В это Воскресенье, на седьмой неделе после Пасхи, Церковь празднует память Отцов Первого Вселенского Собора, который проходил в 325 году в городе Никее. Собор осудил ересь Ария и принял Никейский Символ Веры. Само это празднование затрагивает несколько понятий, с одной стороны, ключевых для нашей веры, с другой — малопонятных многим современным людям. Что такое Вселенский Собор? Первый Вселенский Собор обращался к образцу Апостольского Собора, который упоминается в 15 главе книги Деяний. На соборе Апостолов речь шла о том, надо ли обязывать язычников, обращающихся ко Христу, соблюдать ветхозаветный закон. Апостолы постановили, что не надо: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян. 15:28,29).

Формулировка — «угодно Святому Духу и нам». Это не какая-то формальность — это исповедание живой веры в то, что в собрании Апостолов действует Святой Дух, и принятое ими решение внушено Им. Церковь не просто собрание людей, объединенных общими взглядами. Церковь — это продолжающееся присутствие Христа в мире, как Он обещал ученикам, «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Христос, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8) продолжает оставаться пастырем Своей Церкви, и, как Он и обещал, Святой Дух продолжает наставлять ее на всякую истину. Поэтому мы верим, что Вселенские Соборы, на которые съезжались преемники Апостолов, Епископы, были не просто собраниями ученых и благочестивых людей — через них действовал Святой Дух.

Надо отметить, что нам не стоит путать Собор с парламентом, а принятие Символа Веры — с принятием законопроекта. Епископы, собравшиеся в Никее, не создали православную веру и даже не дополнили ее — они облекли в четкие формулировки то, во что Церковь верила и до этого, со времен Апостолов. Епископы не высказывали свои личные соображения — но свидетельствовали о вере, хранимой их общинами.

Собор назван «вселенским» потому что на нем присутствовали Епископы со всего христианского мира. Созван он был императором, который желал положить конец нестроениям, вызванным ересью Ария. «Ересь» – другое малопонятное в наши дни слово.

В Церкви это слово значит — лжеучение, причем лжеучение, подрывающее самые основания нашей веры (не всякое ошибочное богословское мнение заслуживает названия «ереси»). Для верующего человека (вернее, для любого человека, но только верующий это осознает) самое важное, что только может быть — это познание Бога. Как говорит Господь, «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). Мы все созданы для того, чтобы познать Бога и возрадоваться Ему во веки — причем познать, конечно, не только в смысле «получить сведения», но познать лично, как мы знаем кого-то родного и близкого. И вот ересь — это глубокая, принципиальная неправда о Боге, которая уводит нас с пути богопознания. Поэтому так важно в нее не впасть.

Как возникло лжеучение Ария? Священное Писание подчеркивает, что есть только один Бог; в то же время, оно говорит о Сыне Божием, Иисусе Христе, как о Боге. Конечно, это вызывало вопросы — каким образом Сын может быть Богом, если Бог только один? Каково соотношение Отца и Сына?

Арий попытался создать понятную (особенно для греческого мышления) богословскую схему — Бог только один, и это Отец, а Сын Божий, который воплотился в Иисусе Христе, не есть Бог — по крайней мере, не Бог в том смысле, в котором мы называем Богом Отца. Сын — Его творение, через которое Он творит все остальное. По мнению Ария, было время, когда Сына не было. Схема казалась очень привлекательной, потому что она снимала эту тайну Лиц в Боге.

Но Отцы Собора отвергли учение Ария и провозгласили, что Сын Божий равен, совечен, и, как мы до сих пор поем в Символе Веры, единосущен Отцу. Он целиком и полностью Бог. Каким образом? Церковь ответила не гладкой, ясной, понятной схемой, как у Ария, а указанием на тайну Троицы. Бог един по существу и троичен в лицах; Он есть Любовь — а любовь предполагает какие-то отношения, которые уже были до творения мира и независимо от творения. Отец, Сын и Святой Дух предвечно пребывают в совершенной любви и единении, и это не три бога, а один Бог.

Это тайна, и она не укладывается в голове; люди жалуются на ее непонятность. Но Истина и не обязана сразу помещаться в наших умах; она всегда дается нам на вырост.

