Православные христиане проживают период Великого поста, время работы над собой, над своей душой. Период этот называется периодом радости и духовной весны, но связан с достаточным количеством ограничений и запретов, помогающих преодолевать наши страсти и зависимости. И не каждый взрослый может достойно пройти Святую Четыредесятницу. Не менее сложно это сделать и ребенку. Как помочь детям с пользой провести пост, своим опытом делится ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отец пятерых детей Игорь Тихоновский.
– Великий пост – это особенное время для каждой семьи, и для ребенка в том числе. Если со взрослыми все более-менее понятно: усиленное молитвенное правило, пищевой пост, то для детей, прежде всего, каким должен быть пост?
– Давайте начнем с маленьких детей до 7 лет. Для них правильнее будет ограничение в мясе в будни дни и немного мяса в воскресный день. Я не говорю про младенцев на грудном вскармливании, а имею в виду детей 4–6 лет. У них остается привычная пища, но мясо в ежедневном рационе у них на время поста уменьшается. Что касается сладкого, то есть разные семьи. Некоторые конфеты не едят вне зависимости от поста. Правильнее было бы перейти на натуральные сладости. Для моей семьи находка – это урбеч. Это лучшее, что может быть в Великий пост. Очень калорийный продукт, постный, и есть разные вкусы. Ребенок будет удовлетворен в глюкозе и не будет просить сладкое. Так переход на постную пищу для маленьких детей пройдет практически незаметно.
– Можно ли смотреть мультфильмы?
– Мультики нужно ограничивать. Не совсем исключать, но нужно переориентироваться в тематике. Можно посмотреть православные мультфильмы, обсудить с ребенком сюжет. Есть мультфильмы о святых, например, о Василии Блаженном, Серафиме Саровском. Понятное дело, что пост – это не только всё запретить. Суть поста в пользе как для тела, так и для души. Пост – это одно из аскетических упражнений. Аскетика с греческого переводится как «упражнение». То есть мы упражняемся в духовной жизни, начинаем тренировать наши тело и душу. Понятно, что у каждого человека своя мера. Мера маленьких детей 4–6 лет – это переориентация. Нужно привить любовь к православным мультфильмам со смыслом, говорить с ними, обсуждать увиденное. Очень часто в нашей жизни мы директивно что-то говорим детям, общаемся в приказном тоне, а нужно общаться, рассказывать. Мы, взрослые, делимся опытом с нашими детьми.
– Мне кажется, что все равно нужен какой-то подготовительный период к Великому посту. Если в православной семье ребенок молится, то он, конечно, знает об этом периоде. Но если нет?
– Да, мы читаем всегда молитву Ефрема Сирина утром и вечером. Может быть, ребенок чего-то еще не понимает, но это очень важная духовная дисциплина. Пост и молитва – это те самые тренировки, которые помогают нашей душе быть в тонусе и в форме. А заранее, как взрослые, маленькие дети к посту никак не могут подготовиться.
Что касается возраста 7–12 лет, то ребенка такого возраста нужно готовить за неделю до Великого поста. Мы должны рассказать и мысленно подготовить ребенка к тому, что будет происходить, какие будут ограничения. То есть мы с ребенком заранее договариваемся, а не в один день лишаем его всего.
– Если ребенок растет в православной семье, то уже знает, что бывает Великий пост.
– Да, но для ребенка это не должно быть печальным этапом лишений, чтобы он ждал, когда же это все закончится. Это не должно быть для него «бременами неудобоносимыми» (см.: Мф. 23: 4). А чтобы этого не было, мы должны внутренне ребенка подготовить и рассказать, почему мы это делаем. И не просто потому, что Церковь так сказала, а мы подчиняемся, а объяснить, зачем мы это делаем, отталкиваясь от своего личного опыта. Ребенка не очень волнует, почему это делает батюшка в храме или сосед, им важно, почему так поступают его родители.
– В таком возрасте родители еще сохраняют авторитет для ребенка, и он ориентируется на их мнение.
– Да, в 7–12 лет родители – это еще авторитет. Это желание быть близкими друг другу. Возникают многие успехи в развитии, в школе, и ребенку очень важно одобрение родителей.
– Получается, что родители, соблюдающие пост, своим примером помогают ребенку это пережить?
– Да, потому что мы делаем это все вместе.
– Приходится признавать, что для многих взрослых Великий пост – это семь недель, которые нужно вытерпеть, хотя они должны быть временем радости. А ребенку ты должен транслировать правильный настрой. Как это сделать?
