Как вести христианскую жизнь в условиях ограничения посещения богослужений, как быть, если хочется в храм, но пока делать это не благословляется. Эти и еще десяток вопросов волнует каждого православного христианина. Мы привыкли вечером в субботу идти на Всенощную, а воскресным утром – на Литургию. Но моровое поветрие диктует свои условия. Чтобы не терять приходского общения и ритма участия в богослужениях, Спасский приход организовал не только трансляции служб, но и онлайн-общение со священством.
Настоятель храма протоиерей Андрей Бондаренко ответил на самые актуальные и волнующие вопросы.
— Сразу начну с того, что не смогу ответить на вопрос, когда это все закончится. По закону эпидемии переболеть должны 70% населения, пока не выработается общественный иммунитет. Проблема в том, что Москва находится в зоне повышенной опасности, мы, увы, впереди планеты всей, нашей Российской Федерации. И если в других регионах верующие могут ходить в храм, исповедоваться и причащаться, то это пока не про Москву. Много священнослужителей ушли, и здесь наш город лидирует. Поэтому к Московской епархии определяются более жесткие меры ограничений. До ситуации в городе, которую можно будет назвать безопасной, еще очень далеко.
— Отмечу, что и храм долго не может оставаться без прихожан. И дело даже не в финансовой составляющей, я верю, что вы помогаете и будете помогать. Но мы можем потерять людей, потому что никакие современные технологии не компенсируют живого общения. Нам нужно осуществлять таинство Церкви, но при этом мы не можем и не должны терять священство. Мы ищем возможности соединить эти два условия.
— Мы пытаемся освоить видеоконференции, чтобы компенсировать нехватку общения. Мы стараемся идти в ногу со временем, вводим технические новшества, которых раньше не было. Мы хотим понять, что может дать вам поддержку и утешение в момент, когда нельзя посещать храм. Что касается нашего YouTube-канала, то есть иногда сложности с сигналом, мы работает над совершенствованием. Но хочется, чтобы карантин отменили, причем, как можно раньше. И мы могли бы ходить в храм, пусть по группам, по спискам, но это будет очное посещение богослужений.
— Существует группа при Патриархе, которая информирует о принятых документах в связи с моровым поветрием. Знаю, что уже планируются послабления, связанные с посещением храма. Да, продолжают заболевать священники, прихожане, мы все люди и никуда от этого мы не денемся. Но согласно нормам безопасности, мы бережем здоровье и будем продолжать выполнять свою миссию. Священник нужен личным присутствием. Отцы при особой потребности могут причащать дома, но с соблюдением всех норм. Если нужны лекции, встречи по теме, то мы всегда тоже готовы.
Как эффективно использовать нынешнее время, как «залатывать дыры» в духовном развитии и общении.
— Очень актуальный вопрос, но общего решения нет. Как мы уже многократно говорили, это время новое для нас с точки зрения опыта. И для священства тоже. Мы и в своих семьях столкнулись с такими же проблемами. Если сетовать, если вопрошать, почему Бог нас наказал… это совершенно неправильный подход. Любое время – это время благости Божьей. Но мы благость понимаем, как благополучие и достаток, а если начинаются сложности, то мы считает это временем гнева. Но подчеркну, что это неверно. Как говорил Христос, «Царствие мое не от мира сего», а нам, наследникам этого Царства, нужно понимать, что логика мирская нынешнюю ситуацию воспринимает как трагедию. Мы же должны благодарить Бога за данное нам испытание. Мы должны желать получить от Бога мысль, как это время провести с пользой. Та, где умножается грех, тем преизобилуется благодать. Но чтобы восприять благодать, нужно понимать, что это не время ужаса, это время поиска подхода совершенствования для Бога.
И если Господь дал нам время провести его с семьей, значит мы должны провести его верно. Нужно навёрстывать то, что не делали никогда. Нужно сформировать привычку уделять время супруге или супругу, детям. Чтобы понимать, как здорово уделять внимание родным. Да, это нелегко, и своими силами не обойдемся. Если мы обратимся к Господу и поблагодарим и попросим дать сил, тогда мы увидим благодатность любого времени. Никто не даст гарантии, что мы не заболеем, но страх смерти не должен превалировать.
Да и невозможно бояться долго. Когда наступает предел терпения и страха, люди выходят на улицу. Мы должны опасаться, чтобы не искушать Бога. А что такое искушение Бога? Когда мы говорим, что я не заболею, потому что я верю в Бога. Есть маски, есть перчатки… Нужно верить, но не искушать. Для нас, людей верующих, закрытие храма подобно закрытию продуктового магазина. Там люди покупают продукты, в храмах мы получаем духовную пищу в Таинствах. Нам нужно питать дух, без этого невозможно. Призываю, чтобы страх не довлел над нами. Если Господь призовет, то никуда от этого не денемся. Мы каждый вечер в вечерних молитвах говорим «предаю дух свой», то есть мы каждый раз надеемся на то, что Господь нас утром разбудит. Так и сейчас нужно благодарить, и надеяться, и верить, что Господь нас спасет.
Обещаю, что как только все закончится, то мы прекратим все трансляции и онлайн-общение, мы хотим все-таки видеть вас в храме, мы скучаем и очень ждем момента, когда мы вновь будем молиться все вместе, не с помощью интернета. Верю, что скоро закончится ремонт нашего основного храма, по понятным причинам реставрация заморожена, и прошу Вашей посильной помощи, и обещаю, что его открытие без прихожан не произойдет. Мы освятим его все вместе, и будем молиться в Спасском храме все вместе.