В молитве мы предстоим не схеме, от которой можем требовать понятности, а живому Богу — бесконечно великому и таинственному. Он открыл о Себе, что Он — Троица; например, Господь Иисус посылает учеников крестить «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19) Церковь хранит эту веру; мы сначала принимаем ее — и только потом начинаем понимать.

Отцы Собора выразили веру Церкви во Христа, как Бога и Спасителя, в Символе Веры. Его называют «Никейским Символом», и он (вернее, его дополненный вариант, который называют Никео-Цареградским) поется в Церкви за каждой Литургией. Что такое Символ? Это предельно краткое, и предельно четкое выражение веры Церкви — первые Символы были связаны с Таинством Крещения, когда новокрещаемый должен был публично исповедать апостольскую веру.

Отцы Собора отстояли Апостольскую Веру в то, что в Иисусе Христе мы встречаем не просто Великого Человека, не просто Пророка, не просто Посланца небес — но Бога. Бога, Который нас создал, от которого мы отпали в грех, и Который пришел нас спасти. Иисуса Христа, который создал Церковь и хранит ее в истине Святым Духом. Именно эту веру мы исповедуем сегодня. 

ТоПРОПОВЕДЬ НАСТОЯТЕЛЯ СПАССКОГО ПРИХОДА ПРОТОИЕРЕЯ АНДРЕЯ БОНДАРЕНКО

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа! С праздником! Сегодня мы чтим память отцов всех семи Вселенских Соборов. Почему этот праздник важен нам? Последние несколько дней мы читаем Евангелие от Иоанна, которое повествует нам о беседе Иисуса Христа с учениками перед Своими Крестными страданиями. Спаситель открывает апостолам глубину познания того учения, которое Он принес в наш мир.
Господь говорит, обращаясь к Отцу Своему, «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». И это не просто знание, а движение человека к Богу, то есть Богопознание Истинного Бога.
В Деяниях апостолов, которое также читается на воскресной Литургии, есть такие слова: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Апостол Павел уже предупреждает, что уже есть опасность искажения учения о Мессии.
И мы понимаем, откуда это идет. Обращаясь к началу человеческой истории, мы видим, как дьявол искажает учение о Боге. Тот диалог между змеем и Евой посеял сомнение и лукавство в словах о Боге.
Почему для нас, современных христиан, важно правильное учение о Боге. Многие, даже среди нас с вами, не осознают таких тонкостей учения о Христе, Его воплощения, чтобы понимать те богословские споры, которые существовали в эпоху Вселенских Соборов. Когда формировалось догматическое православное учение, те люди глубже понимали терминологию, суть учения. Но они для нас оставили знание, чтобы мы могли, обращаясь к Богу, понимать, чего Господь хочет от нас.
В Апостоле есть такие слова: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Мы ориентируемся на эти плоды духа, а, следовательно, православие дает нам возможность родить эти плоды в нашем сердце и душе. И когда происходит искажение православия, то происходит разрыв той нити, по которой идет связь человека с Богом. Если мы с Вами идем в храм и обращаемся к Богу в надежде услышать ответы на вопросы, на наши чаяния, то, чтобы это произошло, нам нужно православно взаимодействовать с Богом.
Господь говорит: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Это важные слова. В Церкви — Истина. Мы сталкиваемся, что некоторые священнослужители ведут себя недостойно, кто-то поступает не по заповедям, и тут же возникает желание осуждать Церковь. Но в Церкви все та же Истина, вся та же Благодать Святого Духа, которая была дарована Господом, когда Он ее создавал. Всё то же самое и для нас, и в наше время. Наша задача не оглядываться на священнослужителей, возможно, недостойно себя ведущих. Нужно помнить, что Церковь — свята. И наша задача, сохраняя Церковь в единстве и молитве, делами передавать и те дары, сокровища следующим поколениям. А сокровище Церкви – это Истинное учение о Боге.
Желаю каждому мудрости и помощи Божьей в преодолений искушений уводящих нас от Церковного общения. И несмотря на то, что Церковь состоит из несовершенных людей, будем помнить, что Совершенен Господь и совершена созданная Им Церковь — Его Тело. Со смирением, покаянием, с доверием Богу, прибегая к Таинствам Церкви, уверен, что каждый из нас будет продолжать получать просимое наполняя сердце и душу — любовью, миром, радостью — в долготерпении, с кротостью и милосердием оставаясь чадами Православной Церкви. Аминь.