Во имя Отца и Сыны и Святого Духа. Четвертая неделя по Пасхе — Неделя о расслабленном. Иногда нам кажется, что события той Евангельской истории несоизмеримы по наполнению чудес благодати в сравнении с нашим современным временем. Казалось бы, исцеление болящих, воскрешение мертвых… Где это всё сейчас, в наших условиях, сейчас, во время болезни, которая уносит жизни наших братьев и сестёр. Но всему этому есть объяснение.
Когда ребёнок приходит в первый класс, ему дают элементарные знания по грамматике, математике. Математика начинается с простых цифр, а по мере взросления ему дают и математические знаки, которые складывают, умножают, вычисляют эти цифры. И уже получается сложное решение с определенной суммой. Чем дальше ребёнок возрастает, тем сложнее становятся эти математические символы. Евангелия — это простые символы, которые строятся на простых множителях, значениях, цифрах. Таких, как добро и зло, тьма и свет, жизнь и смерть. Вот из чего состоит Евангелие. И каждый раз, прочитывая то или иное событие, которое первоначально нам казалось простым, затем приобретает более сложные формы понимания.
Обратимся к Евангелию от Иоанна. Казалось бы, простая история. Общая купель, расслабленный, суббота. Вновь исцеление Спасителем человека, не могущего помочь себе самому. Таких историй достаточно. Но если мы применим более сложные знаки и математические выражение, то те числа, которые есть в этой притчи, а именно «нет человека, который мог помочь», «множество болящих, находящихся с тобой», «иди и не греши больше чтобы с тобой не случилось чего худшего»… Я сейчас привёл некие математические числа из Евангелия. Давайте обратимся к ним.
Итак, множество болящих, ждущих схождение Ангела. Каждый ждёт для себя. Каждый чает утешения, но для себя. Ясно вырисовывается картина человеческого общества, картина мира. Мы все ждём. Это ожидание эгоцентрично. И сегодня в наших сложных обстоятельствах человек приходит в храм и говорит: «Ну, сколько можно ещё, почему я должен помогать, почему я должен делать, в конце концов, я могу получить это утешение для себя»? И вот Господь, подойдя к этому расслабленному, становится как раз тем человеком, тем человеком Нового Завета, человеком, на которого мы равняемся, и которым мы должны быть. Изменения христианского представления о человеке. В сегодняшних Деяниях Апостолов мы читаем про Тавифу. Она помогает всем вокруг, чем можно. Своими силами, своим здоровьем, временем. И вот она заболела и мирно скончалась. И приходит Петр и воскрешает её, не ради неё. Она знала, к чему шла она знала, что делала. Он воскрешает ее ради тех, которые, которые плакали и говорили: «Верни нам её нам, чтобы совершать дальше её подвиг».
Я думаю, что для нее это был новый этап Креста. Вот они, обители Царствия Божьего, но её возвращают к своему послушанию по молитвам тех, кому она была необходима. А дальше мы слышим такие слова: «Хочешь ли быть здоровым?». Казалось бы, какие слова, как не хотеть быть здоровым. Но давайте применим формулу математическую к этим словам.
Когда человек приходит в храм, Господь спрашивает, а хочешь ли ты быть здоровым. Господи, а что с этим сопряжено? А ты знаешь, что очень сложное лечение тебя со сложными хирургическими вмешательствами в твою душу. Да, это больно, потому что ты давно не ходил, до 38 лет не ходил. Ты забыл, что такое ходить. Это необычно, ты уже привык сидеть. У тебя мир твой сложился вокруг тебя здесь, у Овчей купели. Там — другой мир, там нужно действовать, там нечто за гранью твоего понимания. Это – страшно, это — ответственность. Теперь ты себе не скажешь что: «Ну что я могу сделать, я больной здесь лежу, чем я могу помочь другим»? Господь говорит: «Иди и не греши больше, дабы не случилось с тобой больше». Тоже слова интересные, ведь когда ты выздоравливаешь, Господь спрашивает тебя за это здоровье, потому что здоровье — это способность помогать другим стать здоровыми. Дабы вновь не стать расслабленными, это будет хуже, чем, если бы ты был расслабленным и не выздоровел.
Когда мы с вами приходим на исповедь, то искренне каемся, молимся плачем. «Прости нас, батюшка, прости Господи нас за то, что мы сделали». Священник накладывает епитрахиль, читает молитву разрешительную. И наступает восхитительное чувство, чувство свободы, чувство возможности действовать свободно, по совести. Но вновь срабатывает привычка. Привычка, которая тянет нас вниз. Мы думаем, почему я не могу согрешить и вновь пойти к священнику, ещё раз покаяться… И мы видим, что с каждым разом, когда мы идём на уступки своей совести в этом отношении, то меньше ощущаем эту свободу. И в конце концов, можно потерять это ощущение свободы после исповеди, потому что мы уже лукавим.
