6 января — Сочельник – день накануне праздника Рождества Христова. Название происходит от слова «сочиво» – постное блюдо из размоченной в воде крупы с добавлением меда, мака, сушеных или свежих фруктов, которое подается в этот день к столу.
Существуют тысячи рецептов, и для хозяек никаких жестких рамок нет. Даже уставы в разных храмах, монастырях и приходах варьируются, появляются нотки какой-то своей традиции. В классическом рецепте сочива используются пшеница и мед, а также сладкие добавки. Почему именно пшеница? Пшеничное зерно, такое малое, когда умирает, то рождает колос, которым можно напитать многих. Тут некое подобие Воскресения Господня, а также и воскресения нашего – человеческих душ во время Страшного суда, и дай Бог, чтобы мы были среди праведников. Самая главная цель христианской жизни – достигнуть спасения, и вот мы со Христом умираем и со Христом воскресаем в жизнь вечную.
В сочельник Православной Церковью установлен строгий пост, который предполагает один прием пищи. Те, кому это не по силам, могут просто ограничить свой дневной рацион в ожидании праздника.
Больному диабетом допускается вкушение даже скоромных продуктов. И неважно, монах он или мирянин. Человеку пожилому, если он болеет чем-либо, и воды нужно выпить, и маслица съесть, и что-то другое. Младенцы тоже не постятся. Нужно подходить разумно, с рассудительностью, с мудростью, и всех под одну гребенку ни в коем случае не надо подводить. И помнить о том, что не человек для субботы, а суббота для человека (Мк. 2: 27). Фанатичным образом не стоит следовать Закону Божиему.
В сочельник служится особое богослужение. Оно состоит из Великих (или Царских) часов, великой вечерни и литургии Василия Великого. Во время этого богослужения прочитываются восемь особых рождественских паремий – отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. В конце богослужения на середину храма выносят свечу, перед которой духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества.
Нынешнее последование часов навечерия Рождества Христова берет свое начало от царских часов Великой пятницы, которые изначально представляли собой дневное последование с пением 12 тропарей, посвященных Страданиям Иисуса Христа, и чтением пророчеств, Апостольских и Евангельских чтений о происходящих событиях. В настоящее время это последование включено в службу часов, в каком виде оно и стало служиться в Сочельник Рождества Христова в качестве уподобления службам Страстной седмицы для большего внимания в подготовке к величайшему празднику – приходу на землю Спасителя мира.
Важнейшая тема Рождественских Царских часов – показать осуществление пророчеств о рождении ожидаемого еврейским народом Мессии в лице Иисуса Христа и Его значение не только для иудеев, но и для всего мира, так как Он Тот Самый ожидаемый всеми Избавитель людей от греха и смерти.