Христианство есть религия спасения. Но спасения от чего и спасения – как? Увы, сами христиане так часто упрощали и затемняли это понятие, что сами порой забывают, что есть спасение.
Нерелигиозный мир часто говорит: «Христиане – это маленькие и слабые люди, которым нужно спасение; нам не нужно спасения, мы сами себя спасем». Поэтому так насущно и так необходимо нам самим понять, что на языке Библии и на языке христианства означает спасение.
Речь идет не о спасении от тех или иных несчастий или несчастных случаев, болезней, страданий и так далее. Это, наверное, должно было бы быть ясно и самим христианам, которые часто в своей вере видят как раз сверхъестественную помощь, как бы восполняющую помощь естественную, видят своего рода перестраховку. Скажем прямо, что такое понимание спасения есть понимание извращенное и огрубленное. Это должно быть ясно прежде всего из самого Евангелия, из той страшной главы, в которой рассказывается, как Христос, в ночь перед предательством и смертью, Один в саду, брошенный спящими учениками, молился о том, чтобы миновала Его чаша, и, как говорит Евангелие, «начал ужасаться и тосковать» (Мк.14:33).
Если бы христианство было действительно религией спасения от земных зол и печалей, его можно было бы считать провалившимся…
Нет, не об этом спасении идет речь. Речь идет о спасении от той радикальной и трагической перемены, что произошла однажды и происходит до сих пор во взаимоотношениях человека с собственной жизнью, – перемены, исправить и починить которую уже невозможно человеку одному. Имя этой перемены – смерть. Смерть не только как конец жизни — умирание, но и как течение жизни, как бессмысленное угасание; жизнь, которая с момента рождения уже – умирание. Смерть – это превращение мира в космическое кладбище. Это безнадежное подчинение человека тлению, времени и смерти.
И не слабый, а сильный хочет спасения, жаждет его. Слабый хочет помощи. Слабый хочет того муравьиного и скучного счастья, которое предлагает ему нерелигиозный мир, раз и навсегда примирившийся со смертью. Слабые согласны на то, чтобы пожить и умереть. Сильные считают это недостойным человека и мира.
Таким образом, христианское понятие спасения – это восстановление той жизни, Жизни с большой буквы, Жизни вечной и нестареющей, о которой знает человек, знает, что он для нее создан. И не слабость, а сила человека в том, что этого спасения он ждет и его получает от Бога. Ибо Бог и есть та Жизнь, которую потерял человек, подчинивший себя миру, и растворивший себя во времени и смерти. И вот мы верим, и мы знаем, как говорит апостол Иоанн Богослов, что «Жизнь явилась» (1Ин.1:2).
Бог спас нас не силой, не чудом, не насилием, не страхом, не принуждением, – нет. А только явлением среди нас и нам, в мире и для мира, для самой жизни. Жизни как Божественной красоты, мудрости и добра. Жизни как красоты мира и человека. Жизни, способной разбить и изжить смерть. И явилась эта Жизнь не как еще одна философская теория, не как принцип организации, а как Человек. Да, христианство учит и возвещает, что в одном Человеке, в одной точке и времени, людям явилась Божественная Жизнь в образе совершенного Человека – Иисуса Христа из Назарета Галилейского.
Нерелигиозный, нехристианский мир, пожмет плечами и ответит: что за чушь! Но вот, чушь или не чушь, а на протяжении почти двух тысяч лет этот Образ, этот Человек, эта Жизнь сохраняют ни с чем не сравнимую власть над сердцами и жизнью людей. Нет учения, нет философии, которые не изменились бы, не исчезли за это время, ни одного государства, которое не ушло бы в вечность. И если было и есть в истории чудо, так это память о Человеке, не написавшем ни одной строчки, не заботившемся о том, что скажут о нем потом. Память об Учителе, умершем позорной смертью на кресте, как преступник. Память о Спасителе, живущем, буквально живущем, в тех, кто верит в него. Он сказал про Себя – «Я есть Путь, Истина и Жизнь» (Ин.14:6). И этим путем идут, эту истину хранят, этой жизнью живут миллионы людей.
Христос есть Спаситель мира – вот древнейшее христианское утверждение. Он спас мир и нас тем, что дал возможность жить жизнью, от смерти и времени не зависящей, и это и есть спасение. Когда Павел, поверивший во Христа, после долгого гонения Его последователей, вдруг восклицает: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение!» (Флп.1:21), мы можем сказать, что что-то радикально переменилось в мире.
Да, люди продолжают умирать по-прежнему, по-прежнему мир наполнен разлукой, печалью и страданием. Но в нем загорелся и горит свет веры. Не только в то, что где-то и когда-то за пределами жизни продолжится наше существование – в это верили люди и до Христа. А в то, что сам мир и сама жизнь снова получили смысл и глубину, что само время наполнилось светом, что вечность вошла в нашу жизнь уже здесь и сейчас. Вечность – это прежде всего знание Бога, открытое нам Христом. «Нет больше одиночества, нет страха и тьмы, Я с вами», — говорит Христос. Вечность – это та заповедь любви, которую нам оставил Спаситель. «По сему узнают все, что вы – мои ученики, если будете любовь иметь между собою» (Ин.13:35). По словам апостола Павла, имя этой вечности – «мир и радость в Духе Святом» (Рим.14:17), И эту вечность, по слову Христа, «уже никто не отнимет у вас» (Ин.16:22). Вот все это и есть спасение.