Каждый человек имеет свое жизненное предназначение. Не всегда мы сразу можем его угадать; но где бы мы ни были, что бы ни делали, Господь с надеждой и любовью будет ждать, когда мы, наконец, начнем пользоваться подаренными Им талантами, приумножая, а не зарывая их в землю. Героиня нашей истории – Екатерина Павловна Трофимова – могла бы и сомневаться в правильности выбора своего профессионального пути, но всякий раз, когда она отступала, замирала, как бы «замораживалась» на время, после «разморозки» начинала с новой силой писать картины и ощущать необыкновенную радость от возобновления этого возложенного на нее пути служения Богу. Екатерина Павловна теперь точно знает, что Богоугодная деятельность приносит радость, а отступление от нее ведет за собой уныние и печаль.
За спиной у каждого человека стоят предки, которые своей жизнью определяют жизнь потомков. Возможно, Промысл Господа касается не только отдельно взятого человека, но и рода в целом.
Династия художников Ковалевых: искусство без суеты
Ковалев Николай Ильич (1897–1966) – дедушка Екатерины Павловны – был учеником известного художника Павла Кузнецова, чьи картины находятся в составе коллекции Третьяковской галереи и в других авторитетных собраниях. Павел Варфоломеевич Кузнецов – сын иконописца – относился к типу художников, искусство которых отличалось отсутствием «суетных и беспокойных сюжетов» (термин А. Матисса). Родившийся в Саратове, он соединил в себе трепетное отношение к образам европейской Руси (река Волга) и восточной Руси (степь). Восточная тематика являлась любимой для художника, прослеживается в большинстве его картин и по своему колориту неосознанно отправляет нас к истории «другого Востока» – месту, где разворачивались события Библейской истории.
Вероятно, под влиянием учителя Николай Ильич Ковалев тоже проникся любовью к восточной тематике, он много путешествовал по Востоку вместе со своей супругой Натальей Владимировной.
Верхом на лошадях они объехали всю Бурятию и Монголию. Своего сына Николай Ильич назвал в честь учителя – Павлом – и не ошибся. Павел Николаевич был сыном художника, стал художником и отцом художницы. Тяготение к искусству без суеты в семье Ковалевых дополнилось стремлением к духовному осмыслению бытия. Николай Ильич верил в Бога, так как был воспитан глубоко верующей матерью, и передал свою веру сыну. Павел Николаевич (1939–1994) в советском атеистическом обществе, не смущаясь, говорил о своей вере в Бога. Екатерина Павловна вспоминает: «Когда мы с папой оказывались в каких-то компаниях, то люди говорили о чем угодно, например, о гороскопах, только не о вере, и когда папу вдруг спрашивали: «А Вы что, Павел Николаевич, верующий?», он спокойно и твердо отвечал: «Да», чем вызывал удивленные взгляды».
Павел Николаевич очень любил рисовать природу, особенно деревья и воду. Образ дерева в Библейской истории многозначен, он символизирует величие, красоту, опору, защиту, безопасность, покой, мудрость. Вместе с тем образ дерева может нести и негативный смысл как олицетворение гордости, бесплодия, славы, богатства, и такое дерево должно быть срублено и уничтожено. Дерево выступает как символ жизненной силы, как средство Божьего обеспечения людей и животных; в Эдемском саду – Древо жизни, Древо познания добра и зла, в Апокалипсисе – Древо жизни, листьями которого исцелятся все народы. Образ дерева актуализирует множество переживаний, и художники переживали. «Через образы деревьев он размышлял», – вспоминает Екатерина Павловна о картинах отца.
Второй любимый картинный образ Павла Николаевича – вода. В Библии 600 упоминаний воды и так же, как и образ дерева, образ воды многозначен и противоречив. Вода в библейской истории выступает в трех ипостасях: как вселенская стихия (Потоп), как источник жизни (колодец с водой) и как средство освящения (Крещение). Вода может нести жизнь, смерть, благословение, скорбь, созидать порядок или поддерживать хаос. Думал ли об этом Павел Николаевич, когда обращался многократно к этим образам в своем творчестве? Вероятно, да, потому и привлекали они его своей глубиной. И здесь мы видим связь с творчеством отца – Николая Ильича, который изображал Восток без суеты, а ведь вода и деревья на востоке – явление редкое, в силу этого – особенно ценное, их берегли. У Николая Ильича мы также находим картину с изображением деревьев, образ деревьев является одним из центральных образов и в картинах Екатерины Павловны, деревья у которой разнообразные: и стройные сосны, и нарядные яблони.
