Сегодня за Божественной Литургией читается зачало из Второго послание апостола Павла к Коринфянам.
Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим, зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Апостол Павел, обращаясь к представителям общины города Коринф, указывает на один из важных парадоксов жизни христианина. С одной стороны, Господь дал Своим ученикам беспрецедентный дар — божественную благодать. То есть, особую силу, которая максимально приблизила Его последователей к Богу, позволила им вести высокий, Евангельский образ жизни, некоторым, творить поразительные чудеса. Однако, с другой, это дар не является гарантией того, что ученики и последователи Спасителя будут застрахованы от разного рода скорбей, болезней, притеснений, гонений и даже от насильственной смерти. Страдают, болеют и умирают даже великие святые чудотворцы, не то что простые христиане. Поэтому нашу душу и тело, в которых мы носим божественную благодать, апостол сравнивает с простым глиняным горшком, в котором, тем не менее, хранится бесценное сокровище. Как же так получилось? Неужели вместе со своим бесценным подарком Бог не мог укрепить наше человеческое тело и душу, а также избавить Своих последователей от всех неурядиц, скорбей и самой смерти? На причину того почему Бог не сделал этого сразу и указывает сегодня апостол Павел.
Есть у человека такая особенность, приписывать себе больше, чем он сделал на самом деле. Даже великие святые впадали в грех самомнения, тщеславия и самолюбования. Что говорить, именно по причине гордыни пал самый светлый и талантливый ангел. Тот, у кого не было никакого физического изъяна. А потому немощь нашего тела, его подверженность скорбям — это постоянное напоминание о том, что по своей собственной природе человечек мало на что способен. Эта словно узда, которая сдерживает наше мнение о себе, напоминает о том, что источник всякого блага является Бог. В нем сосредоточена вся полнота жизни. Лишь Им существует человек. Лишь благодаря Его поддержке, мы может творить истинную добродетель. Поэтому и Христос в Евангелии прямо говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). В смысле ничего качественного, ничего по-настоящему стоящего с точки зрения Евангелия и вечности. Поэтому и святым в христианской традиции является не тот, кто усилием воли и непрестанными аскетическими упражнениями сумел взять под контроль свое тело и душу, приобщиться тайным знаниям мироздания.
Христианский святой — тот, кто сумел осознать простую истину: без Бога я ничего из себя не представляю. Без него все мои начинания, как и я сам, обречены. Лишь в душу такого человека приходит божественная благодать и укрепляет его во всяком его начинании.
Но есть и еще одна причина человеческой немощи. Апостол говорит, что мы «всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса». Даже получив дар благодати, мы все еще находимся в начале пути. Наша главная задача повторить путь нашего Учителя. Все мы, пройдя через собственные скорби, немощи и страдания, как и Он должны подняться на свою личную Голгофу.
Лишь приобщившись в свою меру к Его подвигу и смерти, мы приобщимся Его жизни и Его воскресению. Аминь!