Подобно воскресениями Великого Поста, каждый воскресный день после великого праздника Пасхи Церковь посвящает какому-то событию Евангельской истории, обращая наше внимание на сохранение в нашей жизни тех важных духовных ориентиров, которые мы получили в Светлом празднике Пасхи.
Сегодня на Литургии мы слышали всем знакомое Евангельское повествование о том, как Спаситель у Овчей купели исцелил расслабленного, который ждал этого 38 лет. Этот расслабленный мог бы исцелиться и раньше, достаточно было бы помощи одного единственного человека, но за все 38 лет такого человека не нашлось.
Ключ к пониманию этого евангельского рассказа – слова самого расслабленного: «Не имею человека, который опустил бы меня в воду». Вокруг толпа людей – а человека нет. Вокруг великое множество слепых, больных, хромых, и все они чают движения воды, ждут помощи, участия, исцеления. Но каждый ждет этого себе и для себя. И во всем этом многолюдстве слова расслабленного «нет человека» – это вопль того, кто на опыте познал страшную силу человеческого эгоизма. Если воспринимать Овчую купель как некий евангельский образ, то несомненно это – образ нашего мира, где все делится на «свое» и «чужое». И речь не о материальном, не о машинах, квартирах, вещах или одежде (хотя Христос и одеждой призывал делиться с тем, у кого ее нет). Евангельский рассказ демонстрирует проблему духовного эгоизма, когда люди теряют смысл в делании добрых дел просто так. Не сложно делать добро просто так в отношении родных, ближних, друзей, а если взять шире – то и в отношении своих соплеменников, своих единомышленников, своего народа. Потому что они – свои, не чужие. Но Евангелие ставит перед нами совершенно иной нравственный уровень, говоря христианину, что делать добро просто так можно по одной единственной причине – если в нем нуждается просто человек.
Именно об этом мы услышим завтра слово Евангелия – о том, что все больные и хромые, сидящие у Овчей купели нашего мира – заражены духовным эгоизмом, результат которого – вопль расслабленного «Не имею человека!». Но если среди людей нет человека – тогда человеком становится Бог, и этот настоящий человек является нам во Христе. Он приходит к расслабленному не как чужой, но как Свой, чтобы воспринять его страдания и его жизнь – как свои, и тем самым – помочь и исцелить.
Христос дал нам образ человека, чтобы мы, глядя на Него, не переставали быть людьми. Чтобы, ту благодать, силу и радость, которая безвозмездно и обильно излилась на нас в день Пасхи, мы не взвешивали на весах духовного эгоизма. Чтобы не забывали творить добро просто так. Вот, о чем в этот день напоминает нам Церковь.