Очевидна связь поколений – деда-отца-внучки – через эти важные библейские образы. Они передавали и передают друг другу из поколения в поколение не только образы своих картин, но самое главное – веру в Бога.
Павел Николаевич преставился на Пасху, отпевание в храме шло по Пасхальному чину. Радостно! Священники в красных праздничных облачениях. Екатерина Павловна вспоминает, что в тот момент еще не могла понять: как такое может быть, ведь у нее такое горе, а тут – радость. Половина храма была заполнена друзьями Павла Николаевича, он был очень дружелюбным человеком, обладал несокрушимым чувством юмора. «Когда я сказала отцу о том, что меня все время спрашивают, какой я национальности, отец посоветовал мне отвечать так: «Хорошее дорогое вино не может состоять из одного сорта винограда». Когда мы с братом садились в день рождения отца справа и слева от него, он обнимал нас и говорил: «А вот мои самые лучшие произведения», – вспоминает Екатерина Павловна.
Возможно, большое количество друзей, которые пришли из любви и уважения к своему другу на его отпевание в храм Воскресения Христова в Сокольниках в 1994 году, были людьми не воцерковленными. Может быть, кто-то впервые зашел в храм на свою первую встречу с Богом; кто-то с того самого дня насовсем остался в храме, как его дочь Катя, которую именно Павел Николаевич еще в детстве впервые привел в храм. Ясно одно: в тот день многих своих верующих и неверующих друзей Павел Николаевич привел в храм.
Отец рассказывал Екатерине о храме, русской иконе; с ним она обсуждала вопросы жизни и смерти, те вопросы, которые не могла обсудить ни с кем другим. Существовало абсолютное доверие между отцом и дочерью. «Он был учителем мудрости для меня, и когда у меня случилась сложная жизненная ситуация, то именно папа отвел меня к священнику, он поехал вместе со мной», – вспоминает Екатерина Павловна.
Несмотря на то, что Павел Николаевич был по профессии архитектором (а архитектор, это и художник, и математик, и инженер, и историк), художник в нем преобладал. Рисование было для него не только моментом творчества, но и средством ухода от ненужных компаний, от празднословия, суеты мира, это была терапия души. В неопределенные, сложные моменты жизни «отец брал под мышку свою папку, краски и уходил. И я так стала делать, уходить из мира пересудов, суеты. Рисование для меня – уход в другой мир, как молитва», – говорит Екатерина Павловна.
Со слов дочери, отец был талантливым воспитателем, действовал без принуждения. «Мы ходили с ним в храм и стояли на службе в то богоборческое время, и самое поразительное, что он не принуждал, поглядывал на меня, как бы вопрошая: «Может быть, хватит, ты устала, пойдем на улицу?» Здесь не было никакого давления, посыл был такой: вот я тебя привел, а дальше что скажет твоя душа». И душа отозвалась, хоть и не сразу…
Павел Николаевич учил Екатерину слушать и слышать мир с разных сторон, порой не обычных для большинства людей. Он говорил так: «Учись слушать дождь», «учись слушать тишину». Как завещание Екатерина Павловна хранит слова отца: «Бойся суеты»…
Храм Успения Божией Матери в Гончарах и родовое гнездо
Еще одна важная тема в творчестве Павла Николаевича – образ уходящей дороги. Он изобразил конкретную дорогу, важную дорогу его жизни – улицу Гончарную, которая ведет к храму Успения Божией Матери в Гончарах. Там была его малая родина, жили его родители. Возможно, и дальние предки были прихожанами этого храма. Ныне дорога ведет к Афонскому подворью и музею Русской иконы, совсем рядом находился дом, где жила семья Ковалевых.
Чудесным образом предки Екатерины Павловны по материнской линии тоже как минимум с XIX века были прихожанами этого храма.
Здесь же у храма и познакомились родители Екатерины Павловны, и повод был интересный – купля-продажа рояля: одна семья продавала, другая – покупала. Очень символичным является тот факт, что познакомились молодые люди – архитектор Павел и музыкант Юлия – на почве искусства.
Екатерина Павловна родилась в том же районе, в бывшем доходном доме XIX века с высокими потолками и черным ходом; каталась на велосипеде по коридору коммунальной квартиры в 60-х годах XX века. Многие дети из этого дома в храм не ходили, но маленькую Катю папа водил в храм. Вера, которая шла от прабабушки, в семье Ковалевых сохранялась даже в богоборческое время. Екатерина Павловна была крещена в этом храме и свои первые в жизни богослужения девочка провела рядом с чудотворной иконой Богородицы «Троеручица».
