Наступило время, когда Святая Церковь возвещает нам о приближении Великого Поста. За несколько недель до первой Седмицы Она предлагает нам несколько тем для размышления: притчу о мытаре и фарисее, притчу о блудном сыне, слова Христа о Страшном Суде. Все это имеет одну цель – напомнить человеку, что пора наконец заглянуть внутрь себя. Заглянуть и трезво оценить, насколько глубоко мы погрузились в бессмысленную суету, на что тратим драгоценное время нашей жизни, в какой неряшливой и мелкой путанице мы живем. Все это необычайно важно, потому что без этой оценки, без этого взгляда на своего «внутреннего человека» невозможно твердо ступить на путь Великого Поста, времени покаяния. Ведь покаяние – это углубление в себя, это пересмотр своего духовного состояния, это горестное открытие, что внутренний наш человек спит под пыльным слоем бессмысленной суеты.
И вот одна из тем, которые нам предлагает Церковь – это евангельская притча о мытаре и фарисее. Мы с вами знаем, что мытарь – это сборщик налогов, должность, которая презиралась в народе, потому что была связана со взятками, коррупцией и нечестностью по отношению к простым людям. Фарисей же – ученый человек, ревностный исполнитель Закона, уважаемый обществом. Фарисеи очень старались жить праведно. Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом. Завтра на Божественной Литургии во время чтения Евангелия Христос расскажет нам о том, как фарисей и мытарь молились в храме: один хвастался и благодарил Бога за то, что он не такой как другие люди, другой – не смел поднять глаз на небо от обжигающего стыда.
Главная тема этой притчи – смирение. Но вот само слово «смирение», как обозначение нравственной ценности, уже давно не принадлежит словарю современного человека. Если мы вслушаемся в то, о чем шумит окружающий нас мир (а это совсем несложно), то увидим насколько он пропитан хвастовством: каждый стремится возвысить себя, приписать себе то, что ему не принадлежит, и, главное, всегда и во всем быть правым. Об этом свидетельствует все: телевизор, новости, интернет, наш профиль в социальной сети.
Христианство именно потому так высоко ставит добродетель смирения, потому что смирение — это не что иное как любовь к правде. Хвастаются там, где правда не нужна. Если какая-либо система провозгласит себя совершенной и непогрешимой – она никогда не признает за собой никакого зла, никаких преступлений. И самое страшное в ней то, что она отучает человека от поиска правды, вовлекает его в общую ложь.
Вот почему Христова притча о мытаре и фарисее так актуальна: в ней раз и навсегда представлены два человеческих пути. Первый воплощен в фарисее – человеке всеми уважаемом и внешне безупречном, второй – в мытаре, в человеке сомнительной нравственности. Между тем именно фарисей неспособен узнать правду о себе, потому что он всецело и до конца отождествил ее с собою, со своей добродетелью, которая возвеличивает его и унижает других. А мытарь, повинный во множестве грехов, смиренен, он видит себя в истинном свете, и потому для него всегда возможен путь, закрытый для фарисея, – путь раскаяния, возрождения и исправления.
Наш мир пропитан фарисейством, все в нем держится на обвинении других и на утверждении собственной правоты. Поэтому сама правда уходит из мира, а вместе с ней уходит и возможность увидеть себя в ее неподкупном свете. Но христианство всегда знало об этой опасности, потому что христианство основано на покаянии, на смиренном приятии всей правды о себе – на единственном, что по-настоящему возвеличивает человека. И для современного человека нет более спешной, более насущной задачи, чем всеми силами бороться с ложью, захлестнувшей мир – бороться, начиная с себя.
К нам приближается Великий пост – время переоценок, время возврата к правде о себе и о мире. И любовь к этой правде нужно восстанавливать прежде всего в себе, в своем сердце. Фарисею, который воцарился в этом мире, мы должны противопоставить мытаря – человека, осознавшего ложь своей жизни и смирившегося перед правдой.
Завтра на Литургии Христос нам скажет: Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14:11; 18:14). Пусть эти слова станут призывом к каждому из нас разрубить узел собственного самопревозношения и гордыни.