– Это уже проблема нашего общества и взрослых в Церкви. Что они вкладывают в понимание поста? Ограничения в принятии поста мне всегда напоминают Ветхий Завет и 10 заповедей. Не делай то, не делай так – отрицательная нравственность. И у нас это перекочевало по отношению к посту. А должно быть «Постимся постом приятным».
– Но приятным же Господу. Мы же не для себя его делаем приятным. И с кислыми лицами ходим все это время.
– Проблема в нашей природе, в нашем теле. Мы хотим вкусно есть. У нас в этот момент и тело и душа расслаблены. А пост – то уникальное время, когда у нас есть возможность стимулировать и взбодрить наши душу и тело, заставить их трудиться.
– А что добавляется или убирается из ежедневной молитвы для детей 7–12 лет?
– В каждой семье разное молитвенное правило. Но, по моему мнению, достаточно того, что добавляется коленопреклоненная молитва Ефрема Сирина. Ее нужно читать по правилам, без проформы. Для ребенка серьезная и нестандартная ситуация. Если в семье ребенок молится ежедневно, то он привык к определенному сценарию молитвенного правила, знает, что за чем идет. А здесь все выходит за рамки обыденного. Ребенок начинает больше включаться, осмысливать происходящее.
– Это же время самоопределения для ребенка, и становиться на колени может казаться неприемлемым.
– Нет, не думаю.
– Конечно, если родители это делают и дети видят это, то это поведение не вызывает вопросов. А если ребенок живет самостоятельной духовной жизнью или родители сами не ходят в храм, то это может вызвать протест.
– Если родители не ходят в храм, то о каком молитвенном правиле мы можем говорить? Я расскажу один эпизод из своего детства. Я из неверующей семьи. В 12 лет пришел к вере, единственный из домашних. Я считал, что перед началом каждого дела нужно молиться. И как-то раз мама попросила меня помочь постирать, тогда все еще это делали вручную. Я всегда молился только на коленях. Я не понимал, как можно молиться лежа или стоя. И вот я встал на колени, начал молиться и в итоге получил за это от родителей. Мне сказали, что я только молюсь, а матери не помогаю.
– Грустный эпизод. Хорошо, что это не отвратило от веры.
– Я, конечно, переживал из-за того, что я потом стал молиться тайно от нее. Когда мама еще спала, я вставал, успевал прочитать молитвенное правило, и никто об этом не знал. Я это рассказываю к тому, что ребенок может быть отдельно от семьи в плане веры. Да, бывают такие ситуации. Вопрос в том, насколько ребенок религиозен и готов бороться за свою веру среди близких. Как говорил Господь: «Враги человеку домашние его» (Мф. 10: 36). Но почему они враги? Потому что если в семье он верующий, а родители – нет, то это очень тяжело, ребенок находится в постоянном конфликте.
– Кстати, это хороший вопрос: если родители не соблюдают пост, а ребенок хочет себя ограничивать, то, получается, вынужден подчиняться заведенному порядку в семье?
– Ему просто положили еду и всё. Отдельно готовить он себе не будет, денег купить что-то у него нет. Будет проблема его внутреннего дискомфорта и переживания.
– Что касается пищевых ограничений для детского растущего организма, это безопасно?
– Ограничивать стоит в мясе. Не в смысле, что нельзя сварить мясной бульон или суп. А ограничить употребление всяческих колбас, того, что вкусно. Пост – это ограничить себя не в том, что скоромно, а в том, без чего нам тяжело. Это сладости, какие-то вкусные колбаски, творожки. Можно дать сметану, а творожок шоколадный не дать. То, что ребенок любит и выпрашивает, это нужно ограничить. Мы можем давать ему мясо, говядину или курицу из супа. Можно дать кусок хлеба с маслом или сыром без всяких добавок.
– Смысл в том, чтобы перестать баловать.
– Да, смысл в том, что ребенок понимает, что он не на хлебе и воде сидит. Но для него важно отказаться от того, что для него представляет ценность.
Что касается категории 12+, то здесь уже ребенок способен понимать, что такое пост, принять какие-то более серьезные ограничения. В пищевом плане это то же самое, что и для возраста 7–12 лет. Чипсы, пиццы, суши, роллы – всё, что они любят, нужно исключать. Обычная еда без изысков. И мотивировать все-таки отказываться от мяса. Но нужно учитывать состояние здоровья ребенка. Я считаю, что есть мясо в субботу и воскресенье – это нормально.
– То есть для всех возрастных категорий детей всегда в выходные во время Великого поста оставлять мясные продукты?
– Да. Обычную котлету, вареное мясо, без изысков.