Список чудотворной иконы попал в Россию в XVII веке, был подарен афонскими монахами патриарху Никону. Благодарю заступничеству Пресвятой Богородицы Успенский храм не закрывался даже в самые тяжелые богоборческие периоды отечественной истории, он не был осквернен и сохранил все свои колокола.
Для облегчения доступа к иконе с наружной стороны храма на стене поместили еще один список с чудотворной иконы «Троеручица». Рядом с этой иконой Екатерина Павловна сфотографировалась однажды и при проявке фотографии заметила световую дорожку, ведущую от образа Богородицы к ее голове, она очень дорожит этой фотографией.
Екатерина Павловна вспоминает удивительный случай помощи Пресвятой Богородицы в обычной бытовой ситуации. Никак не получалось организовать летний отдых с семьей. Помолилась Екатерина Павловна перед иконой Троеручицы, попросила Пречистую Деву помочь ей, и поехали они в Болгарию (к слову, ныне в этом храме – подворье Болгарской Православной Церкви в Москве), и выезд состоялся очень символично 11 июля – на праздник иконы «Троеручицы», а вернулись 25 июля – также «на Троеручицу».
А еще гораздо раньше, в 20–30 годах XX века, более чем за 30 лет до рождения любимой внучки, в этом храме в церковном хоре пела Мария Ивановна Носкова – бабушка Екатерины Павловны по материнской линии.
Бабушкины молитвы
Мария Ивановна Носкова (1909–1996) за веру в Бога и пение в церковном хоре храма Успения Богородицы в Гончарах в 30-е годы XX века была выслана в Казахстан, в Алма-Ату, без права проживания в Москве. Это событие глубоко потрясло ее родителей, так как Мария была единственным любимым ребенком в семье. Отец от переживаний заболел и вскоре умер.
Для Екатерины Павловны бабушка – пример материнской молитвы за своих чад. Она сумела одна воспитать дочь Юлию, и не просто прокормить и вырастить, а вырастить замечательным музыкантом – преподавателем знаменитой Гнесинки. Для Бога нет ничего невозможного, а то, что Мария Ивановна любила Бога больше всех, сомнений не вызывает. Она осталась верной Ему до конца, не жаловалась на судьбу, не роптала. И про ссылку она ничего не рассказывала, это была ее тайна.
История, которая перевернула сознание Екатерины, связана с молитвой бабушки. В проблемном для многих детей возрасте, в период подросткового бунта, бабушка усиленно молилась за Катю. Потом она рассказала о том, как однажды взмолилась к Пресвятой Богородице со словами: «Отними у меня годы жизни, но пусть ей будет хорошо!». Через некоторое время она услышала ответ Богородицы: «Живи столько, сколько тебе отпущено, ей будет хорошо». Мария Ивановна прожила 87 лет. В советское время не принято было хранить, а тем более держать на видном месте в доме иконы, а у Марии Ивановны образы ее родных и любимых Спасителя и Богородицы всегда были на виду.
Она пела в церковном хоре в том храме, в котором через много лет будет креститься, воцерковляться и причащаться ее любимая внучка. Она ради этого незнакомого еще для нее счастья пережила гонения.
Путь к Богу
Преподобный Савва Сторожевский был первым святым, который повел Екатерину к Богу. В начале 80-х годов Екатерина Павловна жила вблизи монастыря и много рисовала там. Художник Александр Сергеевич – один из дорогих сердцу учителей живописи – по вечерам выходил на этюды и звал ее с собой. Несмотря на тот факт, что Саввино-Сторожевский монастырь был недействующим, находился в статусе музея, молодая художница ощущала святость намоленного места и вследствие этого – небывалый творческий подъем. Счастливое было время.
Как у всякого человека, в жизни Екатерины Павловны были разные периоды: период испытаний и периоды утешений, радости сменялись скорбями, но первые уроки веры от родителей, молитва бабушки поддерживали на всех путях. «Всю жизнь я чувствую Божий Промысл. Господь как будто наблюдает за тобой со стороны, ты барахтаешься-барахтаешься сам, совершаешь ошибки, падаешь-падаешь, а тебе опять протягивается рука помощи от Господа».
