На каждой Божественной Литургии мы с вами слышим чтение Священного Писания – апостольских посланий и Евангелия. По древней практике, в церковном календаре все эти чтения расположены таким образом, что в течение года в храме целиком прочитывается Евангелие, книга Деяний и все апостольские послания. Сейчас идет период чтения послания святого апостола Павла к Римлянам.
Традиция писать послания утвердилась на самой заре христианской Церкви – когда в различных городах начали появляться первые общины. По сути своей послание – это письмо, которое апостолы направляли общине, или какому-то конкретному лицу. Цели таких посланий были самые разные — кого-то поддержать, кого-то предостеречь, кого-то научить. Но всегда тексты апостолов всегда несут преимущественно вероучительное содержание.
В Новом Завете наибольшее количество посланий – четырнадцать – принадлежит апостолу Павлу. Послания святого Апостола Павла имеют великое значение в составе книг Нового Завета, потому что в них мы находим глубокое и всестороннее раскрытие и разъяснение истин Евангельского учения.
Большая часть посланий построена по одному и тому же плану. Начинаются они приветствием к читателям и благодарностью Богу за Его промыслительные действия о том месте, куда адресовано послание. Далее послание обыкновенно делится на две части — догматическую и нравственную. В заключении святой Апостол касается частных дел, делает поручения, говорит о своем личном положении, выражает свои благопожелания и посылает приветствия мира и любви. Язык его, живой и яркий, напоминает язык ветхозаветных пророков и свидетельствует о большом знакомстве со Священным Писанием.
Первым из посланий апостола Павла в Новом Завете является послание к Римлянам. Оно первое не по хронологии, потому что было написано во время третьего миссионерского путешествия апостола, примерно в 58 году, в городе Коринфе, но оно совершенно точно первое по своей значимости и является, пожалуй, главным литературным трудом апостола Павла.
Что мы знаем о и Римской Церкви и о самом Риме времен апостола Павла? Рим был столицей и самым важным городом Римской Империи. Он был основан в 753 г. до Р. Х., но в Библии упоминание о нем появляется только в Новом Завете.
Во времена Павла население города превышало один миллион человек, большую его часть составляли рабы. После того, как в 63 г. до Рождества Христова, Иудея была подчинена Римской империи, в самом Риме стало проживать множество иудеев. Со временем, для них даже был отведен отдельный квартал города. Очевидно, что первые предпосылки для возникновения в Риме христианской общины появились еще при земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, так как иудеи, живущие на родине, не могли не рассказать своим родственникам, жившим в Риме о великом Пророке, проповедовавшем новое учение и творящем чудеса.
Но, пожалуй, теми, кто первым принес в Рим учение Христа были римские иудеи, приехавшие в Иерусалим к празднику Пятидесятницы – когда на апостолов сошел Святой Дух. Эти иудеи, прибывшие из Рима, были свидетелями первой проповеди апостола Петра, и некоторые из них уверовали и, по возвращении в Рим, обратили своих братьев. Об этом свидетельствует и то, что сам Апостол Павел в послании к Римлянам пишет, что среди римских христиан есть некоторые, уверовавшие во Христа еще прежде, чем он сам, и называет некоторые имена, например, неких Андроника и Иунию, и говорит, что вера христиан римских уже прославляется во всем мире. Это подтверждает и сообщение римского историка Светония о том, что император Клавдий в 49 г. по Р.Х. выдворил из Рима иудеев за беспорядки, произошедшие, как буквально пишет историк, «по подстрекательству некоего Хреста». То есть мы видим, что даже в императорском дворце было известно, хоть и не учение, но хотя бы имя Христово.
Апостол Павел, зная о христианской общине в Риме, пишет им послание. Из этого послания не видно, чтобы они сами дали святому Апостолу Павлу какой-либо повод к написанию этого письма. Послание имеет совершенно общий характер и ни на какие частности в жизни римских христиан не указывает. Главной задачей Павла было написать римлянам о великих истинах благой вести и благодати для верующих, которые еще не получали никаких апостольских наставлений.
В своем послании апостол Павел во всей полноте постарался изложить основы христианской веры, поэтому мы видим, насколько оно объемное и насыщенно догматическим учением. Причин тому может быть несколько.
Рим был крупнейшим городом мира, столицей величайшей империи, какую мир когда-либо видел. На момент написания послания, апостол Павел никогда не бывал там, и он не знал, будет ли когда-нибудь. Но когда он писал верующим такого значимого города, то посчитал необходимым изложить основу и суть веры. Он знал, какой вред могут нанести недопонимания и лжеучения, которые рано или поздно могли бы возникнуть в общине. И поэтому его послание должно было стать неким нерушимым столпом, который оградил бы верующих от лжеучений хотя бы до того момента, когда он сам, или кто-то из апостолов наконец не посетит Рим.
Но посещение Рима входило в планы самого Павла. Поэтому вторая цель послания заключается в том, чтобы подготовить общину к личной встрече с апостолом и его живой проповеди.
Говоря о посланиях апостола Павла, следует сказать, что они являются богатейшим источником духовной мудрости и вдохновения. Нет, кажется, такой религиозной истины, которая бы не была освещена и разъяснена в его творениях. Причем, эти истины изложены апостолом не как отвлеченные богословские понятия, но как факты веры, которые воодушевляют человека к праведной жизни. Откликаясь на конкретные проблемы, с которыми сталкивались христиане первого века, послания ап. Павла служат ценным дополнением к Евангельскому благовестию. Они разъясняют, как на деле преодолевать неизбежные в жизни испытания, как осуществлять высокие христианские идеалы, в чем состоит суть христианского подвига. Они живым языком описывают быт и подвиги первых христиан, становление христианских общин, дают цельный облик Церкви Христовой апостольского времени.
Послания апостола Павла не менее ценны и своими автобиографическими заметками. Из них видно, как апостол сам применял в своей личной жизни те истины, о которых проповедовал, что помогало его миссионерской деятельности, где он черпал духовные силы. Успех миссионерской деятельности апостола заключался в том, что он все свои великие таланты, душевные и физические силы сконцентрировал на одной цели – на служении Христу.
Молитвами святого апостола Павла Господь да вразумит и да помилует всех нас.