На Литургии сегодня читается Евангелие от Иоанна, стихи с 5 по 42. Давайте вместе прочтем эти строки.
«Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу./Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа./ Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить./ Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи./Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются./ Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую./Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?/Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?/Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,/а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную./Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать./Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда./Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,/ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала./Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк./Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме./Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу./Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев./Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе./Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине./Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все./Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою./В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?/Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:/пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?/Они вышли из города и пошли к Нему./Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь./Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете./Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?/Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его./Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве./Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,/ ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет./Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их./И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала./И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня./И еще большее число уверовали по Его слову./А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». (Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42)
Сегодня, в 5-ю неделю по Святой Пасхе, Церковь вспоминает беседу Христа с самарянкой. В церковном календаре этот день еще называют Неделей о самаряныне. И сегодня на Литургии мы слышали чтение Евангелия, повествующего об этом событии. Давайте немного поговорим о тексте Священного Писания. Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Единому Богу, но не забывали и своих богов. Когда иудеи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но иудеи не допустили их, а потому они (самаряне) выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.
Проходя через самарянскую страну, Господь со Своими учениками остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом. Святой евангелист Иоанн указывает, что «было около шестого часа» (по-нашему — полдень), время наибольшего зноя, что, вероятнее всего, и вызвало необходимость отдыха. И в это же время колодцу подошла женщина почерпнуть воды. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду то презрение, которое иудеи проявляли к самарянам. Иудеи гордились тем, что скорее перенесут любые лишения, чем попросят о чем-либо самарянина. Но Христос, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, говорит женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какой Дар Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую» (Ин. 7:38-39). Самарянка не поняла Господа: подумала, что он имел в виду ключевую воду, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубокий. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Ин. 4:12). Тогда Господь сказал:
Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную
Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.
Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! вижу, что Ты пророк», сказала она, «отцы наши поклонялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризим, где виднелись развалины разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться Богу, находится в Иерусалиме».
Самаряне избрали для поклонения гору Гаризим, основываясь на повелении Моисея произнести благословение на этой горе (Когда введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, тогда произнеси благословение на горе Гаризим Втор. 11:29). И хотя их храм, воздвигнутый там, был разрушен еще в 130 году до Рождества Христова, они продолжали совершать жертвоприношения на месте разрушенного храма.
Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине.
Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы Гаризим, а Иерусалим был разрушен римлянами, а Иерусалимский храм сожжен в 70 году по Рождестве Христовом.
Самарянка поняла смысл слов Иисуса и сказала: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все».
Иудеи ожидали Мессию в виде вождя, который возглавит Израиль, свергнет владычество Римской Империи, и покорит под ноги иудеев все народы. Самаряне также ожидали Мессию. Они в Его лице ждали истинного пророка, а не правителя, как иудеи. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия – Христос.
Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: и говорит своим соплеменникам – не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.
Предание сохранило имя это самарянки – Фотиния и краткую информацию о ее дальнейшей судьбе. Она приняла крещение и в 66 году, при императоре Нероне, за христианскую веру приняла в Риме мучения и смерть, вместе с сыновьями Иосией и Виктором (Фотином), а также сестрами Анастасией, Параскевой, Кириакией, Фото и Фотидой. Предание говорит, что благодаря самарянке ко Христу обратилась дочь императора Нерона Домнина, также впоследствии пополнившая сонм христианских мучеников.
Молитвами святой мученицы Фотинии, Господь наш Иисус Христос да помилует всех нас, и подаст сердцам нашим радость и мир. Аминь.
ПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО НА ВОСКРЕСНОЙ ЛИТУРГИИ
Неделя пятая по Пасхе — Неделя о самарянке. Мы слышали историю об этом народе, об их вере, и у нас возникает вопрос, почему Христос приходит и к ним, прежде, чем просветить богоизбранный народ.
Наше отношение к Евангелию подобно Солнечной системе. В центре -Солнце, наша жизнь строится вокруг него. И мы, христиане, каждый год прочитываем все четыре Евангелия. И вновь выходим на следующий круг, питаясь лучами тепла, исходящего от этого солнца, лучами мудрости и истины.