Одно из таких отступлений-падений произошло 25 лет назад, Екатерина Павловна вместе с мамой попали к баптистам. Этому предшествовала история с молнией. Семья сидела на террасе в летний день, Екатерина Павловна держала на руках маленького сына. Дождя не было, вдали между сосен мелькнула молния, а следующая угодила на террасу, где расположилось семейство. Екатерина Павловна вспоминает о том, что произошел как будто взрыв. «В клочья обои все слетели. У меня электронные часы были на руках, они сломались. Почувствовала удар по голове, у мужа – по ногам. Мы побежали в комнату. Ощущение, что наступил конец». Потом рассказала эту историю молочнице, у которой покупали козье молоко для сына, она посочувствовала и пригласила на совместную молитву. Екатерина Павловна вспоминает: «Я потащила с собой всех: и мужа, и маму, и отца, и брата в этот молельный дом. Моя душа восторженная искала Бога. Реакция мужа, отца и брата была правильной, они ходить не стали, а мы с мамой там зацепились. Это период жутких заблуждений, и оказывается, что очень мало кто возвращается в Православие из сектантства. Люди как в сети попадают и там остаются. Когда мы перестали туда ходить, маме постоянно названивал пресвитер. Они цепко держатся за каждого человека, не отпускают». Но самое страшное из того, что там случилось, – Екатерина Павловна послушно сняла нательный крест. Ей сказали, что он не нужен, и она сняла. А ведь уже была исповедь в Троице-Сергиевой Лавре и первое Причастие там. «Я сняла и почувствовала, что как будто вся вражья сила на меня набросилась, что-то ужасное со мной произошло. Гуляла с ребенком в Измайловском парке и мне мерещилось что-то плохое, меня все страшило. Даже не хочется вспоминать тот период, только лишь для того говорю, чтобы предостеречь других людей от подобных поступков. Когда я надела снова крест, то почувствовала, что спасена. Я в полной мере ощутила спасительную силу Креста. Если бы не Крест, мы бы все, наверное, под воздействием этой бесовской силы пребывали бы в таком страхе и смятении. Меня реально пугали. Господь спас. Крест – спасительное прибежище. Мамина подруга со сказочным именем Василиса, узнав про все это, сказала: «Юля, какой же это ужас, я тебя познакомлю с батюшкой». И так период заблуждений закончился, а Екатерина Павловна и Юлия Павловна обрели своего духовника и, вероятно, им нужно было оказаться в такой сложной ситуации, чтобы встать в вере непоколебимо. Пути Господни неисповедимы.
Отец привел Екатерину к Богу, бабушка горячо молилась о ней, а с мамой они вместе проходили все этапы становления в вере: вместе ошибались, вместе обретали благодать. В Оптиной пустыни сподобились душеполезного общения с отцом Мелхиседеком (Артюхиным). Батюшка все время говорил: «Молимся, молимся» и благословлял трудиться в трапезной, участвовать в создании клумбы и в других важных монастырских делах. В Оптиной были много раз, прожили однажды всю Страстную Неделю, прочувствовали дух Великого поста.
В Печорах видели и слышали отца Иоанна Крестьянкина, прикоснулись к его святости. Незабываемое впечатление остались от ночного крестного хода, когда люди тонкой трогательной струйкой со свечечками в руках шли с молитвой. «Впервые мы спешили на пятичасовую утреннюю службу, вставали с легкостью, как будто крылья за плечами были. Ангелы помогали».
Однажды, когда возникла сложная жизненная ситуация, Екатерина Павловна решилась написать батюшке Иоанну Крестьянкину и получила от него ответ. «Дорогая о Господе, Екатерина! Получил ваше письмо, в ответ на которое советую вам обуздать свою самость и осознать, что ваша ответственность перед Богом будет не за то, как молились в услаждение себя, но за то, как жила в Боге вся ваша семья, не по-монашески, а по-христиански в миру с любовью друг ко другу в Боге, во-первых, а потом и к другим. Посылаю Вам некоторые поучения и всей семье Вашей шлю Божие благословение. Храни Вас всех Господь в мире и согласии. Архимандрит Иоанн». Это письмо Екатерина Павловна хранит с любовью и трепетом и считает, что батюшкино благословение незримо присутствует на всей ее семье до сих пор.
