15 ноября 2020 года Русская Православная Церковь чтит память собора святых 12 целителей, бессребренников и чудотворцев. Это малый престольный праздник нашего храма. Этих святых, изображение которых находится в нашем иконостасе, объединяет между собой то, что все они были врачами, специалистами в медицине, но при этом, они не ставили перед собой задачу заработать денег, вылечив человека. Они несли людям исцеление, и больше их ничего не интересовало. Но христианская идея исцеления – это нечто большее, чем просто вылечить болезнь. Святые Целители это знали, и мы попытаемся себе это напомнить.
Человек – это существо страдающее. Наш мир пытается спрятаться под покровом оптимизма, пытается жить, не замечая страданий, боли и смерти. Пытается сделать вид, что все хорошо, и у него это получается. Но есть места, где этот оптимистический слой растворяется, показывая и мир, и человека по-настоящему. Одно из таких мест – это больница. Там все правдиво и реально. Никто из нас не защищен от болезней и страданий. Нынешняя пандемия – просто очередное тому подтверждение. Но Бог отвечает на наши страдания. Отвечает через Церковь, руками святых целителей, руками священников, руками христиан.
Одно из Таинств Церкви – Соборование – это сугубая молитва о всецелом исцелении человека силой и благодатью Божией. Не случайно именно в этом Таинстве Исцеления (его можно так назвать) упоминаются все 12 Целителей и бессребренников, память которых мы сегодня празднуем, и которые также были совершителями этого Таинства. Но было бы ошибкой понимать Таинство Исцеления как совершение чудес. Да, если Богу угодно совершить чудо – Он его совершает. Но даже Христос, когда к Нему приносили больного, часто говорил: «Прощаются тебе грехи твои» – и только тогда исцелял его. Почему? Потому что просто физическое исцеление может быть только «временным». На этом свете не может быть полного и постоянного исцеления. Поэтому, чтобы понять христианскую идею исцеления, нам надо понять, что это не просто лечение, но «преображение».
В палате лежит человек и умирает от неизлечимой болезни. До этого он был счастлив, катался на своей машине, вкусно ел, зарабатывал деньги, ездил заграницу, но никогда не думал о Боге. Никогда. Жизнь была слишком веселой для этого. А теперь задумался, ведь Бог посетил его (так в древности христиане называли болезнь: посещение), и теперь человек постепенно готовится к встрече с Ним.
Иногда у Бога нет другого способа открыть человеку смысл истинной жизни, если не снимет с него эту поверхностную, бессмысленную, веселую жизнь. А значит, страдание и болезнь могут стать победой, могут оказаться настоящим преображением человека, возвращением человека к той духовной действительности, в которой он был создан.
Вот христианское понимание исцеления. В церковном сознании «человек выздоровел», это не значит, что у него кашель прошел. Это значит, что он восстановил общение с Богом, пусть даже для этого ему пришлось перенести болезнь. Но такое исцеление – и есть настоящая победа и настоящее преображение. И именно такое исцеление несли людям святые бессребренники и чудотворцы, несут и по сей день.
Мы знаем, что этот мир никогда не будет миром без страданий, без болезней и больниц, но также мы знаем, что Христос через Свою смерть и воскресение явил нам, что даже страдания и болезнь могут стать победой Бога внутри нас.