Читая Священное Писание, мы не могли не заметить, что один из центральных моментов Евангельского благовестия касается Царствия Небесного. Проповедь Спасителя началась со слов «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Почти все притчи Христа – о Царстве Божием. Он сравнивает его с сокровищем, ради приобретения которого человек продает все, что у него есть; с зерном, из которого вырастает тенистое дерево; с закваской, которая поднимает все тесто. Молитва Господня, которую дал людям Спаситель – содержит слова «Да приидет Царствие Твое». Это просьбу мы произносим каждый день во время утренних и вечерних молитв, соборно провозглашаем ее на каждой Литургии во время пения молитвы «Отче наш».
Но случилось так, что, несмотря на насыщенность слов о Небесном Царствии в наших молитвах и в Евангелии, немногие могут сходу ответить на вопрос – а что такое Царство Небесное?
Трудность в ответе на этот вопрос заключается также (и прежде всего) в том, что в самом Евангелии это понятие Царства как бы двоится. С одной стороны, оно как будто отнесено к будущему, к концу этого мира. Нерелигиозный мир как раз именно за это обвиняет христианство – что как будто свой центр тяжести мы полагаем в каком-то другом, неведомом нам загробном мире, оставаясь при этом равнодушными ко злу и несправедливости этого мира, земного. И если это так, то слова молитвы «Да приидет Царствие Твое» есть молитва о конце мира, о его исчезновении, молитва о наступлении как раз вот этого потустороннего, загробного царства.
Но почему же тогда Христос говорит и о том, что Царство приблизилось? Почему на вопросы Своих учеников Он отвечает, что Царство посреди них и внутри них? Не указывает ли это на то, что понятие Царства Божьего не может быть простым отождествлением с загробным потусторонним миром, который наступит в будущем после катастрофического конца нашего земного мира?
И тут заключается самое главное. Потому что, если мы разучились понимать Евангелие и не знаем толком, о чем молимся, произнося слова молитвы Господней: «Да приидет Царствие Твое», то это потому, что мы забыли, как они звучат во всей своей полноте.
Человек всегда начинает с себя, с вопросов о себе. Даже те люди, которые называют себя верующими, зачастую заинтересованы в религии только потому, что она отвечает на их вопросы о себе – бессмертна ли моя душа, неужели со смертью все кончается, что меня ожидает после страшного шага в неизвестность смерти?
Но Евангелие говорит не об этом. Оно называет Царством встречу человека и Бога, Который есть подлинная Жизнь, Который есть Свет, Любовь, и Вечность. Оно говорит, что Царство приходит и начинается тогда, когда человек встречает Бога, узнает Его и с любовью и радостью отдает себя Богу. Евангелие говорит, что Царство Божие приходит тогда, когда жизнь человеческая до краев наполняется этим светом, и этой любовью. И наконец, оно говорит, что для человека, который пережил эту встречу – все, включая саму смерть, открывается в новом свете. Потому что то, что он встречает, и то, чем наполняет свою жизнь здесь и сейчас – и есть сама вечность.
О чем же мы молимся, когда произносим эти слова: «Да приидет Царствие Твое»? Прежде всего, о том, чтобы встреча человека с Богом произошла здесь, сейчас, сегодня, чтобы в обстоятельствах нашей будничной и трудной жизни прозвучали слова «Приблизилось к вам Царство Божие», и чтобы жизнь наша засияла силой и светом Царствия, силой и светом веры, любви и надежды.
А еще, словами «Да приидет Царствие Твое» мы молимся о том, чтобы и другие, и весь мир, так очевидно лежащие и пребывающие во зле, в тоске и суете – увидели бы и восприняли этот свет, воссиявший в мире две тысячи лет назад, когда на далекой окраине Римской империи прозвучал одинокий, но и поныне звучащий голос: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3:2). А еще мы молимся о том, чтобы Господь помог нам не изменять этому светлому Царствию, не отпадать от него, не погружаться в затягивающую нас тьму, и о том, наконец, чтобы это Царство Божие, как говорит Христос, пришло в силе.
И каждый день, совершая молитву, мы говорим Богу: «Да приидет Царствие Твое». Потому что это не только молитва. Это ритм сердцебиения каждого, кто хоть раз в жизни увидел, почувствовал и полюбил свет и радость Царства Божьего, и кто знает, что это Царство есть и начало, и содержание, и конец всего, что живет.