Большую роль сыграли паломнические поездки в жизни Екатерины Павловны. Была дважды на Святой Земле, в Греции, на Корфу. Происходили важные и интересные знакомства с единомышленниками, от которых, например, узнала о Крестном ходе в Ярославской области, посвященном памяти преподобного Иринарха, затворника Ростовского. И вот уже 12 лет идут всей семьей с детьми и внуками в составе этого Крестного хода, набираются благодати и силы духовной на весь год. Екатерина Павловна говорит: «Это – событие. Преодоление себя. Молитва «крестноходовская» помогает всегда, ты теперь всегда идешь с этой молитвой».
Крестный ход дает не только силы духовные, но и материал для творческой работы. Художника завораживают красивые виды родной природы. Екатерина, как дед и отец, любит писать пейзажи и часто делает это по фотографиям, отснятым в процессе путешествий.
Творческий путь и исцеление искусством
Увлечение живописью началось с картин деда и отца, а также многочисленных книг по искусству, в которые маленькая Катя «зарывалась с головой», когда оставалась дома во время болезни. Это было любимое занятие в детстве. Может быть, поэтому и часто болела? Неосознанно хотела остаться дома со своими волшебными книгами.
Тогда зародилась мечта рисовать масляными красками, но папа сказал: «Рано тебе, подожди» и дал ей эти краски только в подростковом возрасте. Дождалась. Отец в очередной раз проявил мудрость в воспитании дочери. С одной стороны, он подчеркнул важность процесса создания картин, ответственность, а с другой стороны, повышал мотивацию и готовил осознанность выбора. Если бы для Кати рисование не оказалось делом всей жизни, то ситуация ожидания отвратила бы ее от желаемого. Но в случае Кати ожидание позволило утвердиться в своем выборе.
В период болезни на помощь приходило не только художественное искусство папы, но и музыкальное искусство мамы. Юлия Павловна использовала интересный лечебный прием. Как только у Кати поднималась высокая температура, мама садилась за инструмент, играла произведения Шопена, и температура снижалась. Любимый композитор мамы и дочери – Сергей Рахманинов, любимое произведение Екатерины Павловны – «Грезы любви» Листа. Любимые художники – Левитан, Серов, Репин, Щедрин, Суриков, акварелист Артур Фонвизин, Николай Крымов – также приходят на помощь в трудные минуты. Рассматриваешь их картины, да еще и под музыку, и хорошо становится на душе. Изобразительное искусство и музыка помогают гармонизировать состояние человека.
Следующим этапом профессионального становления художника Екатерины Трофимовой (Ковалевой) явилась художественная школа, где любимым предметом была скульптура. Катя любила срисовывать картинки из понравившихся книг, с большим интересом посещала художественные выставки, после которых получала большой заряд энергии для собственного творчества.
Затем было обучение в Театральном художественно-техническом училище, поступить в которое было очень сложно при конкурсе 10 человек на место. Таких училищ очень мало: Москва, Одесса, Дрезден, по пальцам пересчитать. Для того, чтобы осуществить свою мечту, Екатерина перешла на обучение в вечернюю школу и стала работать, чтобы получить стаж. Мама устроила ее лаборантом в Гнесинский институт (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных) в секцию педагогической практики. Поступила не с первого раза, но не отчаивалась и продолжала поступать снова. При всей внешней мягкости, у Екатерины Павловны характер волевой. Поступила и была счастлива от того, что может совмещать два своих любимых дела: рисование и шитье. Училась по специальности художник-модельер исторического и современного театрального костюма.
Все этапы ученичества принесли много пользы. Екатерина Павловна вспоминает добрым словом своего учителя по шитью. Она своей спокойной строгостью помогала сформировать такие качества как терпеливость, кропотливость. «Она не выдавала нам ткань для пошива, если мы не предоставляли точный эскиз, выверенный, подготовленный, подписанный художником. Мы пытались на словах объяснить, но она даже не разговаривала». Шили костюмы по собственным эскизам. Вот один из костюмов, подготовленных Екатериной, костюм Катарины из произведения У. Шекспира «Укрощение строптивой».
Еще были костюмы Нины Арбениной, Тевье-молочника и других персонажей.
В училище одним из интересных для Екатерины предметов была роспись тканей. Теперь это один из важных элементов творчества Екатерины Павловны, она готовит картины на шелке, хлопке (батик). Этот творческий процесс очень вдохновляет художницу – процесс преображения белой ткани в картину, процесс преображения действительности.
После окончания училища все выпускники грезили театром и мечтали там работать. Но Господь судил иначе: работать Екатерине не в театре, а во дворце пионеров с детьми.
