Лишившись возможности отдыхать за границей, россияне все чаще отправляются в красивейшие уголки родной страны. Но будь то теплый Краснодарский край или Крым, удивительный Байкал, Хакасия или Калининград, православный христианин, приезжая на отдых, обязательно ищет на карте храм. Обойтись без Литургии, посвятив «день седьмой – Господу Богу твоему», никак невозможно. Величественные соборы и тихие сельские церквушки…везде хорошо человеку, любящему Бога. 

История храма Святого Пантелеимона в Кабардинке ведет историю с конца 19-го века. Народная легенда гласит, что однажды обоз с товарами на продажу проходил по территории ныне курортного поселка и вдруг лошади остановились как вкопанные. Сдвинуть их ни вперед ни назад не получалось. Торговцы начали разгружать обоз и увидели в сене икону великомученика и целителя Пантелеймона. Как она там появилась, и кто ее положил, было непонятно. Но решение было найдено единственно правильное: строить на этом месте храм в честь святого, а икону поместить в алтарь.

Правда, это только легенда, по, скажем так, официальной версии, это богобоязненные греки привезли в Кабардинку икону с частичкой мощей почитаемого ими святого Пантелеимона Целителя.

Революция 17-го года кардинально изменила жизнь России, но церковь в Кабардинке продержалась еще 20 лет, ее закрыли в 1937 г. Позже отсюда вывезли утварь, книги, образы, а здание разрушили до основания. Некоторые храмовые святыни жителям все же удалось спасти от поругания безбожниками, в том числе и образ святого целителя.

Опять-таки легенда грозит, что самая почитаемая икона храма была спрятана в доме благочестивой прихожанки, и та посчитала ее своей собственностью. Когда храм вновь открыли для прихожан, а это было в 1989 году, женщина образ Пантелеимона Целителя возвращать не захотела. И тогда в доме начался страшный пожар. Сгорело все имущество, а вот деревянная икона уцелела, только почернела вся.

— Легенда это, чистой воды вымысел, — смеется настоятель храма протоиерей Сергий Чачия. – Икона в безбожные советские годы действительно хранилась в семье прихожанки храма. И как только церковь стала восстанавливаться, мы торжественно с молебным пением, крестным ходом внесли образ в храм.

Икона Пантелеимона Целителя считается чудотворной. По молитвам перед образом святого люди излечивались от самых различных хворей.

— К сожалению, мы пока не собираем письменные свидетельства чудесных исцелений. На своем веку вот припомню, как остановилось кровотечение у одного священника, который часто в приезжает в Кабардинку. А по рассказам наших старейших прихожан, которые пережили войну, образ защищал от немецких пуль.

Когда икону, черную и закопчённую, вернули в храм, святого лика почти не было видно. Отец Сергий показал образ опытным реставратором, но те решили его не трогать, потому что икона стала обновляться сама. И это еще одно чудо. 

Отец Сергий служит в храме Святого Пантелеимона уже более четверти века. И работа им проделана большая, из полуразрушенного здания церквушка превратилась в белоснежную красавицу. Заработала воскресная школа, где Закон Божий долгое время преподавала та самая прихожанка, которая спасла икону от советской власти и от фашистских оккупантов.

Храм окружает уютный сад с фруктовыми деревьями и цветами, стоят удобные скамьи для прихожан, но самое главное – возродилась приходская жизнь, храм полон и зимой и летом. Сейчас – туристами со всей страны, зимой, когда хлопот у местных жителей становится заметно меньше,  — ими. На воскресную Литургию нужно приходить пораньше, чтобы не остаться в притворе.

Кабардинка – поселок под Геленджиком, храм считается сельским, потому служит отец Сергий без диакона, зато помогают ему пятеро алтарников.

— В Воскресный день столько записок подают, чтобы успеть за всех помолиться и подготовиться к Литургии, прихожу в 5.30, а служба начинается в 8.30. Но я не люблю торопливости,  — рассказывает протоиерей Сергий Чачия. — Суетливость никому не нужна, а уже тем более в общении с Господом.

Всех своих постоянных прихожан он знает по именам. Многих сам крестил, венчал, потом крестил их детей, отпевал…

  — Приход  — основа церковной жизни, а наш приход стал меня настоящей семьей, благодарю Господа, чтобы служу ему в этом храме с этими людьми и этом чудесном теплом месте.