Православные христиане сегодня отмечают Навечерие (сочельник) Крещения Господня. Это предпразднство одного из двунадесятых праздников, который истинно верующие люди встречают в храмах за Божественной литургией.
Крещение Господне еще именуют Богоявлением. Бог являет Себя людям. Но не всем, а лишь тем, кто очистил свои сердца покаянием. Там в пустыне у Иордана они видят, как Иисус погружается в воды. Слышат с Небес глас Бога Отца, свидетельствующего о том, что Иисус — это Христос, что Он — Сын Божий, пришедший спасти мир. И видят, как на воду сходит в виде голубя Святой Дух. Бог освящает воды Иордана, чтобы потом и мы могли войти в эти воды в таинстве Крещения.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание (религия), была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.
Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», т.е. верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения.
Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды.
Практика последних лет показывает, что людей, стоящих в очереди за крещенской водой, и окунающихся в проруби в надежде «смыть грехи», больше, чем полноценно участвующих в церковной жизни.
Обратимся к мнению РПЦ, чтобы узнать, как правильно встречать праздник Крещения и является ли истинно христианской традиция окунания в холодную воду.
Добавим, в Крещенский сочельник православные соблюдают строгий пост, употребляя в пищу традиционное постное блюдо из крупы — сочиво. Трапезничать можно только после выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской водой.
Братья и сестры! Сегодня большой праздник — Сочельник Крещения Господня. Мы с Вами помним, что изначально освящались воды Иордана, чтобы в нем крестить того пожелавших. До сих пор осталась традиция до освящения кидать в воду венки, которые после Крещения вновь возвращаются, течение воротится вспять. И это символ. Мы отворачиваемся от Бога, но Он возвращает нас к Нему.
Бог всегда открыт человеку, в отличие от человека, неспособного вернуться. Бог вмешался в нашу природу с согласия человека, чтобы тот мог возвратиться к Богу.
Наше естество повредилось, оно нуждалось в освящении, и Господь принял наше естество, соединив с Божественным. Господь предупреждает, что тот, кто не возродится от воды и духа, тот неспособен пребывать в Царствии Небесном. И эта возможность возрождения как раз и дается нам в таинстве Крещения. Под действием благодати все изменится, в том числе, греховные привычки. Царство Небесное никто с грехом не наследует.
В такие дни мы радуемся и благодарим за те великие дары, которые Господь даровал. Благодать неспроста называется призывающей. Господь зовет нас за Собой. Но никого не принуждает, оставляя волю человеку.
Мы призваны хранить в течение года агиасму (святую воду), причащаться ей, то есть иметь часть с Господом. Мы через крещенскую воду воспоминаем о нашем Крещении. Мы стремимся к Господу, благодарим его за все милости, которые Он к нам проявляет.