– А ребенок может, не озлобившись, прожить этот достаточно длительный период? Успенский пост достаточно строгий, но короткий, и можно есть много овощей и фруктов в сезон. А во время Великого поста организму и так не хватает витаминов, а его еще и вкусностей лишают. Возможно, что у ребенка возникнет негатив. Как этого избежать, чтобы не было отторжения?
– Вопрос в том, чем можно заменить вкусности. Это может быть тот же самый урбеч, орехи, сухофрукты. Вообще к посту для детей нужно подготовиться семье. Объяснить, что вы готовы предложить взамен. Нагрузки остаются, а рацион меняется, и важно дома запасти полезные сладости, например. Они по витаминам и питательным веществам соответствуют потребностям детского организма. Таким образом, ребенок не будет голодать, и ему не будет чего-то не хватать. Не все, может быть, готовы, и не все знают об этом. Но этом стоит позаботиться.
– Теперь перейдем к вопросу о гаджетах во время Великого поста.
– Да, действительно, это самое больное место наших детей. Для детей 12+ нужно ограничивать соцсети родительским контролем. Блокировать на телефоне ребенка нежелательные приложения. Я имею в виду браузеры, YouTube, различные игры. И ограничивать количество времени на смартфон. Пусть остаются только необходимые для общения и связи чаты.
– Но тогда ребенок скажет родителям, что у него друзья в соцсетях и они лишают его общения.
– Дети общаются через WhatsApp и Telegram в основном.
– Как не навлечь на себя гнев ребенка таким образом? Мне кажется, он без торта легче проживет, чем без смартфона.
– Понятно, что это нужно обговаривать, мысленно готовить ребенка к этому. Я лично сам не могу отказаться от соцсетей, и не потому, что мне это нравится, а потому что это – моя работа. Для многих взрослых это работа. И из солидарности с ребенком отказаться не получится. Действительно, получается ситуация, что детей ограничили, а родители сами пользуются. И они не всегда поймут, что я там вовсе не развлекаюсь, а работаю. Здесь, конечно, нужно за неделю точно предупреждать, что так будет, что телефон останется, но время его использования будет ограничено.
Либо есть второй путь – оставить пару социальных сетей, хоть какую-то лазейку, а всё остальное закрыть. И сократить время на телефон на половину. Допустим, не четыре часа в день, а только два. Так можно поступить, если у вас не получается резко всё закрыть, ребенок не идет на контакт, это более щадящий способ. Но в любом случае мы идем к ограничению.
– Возраст 12+ очень конфликтный, когда ребенок может проявить свое «я», сказать, что не будет поститься, попросить оставить его в покое. Или он начнет поститься, но поймет, что силы воли у него не хватает и он не может дальше продержаться без любимых игр или, скажем, чипсов. Что делать в этом случае родителям, чтобы не спровоцировать лишнюю напряженность?
– В неделе есть прекрасный день – воскресенье. На первой неделе Великого поста – это Торжество Православия. Это праздник. И если ситуация в семье действительно сложная, то можно пообещать, что в воскресенье будет что-то дозволено. Ради праздника, а не потому, что ему тяжело без вкусностей.
– А можно с ребенком торговаться таким образом? Ты не хочешь, но давай мы подготовимся к Причастию, ты причастишься, и после этого мы тебе доставим радость. Или поход в храм, Причастие и молитва – это не предмет для торга?
– Мы в семье ставим вопрос немного иначе. Не то что мы купим что-то за это, а мы пойдем все вместе причастимся и потом все вместе погуляем, сходим в интересное место после храма. Вот такая может быть мотивация. Это значит, что мы идем вместе в храм, нам будет хорошо, и после мы еще побудем вместе. Бывают трудности с Причастием и походом в храм у старших. Но, тем не менее, потом они все-таки идут.
– Не упустить бы этот момент, когда еще с ними можно разговаривать и договариваться. Потому что потом, если диалог не сложился за все эти годы, то ребенок может и отвернуться окончательно…
– Да, нужно договариваться и разговаривать каждый день. Каждый день мы с детьми находим те или иные компромиссы. То он идет на какой-то компромисс, то мы пойдем на какой-то компромисс. В этом мы и научаем детей понимать ситуацию, жизнь, семью, ценности. В этих разговорах формируется понимание. Ребенок может с тобой сейчас не согласиться. Может быть, сейчас ребенок не согласится с нами, а через пять лет он уже согласится. Наш долг как родителей – сеять это семя. Вопрос, как мы это будем делать. Не окажется ли оно плевелом? А это зависит от понимания между родителем и ребенком. Мы делаем это агрессивно, директивно или с любовью. Если мы с любовью это делаем, то мы сеем горчичное зерно. А если мы агрессивны, то сеем плевелы.