой скот кормили.

А еще нас врагами народа объявили — мы же в Германии были. Никто тогда не разбирался, что дети малые были угнаны – клеймо на всю жизнь.

Я и образование не получила из того, что числилась «врагом народа». Школу хорошо закончила, 10 классов, только с математикой проблемы были. Сдала экзамены в лесной техникум. Хорошо сдала, а директор ко мне вышла и сказала: «Хорошая ты девочка, славная, но взять тебя не можем, прости», — и ушла. Я на нее зла не держу. За что? Время было такое.

Мама. Семья. Вера

— Вот Вы спрашиваете, молилась ли я? Нет. Мама моя была молитвенницей, она нам жизнь вымолила. А когда мамы не стало, мне как корень отрубили, который меня с жизнью держал. Но, наверное, именно тогда я поняла, что у меня не стало матери в этой земной жизни, но всегда и на все времена у меня есть Отец Небесный. Начала молиться и я.

В начале 60-ых мы из Орловской области в Серпухов переехали. Надо было новую жизнь начинать.

Работала всегда тяжело, пером да бумагой не махала. И в пластмассовом цеху на заводе от звонка до звонка, и потом 15 лет отработала в психоневрологическом интернате. А всего мой трудовой стаж, как сейчас принято говорить, 54 года.

Уставала очень. Замужем я была, трезвым мужа не помню ни одного дня. Но надо сказать, что никогда руку на меня не поднимал, не ругался. Двое сыновей родились, хорошие ребята – шоферы оба. Мишу убили в 90-е, ему 34 года было. Андрею было 32, когда его не стало.

Когда они маленькими были, в храм их не водила. Моя вина. Время советское, атеистическое, да и уставала очень, словами не передать. Но крестики всегда носили, даже в школе не снимали.

Мой муж 10 лет пролежал парализованный, потом один за одним ушли дети, и я осталась совсем одна на всем свете. Сначала думала броситься под машину, хотела даже записочку написать, чтобы водителя не обвинили. Передумала. Потом решила к подружке пойти – она на 8-м этаже живет — с ее балкона прыгнуть.

Но, слава Богу, Ангел-хранитель уберег, Господь направил мои мысли в совсем другое русло. Я вдруг подумала, что совсем некому будет за могилками ухаживать. Некому будет молиться за мою семью. Решила жить. Вот уж 86-й год мне, то ноги болят, то давление поднимается, но все равно стараюсь идти в храм в субботу и в воскресенье.

С утра встаю, и если чувствую себя хорошо, начинаю молиться. На утреннее правило уходит по полтора-два часа. Евангелие читаю, Псалтырь.

И даже когда плохо мне, то все равно стараюсь сказать: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе». Прочитаю «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», Ангелу-хранителю…  Это всегда, без поблажек.

Храм. Молитва

В наш храм хожу почти с первых дней, как он вновь открылся. Помню, певчие пели в том приделе, где сейчас икона Феодоровской Божьей Матери весит. Настил там для них был.

Кругом разруха, столько лет то клуб собаководства был, то тир…Но Бог сюда вернулся!

Так много сделал настоятель Александр Дасаев. Когда могла, обязательно приходила в храм помогать. Это сейчас есть уборщицы, а тогда их не было, сами полы мыли. Господь давал возможность – я и деньги давала. И сейчас обязательно милостыню подаю.

А вообще мы в раю живем! Сыты, обуты, одеты, в храм ходим! Я и умирать-то не боюсь. Только попрошу один день у Господа, чтобы исповедоваться и причаститься.

— А вообще у меня есть мечта, — заканчивает свой рассказ Прасковья Ильинична. —  Этот храм – мой дом, хотя я во многие храмы ходила, но душой к нашему прикипела. И уйти в жизнь Вечную хочу из своего дома. Чтобы батюшки наши меня здесь отпели, чтобы ночку я постояла в храме. Да и отправилась бы отсюда к Отцу нашему Небесному, как призовет.

В этой истории не будет выводов, не будет заключений. Только после рассказа Прасковьи Ильиничны хочется все время повторять: «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе»…