Сегодня, спустя сорок дней после Рождества, мы с вами готовимся к празднованию Сретения Господня, праздника Встречи. Праздник этот можно сказать полузабытый, потому что часто он выпадает на рабочий день, как в этом году, например. А между тем, именно этим днем Церковь завершает «время Рождества», и показывает всю чистую и глубокую радость, всю полноту этого времени.
Праздник Сретения посвящен воспоминанию и духовному созерцанию, которое находим мы в Евангелии от Луки. В нем повествуется, что через сорок дней после рождества Христова в Вифлееме, согласно религиозному обычаю того времени, Иосиф и Мария принесли Младенца в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, как это предписано в законе.
Давайте еще раз вслушаемся в повествование святого евангелиста Луки, которое только что звучало в храме.
«Был в Иерусалиме человек именем Симеон. Он был праведный и благочестивый и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа. И пришел он по вдохновению в храм. И когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей, свет ко откровению народов и славу людей Твоего Израиля».
Как необычен этот старец с ребенком на руках, и как странны слова его: Вот, видели очи мои спасение Твое. Если мы вслушаемся в эти слова, то постепенно начнем постигать глубокий смысл этого события и отношение этого события к нам, к нашей вере.
Что на свете может быть радостнее встречи, «сретения» с тем, кого любишь? Жизнь человеческую по справедливости можно назвать ожиданием. А если так, то разве не является ли праздник Сретения Господня символом высокого и прекрасного ожидания длиной в человеческую жизнь? Ожидания, в котором всю жизнь провел старец Симеон, готовясь ко встрече со Светом, который все озаряет, с Радостью, которая все наполняет собой?
И как удивительно, что свет и радость, были даны старцу Симеону через Младенца. Мы видим дрожащие старческие руки, осторожно и с любовью принимающие сорокадневного младенца, мы видим глаза старого человека, которые увидели вечного Бога, мы слышим переполняющую сердце хвалу: теперь Ты можешь отпустить меня с миром. Я видел, я в своих руках держал, я обнимал то, что заключает в себе сам смысл жизни.
Симеон ждал всю свою длинную жизнь. Спросим себя: а чего ждем мы? О чем все сильнее напоминает нам наше сердце? Жизнь наша – преображается ли она шаг за шагом в ожидании встречи с чем-то самым главным?
Вот вопросы, которые задает праздник Сретения. Этот праздник показывает нам жизнь человеческую как прекрасное созревание души, которая становится все более и более свободной, все более глубокой, все более очищенной от суеты и мелочей. В празднике Сретения само старение и увядание, земной удел каждого из нас, показано как рост и подъем до того последнего мига, когда от всей души, в полноте благодарности, человек может сказать: Ныне отпущаеши. Я увидел свет, пронизывающий мир. Для меня нет страха и неизвестности. Есть только мир, благодарность и любовь.