ПУТИ К БОГУ. БОЛЕЗНИ
6 августа 2019

«Телесная болезнь служит к исцелению душевной; мы не можем похвалиться, чтобы оной не имели. Слава и благодарение Господу, врачующему нас терпкими наведениями!»

Преподобный Макарий Оптинский

Мы очень боимся болезней. Кто-то при первых же признаках простуды мчится в аптеку покупать лекарство, сбивать температуру. Кто-то делает вид, что болезни нет, «сама пройдет». А третьи вообще предпочитают максимально оттягивать визит к врачу, особенно если есть подозрения на какое-то тяжелое заболевание, например онкологическое. Принцип: «я не знаю – значит, не болею», увы, очень распространен.

Но корень всегда один   — страх. «Господь меня за что-то наказывает», — думаем мы. И начинаем лихорадочно вспоминать, за что такая напасть для меня навалилась. Хотя Церковь предлагает совсем иную формулировку вопроса: «Для чего эта болезнь была попущена. Что я делаю неправильно, в каком направлении я иду?». 

Иерей Димитрий Карпов помогает разобраться, для чего же нужны нам болезни, как правильно к ним относится и нужно ли молиться об исцелении или о терпеливом несении скорбей.

— Батюшка, вопрос общий, но самый насущный. Почему люди болеют?

—  Нужно понимать, что болезнь не является нормой. Норма для человека – радость. Но она не может уместиться в нашей поврежденной природе, и болезнь, и смерть стали ее частью. Посредством смерти Бог изымет нашу природу из-под действия греха. Да, смерть для человека  — это зло, но именно с ее помощью Господь изымет нас от абсолютного зла. Природа будет разобрана и собрана вновь, но уже без смерти и греха. Уместно сравнить болезнь с ядами. Как говорил Парацельс, что «всё есть яд и всё есть лекарство, всё зависит от дозы».

— Получается, что мы должны радоваться, когда Господь посылает нам болезни?

 — Бог ведет человека своим путем. Да, иногда это путь болезни, но мы верим, что Промысел Бога о каждом человеке уникален. Господь ведь говорит, что ни один волос с головы не упадет без Его ведома. Ничего не бывает случайного. Бог Сын молится Богу Отцу особым образом обо всех христианах. И если Господь попустил болезнь, значит, посредством этой болезни Он пытается нам помочь. Грех существует в двух формах: как состояние природы и проявление воли. Грех как составляющая нашей природы есть даже в святых, поэтому и святые бывают поражены болезнью. Оторванная от Бога наша природа страдает  и поэтому болеет.

— Отец Димитрий, конечно, нужно понимать промысел Божий о человеке, но ведь иногда человек иногда ведет себя так неаккуратно, что невозможно не заболеть.

— Бывает, что и сам человек болезни приобретает по своей неаккуратной духовной и телесной жизни. Неумеренно или не ту пищу вкушает, неправильные привычки имеет. И было бы неправдой говорить, что болезнь ту или иную нам посылает Бог. Человек сам себе вредит неправильным образом жизни. Болезнь болезни рознь.

Из жития Паисия Святогорца мы знаем, что он сам просил для себя у Господа онкологическое заболевание. Зачем? Хотел так спастись для жизни Вечной?

— Каждого человека Господь ведет своим путем. Есть такое понятие, как удостоверение Благодати. Святые явственно чувствовали, что им нужно для спасения. И просили о болезня. Тут уместно вспомнить житие преподобного  Пимена Многоболезненного, который подвизался в Киево-Печерской Лавре. Он принял постриг, но болезнь приковала его ко одру, блаженный никогда не вставал, но перед смертью Господь дал ему сил, чтобы сидя попрощаться с братией. 

Казалось  бы, человек святой жизни, а Господь вел его через болезни. Апостол Павел пишет: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор.12:9).  Что это означает?! Что ощущая немощь собственную, Господь помогает меньше бороться с какими-то внешними обстоятельствами, направляя силы на духовное возрастание. Болезнь, например, может смирить гордыню человека. Или будь человек здоров, он, может быть, пустился бы во все тяжкие и погиб. Это действие промысла Божия.

— Верно ли утверждение, что Господь, подавая болезни, хочет, чтобы мы в итоге пришли к Нему?

— И в храм люди по-разному приходят, и по болезни тоже. Может быть, изначально, человек приходит обряда ради, не понимая истинной сути. Но (!) человек, пусть на каком-то другом уровне, но ощущает действие благодати. В своем духовном развитии человек проходит несколько этапов. Один из них  — языческий подход, который называется магизмом. Он предполагает результат при точном исполнении обряда. Поэтому многие, приходя в храм, точно ищут, куда поставить свечку, к какой иконе, спрашивают, какую именно молитву прочитать.  Такой примитивный уровень проходят некоторые новоначальные христиане, а затем приходит понимание, как на самом деле идет общение Бога и человека: Бог может дать всё, что необходимо, но человек не сразу может это принять. А для этого нужно измениться. Действенность нашей молитвы зависит и от искренности молитвы и от того, насколько открыт человек, чтобы получить помощь.

— Мы в молитвах просим исцеления, но, быть может, вернее было бы просить о достойном и терпеливом несение болезни и скорбей с ней связанными?

— Монаху полезно себя поддерживать, а не исцеляться, а вот мирянину полезнее исцелиться, чтобы заботиться о своей семьей, о близких. Просить об исцелении не грех, но нужно добавлять: «Да будет Твоя святая воля». Так мы показываем, что Промысел действует на нас через болезнь. Поэтому мы и просим, «Господи, исцели, если нам это полезно». Нужно помнить, что Господь нам всегда подаст лучшее.

Особняком стоят психические. Они тоже даются человеку, чтобы он по-другому взглянул на свою жизнь?

 — Человек трехсоставен: дух, душа и тело. Болезнь затрагивает все составляющие. Поражение души и тела явно выражается. Когда же поражается дух – это уже грех. Но все взаимосвязано. Живя во грехе, душа у человека страдает, он все время в унынии пребывает. Тело страдает от этого. Чтобы утешиться, человек прибегает к запрещенным усладам. Одно не радует – ищет другие способы. Итак в конце концов человек может повредить и духу, и душе, и телу. 

 

 «Господь да подаст тебе терпение в болезни. Упадать духом не надо, а надо молиться и просить у Бога терпения. Ты сознаёшься, что по грехам своим стоишь этой болезни. Это хорошо, вот и терпи, и не унывай, но приноси Господу покаяние в своих грехах и надейся на милосердие Господне. Телесными страданиями очистит Господь душевные скверны и прощение подаст. Терпи, и молись, и за всё Бога благодари».

Преподобный Иосиф