Итак, Соборование совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл. Совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего освященным елеем, сопровождаемым чтением молитв, Апостола и Евангелия.
Апостол Иаков в Соборном послании так изложил суть Таинства:
Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.
Заблуждение №1. Если человек соборуется, то подходит к концу своей земной жизни.
В средневековой западной традиции Елеосвящение было принято совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, extrema unctio – «последнее помазание». В православной Церкви Соборование совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними, как пишут святые отцы, можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние). Его причиной часто бывают нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Да и к тому же мало кто сейчас может назвать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… К слову, Соборование во время Великого поста могут принимать здоровые люди, но это вовсе не обязательно.
Заблуждение №2 (противоположное). Таинство Соборования – это магическая процедура, которая гарантирует исцеление от всех болезней.
Так говорить неправильно. Во время соборования священники и сам участвующий в Таинстве молятся об исцелении, но исцеление произойдет, если на то будет Божья воля. Так что, если человек выздоравливает, то это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий.
Заблуждение № 3. В Таинстве Соборования прощаются все грехи, а значит, на исповедь и Причастие уже можно не ходить.
При Соборовании милостью Божьей человеку прощаются лишь те грехи, о которых он забыл или которые совершил по незнанию, но нераскаянные и не исповеданные, а тем более, осознанно скрытые грехи продолжают разъедать его изнутри. Соборование не может быть неким отдельным «очищающим» действием для человека, не стремящегося быть с Богом и менять себя на пути к Нему. Поэтому, прежде чем приступить к таинству Соборования, желательно исповедаться. А после – приступить к Таинству Причастия, через которое Бог даровал человеку возможность соединяться с Ним Самим.
Заблуждение № 4. Если Таинство совершается не семью священниками, как положено, а двумя-тремя, то Соборование силы не имеет.
Действительно, Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты. Но допускается совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
Заблуждение №5. Если человек регулярно ходит в храм и походит к миропомазанию на Воскресной службе на Всенощной, то ему Собороваться вовсе не нужно.
Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных Таинства. Миропомазание совершается, как правило, сразу после Крещения. И в нем подаются дары Святого Духа. Безусловно, и от того и от другого Таинства следует отличать то помазание освященным елеем, которое совершается во время Всенощной, и которое люди только подходящие к ограде церковной или недавно вошедшие в нее иногда принимают за некоторое священнодействие. Это есть лишь помазание святым елеем, который был благословлен предыдущей Всенощной, когда совершалась лития — часть богослужения, во время которого совершается благословление пшеницы, вина, елея и хлебо́в. Вот этим самым освященным елеем совершается помазание на Всенощном бдении. Но это не церковное Таинство.
Заблуждение №6. Если кто-то из родных не смог быть в храме во время совершения Соборования, принесенное домой масло или свеча заменит ему само Таинство.
Нет, нет и нет. Не заменит. Пользоваться маслом можно, добавляя в пищу, помазывая больные места, возжигая свечу перед молитвой. Но только это не заменяет участия в Таинстве. Кстати, это традиция последних лет забирать после таинства елей, свечи. В древности такого не было, остатки просто сжигали.