В сегодняшнем Евангелии главными элементами мудрости Божией, обращенной к людям, являются такие слова: «Поклонение Богу в Духе и Истине, источник живой воды, приводящий в Царствие Божие».
Диалог между Христом и самарянкой относился к миссии Христа: дать истинное понимание пришествия Мессии, чтобы человечество обрело главное назначение своего бытия. Казалось бы, неграмотная самарянка, с которой беседу ведет Спаситель, не понимает истинности Его слов, но он не обличает и не упрекает ее за это. Господь обращается к ней и через нее – к нам, к каждому персонально. Эта женщина, которая потеряла жизненные ориентиры, отчаялась в браке, в религии самарян, давно ждала Того, Кто даст ей нечто живое в ее религии, откроет для нее чаемое ее душой.
Слова Христа «в Духе и Истине» — это новые слова для тех людей. Это забытые во времени слова, с того момента, когда человек был изгнан из рая. Адам и Ева ходили пред Богом, не стесняясь, не боясь. А когда совершился грех, то человек испугался Бога, и его отношение строилось на страхе. На страхе гнева Божия, а, следовательно, и форма общения предполагала исключение всего, что может вызвать гнев Божий. Что можно сделать, чтобы Господь не наказал?!
Вспомним Иова многострадального. Его друзья указывали, что Господь его наказал, Иов не находил ответа, почему это происходило, ведь он вел праведный образ жизни. Ответ на этот вопрос принес Христос. Обращаясь к самарянке, Он сказал, что грядет время, когда «Богу будут поклоняться на всяком месте в Духе и Истине».
Что такое Дух и что значит поклонение в Духе? В человеке есть некая составляющая, выходящая за рамки его материи и физиологии. Есть что-то, чем он обращается к Богу. Не только предписание внешних форм, есть нечто, позволяющее соединиться нам с Духом Бога. Этот Дух Любви. Как нам научиться любить Бога? Как нам сделать так, чтобы это соединение с Богом было живым, а, следовательно, наши чаяния возымели ответ от Бога. На этот вопрос ответ такой. Дух – это сердце, это – любовь, то, что выходит за рамки земной жизни, что выше жизни.
Что есть Истина? Господь так ответил: «Я есть Истина». Истина — это то, как этот Дух направить в отношении к Богу. Христос дает в Евангелии примеры, как нужно обращаться к Богу. Обращаться, стирая границы национальностей и религиозных верований людей. Он обращается к каждому человеку, невзирая на его происхождение. Самарянка в ответ на Его призыв, бросила всё важное для,ведь она нашла для себя ответ, который не могла найти в других людях.
Это очень похоже на то, как мы молимся и просим дать ответ на очень важный для нас вопрос. И когда ответ приходит, жизнь преображается. Господь приводил в пример доброго самарянина, который помог страннику, помог ради Любви. Вот, что есть Истина. Наша Церковь -хранительница того сакрального открытия – не забывать поклоняться Богу в Духе и Истине. И мы призваны об этом напоминать. И до тех пор, пока Церковь будет кланяться Богу в Духе и Истине, будет и спасение. Церковь будет нести свет, приводя души в Жизнь Вечную.
Я желаю каждому, чтобы сердце наше никогда не угасало. И когда наступает в сердце окаменение или охлаждение сердце, не отчаиваться. Надо потерпеть и Господь даст силы гореть сердцем. История свидетельствует, что, казалось бы, внешнее благополучие Церкви, внешнее благополучие государства до основания разрушалось Богом, потому что нарушалась преемственность поклонения в Духе и Истине. И чтобы нам с Вами не быть подверженным гневу Божию за это, мы каждый день должны спрашивать: горит ли сердце к Богу. И если оно гаснет, то молиться и плакать к Богу, чтобы тот источник живой воды, которым Он является, вновь и вновь наполнил наше сердце, чтобы не жаждать вовек, и чтобы стать причастниками жизни вечной. Аминь.