Пятидесятница — праздник Церкви, ибо в этот, по слову Писания, «последний и великий день», Церковь, и мы вместе с Ней, празднуем пришествие Святого Духа, Утешителя, Который является источником жизни для Церкви, Который исполняет и совершает каждое ее действие, каждое Таинство и молитву, делая всю ее жизнь божественной, святой и спасительной.
Смыслы и значения церковных праздников всегда многогранны. В течение каждого года Церковь снова и снова проходит таинственный путь воспоминания земной жизни Спасителя, Его вочеловечения, проповеди, чудес, Его спасительной смерти, Воскресения и прославления. Но это не только воспоминания. Подобно тому как в Таинстве Таинств — Евхаристии — мы не только вспоминаем Тайную Вечерю, но и действительно приобщаемся Телу и Крови Христовым, так и в вечном круге церковных праздников – нам дано снова и снова переживать духовную реальность воспоминаемого, и это переживание, это участие и есть богочеловеческая жизнь Церкви и тех, кто в Церкви, это – та радость церковная, которая дает смысл и радость нашему земному существованию.
Когда после страшной ночи Страстной седмицы наступила пасхальная заутреня, мы, «отвалив камень от гроба», вступили в лучезарное, светоносное, и ни с чем не сравнимое ликование праздника праздников и торжества всех торжеств. В каждую Пасхальную ночь нам дается дар: на своем личном опыте пережить радость «иного жития вечного начало», радость победы Христа над смертью. Во время Светлой седмицы не закрываются Царские врата, не преклоняются колени, не совершаются панихиды — ибо «мертвый не един во гробе», на минуту забыта вся скорбь и боль мира, не ощущается власть греха над нами, как будто завершилась земная история и «отверзлись уже нам райские двери». И еще сорок дней, хотя уже и менее напряженно, но мы жили этой радостью. Во все это время Церковь не возносила молитву о пришествии Святого Духа «Царю Небесный», указывая этим на особенное присутствие в это время Воскресшего Христа. Но вечная Пасха наступит только в невечернем дне Царства Христова. В земной жизни Церкви нам дано только предвкушать и переживать радость будущего и вечного. Христос уже победил мир, но нам с вами еще предстоит самим совершить эту победу. И пасхальный период церковного года завершается праздниками Вознесения и Пятидесятницы, переводящими нас в иной план церковной жизни, от небесной радости Пасхи к нашему земному подвигу, к земному следованию за Христом.
Но на этом земном пути мы не остались в одиночестве. После Христова Вознесения на небо апостолы возвратились с горы Елеонской в Иерусалим «с радостию великою». И это была радость об обещанном Духе Святом. «Не оставлю вас сиротами» — сказал апостолам Христос. И это обещание, эта новая встреча и жизнь со Христом исполняются в Пятидесятнице. Дух Святой сходит на апостолов, и рождается новозаветная Церковь, которая есть Тело Христово, в которой Он незримо живет, питая нас «бессмертной трапезой», связывая нас «союзом любви», пребывая с нами до скончания века.
Да, Пятидесятницей заканчивается Пасхальный период, и можно сказать, что мы вступаем в обычное время года. Но Церковь не знает будней. Каждая седмица завершается малой Пасхой — воскресным днем. Церковь всегда живет богочеловеческой жизнью, и в ней таинственно соединены Небо и земля, радость и подвиг, свершение и обещание. И потому вся жизнь Церкви есть непрестанное прославление «святой, единосущной и нераздельной Троицы». Ибо жизнь Церкви – это вечное пришествие Святого Духа, это – вечная Пятидесятница.