Счастье быть педагогом
Художественные таланты папы, педагогические способности бабушки и мамы соединились воедино и дали прекрасный плод: Екатерина Павловна – педагог ИЗО.
Сначала вела кружок «Театральное ателье» во Дворце пионеров: шили костюмы, изготавливали сказочных зверюшек. «Так все было интересно, весело, делали постановки с детьми. Потом уже работала как педагог дополнительного образования в школе – роспись по ткани. Тоже – радость, моя стихия, моя среда! Мы с детьми вместе творим, вместе размышляем. Это – счастье! Позже через «сарафанное радио» появились частные уроки. И папа был счастлив, видя, как я рисую, как творю».
Когда Екатерина Павловна стала рассказывать о своей педагогической работе, у нее загорелись глаза, появилась особая улыбка. Этот дар Господь дал ей не только для преподавания рисования чужим детям, но и для воспитания собственного сына, с которым Екатерина Павловна всегда старалась вместе творить, как и со своими первыми подопечными из дворца пионеров. Сын тоже ощущал творческое влияние мамы: вместе готовились к праздникам, создавали карнавальные костюмы, лепили, рисовали, делали поздравительные открытки родным и близким.
Бесконечная потребность в ученичестве и талант ожидания
Темы живописных полотен художницы Екатерины Трофимовой менялись со временем, был период, когда интересен был портрет, в юности даже автопортрет был написан. А сейчас творческие интересы Екатерины Павловны можно разделить на две части: реализм и декоративное искусство.
Любимое занятие – писать с натуры цветы, пейзажи. Они очень умиротворяют.
Екатерина вместе с отцом Павлом Николаевичем окончила школу Галины Зайцевой (80–90 годы), у каждого из них есть интересные работы в технике батик, которые неоднократно выставлялись на разных площадках. С этими работами Екатерина Павловна вступала в Союз художников. Главное в таких работах – эскиз. Екатерина Павловна говорит: «10% информации даем зрителю, а 90% он додумывает сам. Это – путь творческого поиска, здесь надо анализировать».
«Надо себя чувствовать всю жизнь учеником, а не думать, что ты чего-то достиг. Да, я учу детей тому, что умею, но при этом сама постоянно испытываю жажду ученичества, потому что я чувствую свое несовершенство».
Жажда ученичества привела Екатерину Павловну в иконописную мастерскую. Писали икону Архангела Михаила. Проходила все этапы изготовления иконы по канону. Показала результат духовнику, он сказал, что иконописца в ней не видит. «Хочется за все хвататься, и все попытаться сделать и освоить, но важно найти именно свою нишу, свое место в жизни среди множества дел», – говорит Екатерина Павловна. Она эту ситуацию почувствовала, как Божие Слово: «Занимайся светским искусством, а не этим особенным деланием»
Накануне своего 30-летнего юбилея Екатерина Павловна увидела пронзительный для нее сон: огромный зал с накрытыми столами, множество людей, среди которых отец. «Папа в белой рубашке, нарядный, он встает и молча протягивает в мою сторону бокал. Он пришел меня поздравить, и он был в белом. Господь дал такую радость». Для Екатерины Павловны этот сон многое значит, он означает, что отец рядом, он поздравляет и одобряет то, что она делает. Для многих из нас всегда важно получить одобрение своих действий со стороны родителей, где бы они ни находились: на земле или на Небе.
Екатерину Павловну можно назвать волевым человеком, хоть она сама считает себя человеком мягким, сомневающимся, которому всегда нужен совет и поддержка другого, но она сама того не понимает, что в главном она всегда устойчива, ей хватает воли и терпения ждать: ждать своего часа, когда можно будет писать маслом; ждать возможности поступить в учебное заведение мечты, ждать выставки своих картин….
Мне бы очень хотелось, чтобы когда-нибудь картины деда, отца и внучки были размещены вместе, на одной экспозиции, но пока мы имеем возможность увидеть картины Екатерины Павловны.
В Духовно-просветительском центре нашего храма продолжается выставка картин Екатерины Павловны Трофимовой. Приглашаем всех желающих прикоснуться к миру души православного художника:
8, 15 и 29 июля (пятница) – с 17.00 до 20.00
9, 16, 23 и 30 июля (суббота) – с 15.00 до 17.00
10, 17 и 31 июля (воскресенье) – с 12.00 до 16.00
Посетителей встречает Екатерина Павловна, проводит мини-экскурсии по экспозиции.
Вход свободный.
Ирина Федоркова