Расслабленный, который не знал имени Иисуса, после исцеления пошел к иудеям, чтобы рассказать о чуде. Мы не знаем, что дальше было с расслабленным.
Я сказал о том, что для человека первоначально свидетельство Бога в его жизни, будь то чудо, которое происходит, будь тот сильный эмоциональный всплеск, который происходит, а дальше начинается осмысление Бога сердцем и умом. И уже не чудо должно быть ведущим в его отношениях с Богом, а желание понять Бога, желания, чтобы Бог стал причиной своих действий и поступков. И вот Тавифа, которую мы сегодня вспоминаем, она делала свои добрые дела не во имя славы. Она не обращала на себя внимание, ей было даже не важно, что она заболела. Она делала свои добрые дела во имя Бога, и эта связь ее с Богом давала силы, давала ей свободу не обращать внимания ни на здоровье, ни на что другое.
Есть несколько Евангельских лиц, к пониманию Бога которых мы должны стремиться. Давайте обратимся разбойнику, который висел на кресте. Часто его приводят в пример. И кто-то подчас говорит, что очень просто сказать» «Прости, Господи». А за спиной его огромная жизнь с грехами. Вот он сказал «прости», и всё, вот тебе Царствие Божие. И как это соблазнительно выглядит для нас, когда мы грешим и мечтаем исповедоваться перед кончиной своей жизни и причаститься. Но разбойник не думал об этом, когда он висел на кресте. Он испытывал страшные страдания. Когда ты прибит гвоздями к дереву, когда плохо больно, подчас не до добра. Нам хочется, чтобы нас все оставили, дали побыть наедине с собой. А лучше, если к нам проявили внимание. А самим к кому-то проявлять внимание, точно нет сил. Вот этот человек, который был прибит гвоздями, испытывал боль, не говорил: «Спаси меня, ты же чудотворец». Он покаялся!
Я хотел бы пожелать вам, дорогие мои, чтобы эти евангельские события, которые многократно читаем в нашей христианской жизни, делали вас взрослее по- христиански. И чтобы наши сомнения о том, почему сейчас нет тех явлений чудес, не смущали Ваше сердце.
Я думаю, что у вас возникает вопрос, почему мы молимся о здравии, но всё равно умирают священнослужители, всё равно умирают прихожане. Если смотреть внешне, это как-то мучительно для нас. Мы проповедуем о вере, которая имеет живое общение с Богом. И молитва, которая направлена на убережение жизни от этой болезни, она не уберегает. Но если мы персонально подойдём к этим священнослужителям, некоторых которых я знал лично, и даже скажу больше, я знаю, как они отходили из этого мира. Они своею смертью свидетельствовали Воскресенье Христово. Нам с вами грустно без них, нам с вами тяжело без них, нам их не хватает… Но я верю и надеюсь, что они станут большими молитвенниками. Они сейчас придут к Богу и будут молить за нас, чтобы всё что происходит, дало нужные плоды духа для нашего Отечества. Я даже больше скажу — для нашего мира человеческого, чтобы жить и спасаться для Бога. Я верю, что этих священников, достойных священников, Господь сейчас принимает как молитвенников и соучастников нашей Церкви Небесной и земной.
Дорогие мои, желаю, чтобы наше понимание Бога, как я уже говорил, было мудрее, чтобы наши сердца не зависели от чудес, чтобы наши сердца не зависели от внешних проявлений, от каких-либо явлений запредельного сознания. Я желаю, чтобы каждый из вас мог почувствовать Бога с высоты его взгляда, чтобы Господь поднял вас над землей и показал вам, сколь прекрасно бытие в этом мире и вообще бытие само по себе. И чтобы наше состояние внутреннее, когда Господь и нас с вами призовет, соответствовало тем евангельским лицам, о которых мы сегодня говорили.
Вспомним архидиакона Стефана. Когда его побивали камнями, он молился за врагов своих, ибо «они не ведают, что творят», а Господь открыл ему. Он молился, чтобы Господь открыл видение Бога, чтобы даже в таких сложных ситуациях любить тех, которые являются врагами. Но это возможно только с Богом и без Бога это невозможно.
Дорогие мои, ещё раз благодарю за ваши молитвы, за ваше терпение. Я скучаю. И вновь и вновь буду говорить, что очень хочу, чтобы храм наш был полон. Мы не привыкли к такой форме молитвы. Я надеюсь, что привычная форма молитвы, когда в храме нет места, чтобы встать, она вернётся. И очень надеюсь, что Господь сохранит Ваши жизни, если на то будет его Святая Воля. А всем тем, кто, возможно, и не переживёт эту болезнь, Царствия Небесного. Будьте смелы, не теряйте надежду, потому что Воскресенье является флагом нашей верой. И дай Бог, чтобы мы с вами оказались вместе не только в этом земном мире, но и в Царствии, к которому мы идём, к которому чаем. Это Царство радости, Царство справедливости, Царство Победы жизни над смертью. Христос Воскресе!