– Вы по записи? Проходите, снимайте верхнюю одежду, надевайте бахилы и подходите к регистратуре, для тех, кто сдает кровь впервые, нужно оформить документы.
Утро понедельника началось в нашей семье в отделении переливания крови в нашей 70-й больнице.
Накануне в приходском чате прочитала: «Нужна кровь, кто может, присоединяйтесь, давайте сделаем общее доброе дело». Сообщение от руководителя Волонтерского корпуса храма Алексея Шаповала, к слову, почетного донора Москвы и России. У него почти 60 донаций, каждая из которых спасет три жизни.
Эта мысль засела в голове: я могу помочь людям справиться с болезнью, Господь дал мне на это силы, значит нужно это сделать.
Предлагаю мужу, мол, сейчас, когда сотни тысяч наших ребят воюют с фашизмом, проливают там кровь, мы тоже можем быть полезны. И тут же, ни секунды не раздумывая, супруг отвечает:
– Конечно, дело нужное, пойдем.
И в чате читаю, что на призыв стать донорами откликнулись еще несколько прихожан. На душе тепло. Кстати, среди наших прихожан активных восемь активных доноров.
Алексей Шаповал подробно инструктирует, как готовиться к сдаче крови.
– Ничего сложного. Много жидкости, ничего жареного. соленого. острого, копченого, естественно, без алкоголя и табака. Исключены молочные продукты и яйца.
Зачитываю мужу список запрещенного. Он откликается:
– На пост похоже. Выдержим.
Я молюсь: только бы Господь допустил сделать это доброе дело. Перед донацией обязательно вам обязательно сделают анализ крови, определят уровень гемоглобина. врач расспросит о хронических и инфекционных заболеваниях (с ними, увы, донором стать не получится)… Никто из нас вроде бы подобными не страдал, но критерии весьма строгие, так что переживаем.
Точно знаю, что у нас с супругом одинаковая группа крови – вторая, самая распространенная, а часто ведь нужна какая-то редкая.
– Ты не права, – успокаивает Алексей Шаповал, – именно такая кровь нужнее всего! Если она так распространена среди здоровых, то она так же распространена и среди больных. Кровь всех групп – и распространенных, и редких – требуется постоянно.
Пройдя все формальности и получив допуск от врача, идем в буфетную – сладкий горячий чай и печенье (его нам заботливо выдали в регистратуре). Мы привыкли, приходя в больницу на анализ крови, делать это натощак. При донации все с точностью наоборот – легкий завтрак обязателен.
И вот мы в операционной. Сдавать можно либо цельную кровь, либо ее компоненты.
Ни одну больницу невозможно представить без запаса крови, она нужна пострадавшим от ДТП, катастроф, несчастных случаев, роженицам и хирургическим пациентам. Компоненты крови переливают при ожогах, кровопотерях, при лечении онкологических заболеваний и заболеваний крови, в период восстановления после химио- и лучевой терапии. Запас крови необходим для помощи при сложных родах. Некоторым людям компоненты крови и её препараты нужны в течение всей жизни.
При каждой донации сдается 500 мл крови: 50 мл пойдет на анализ, ее собирает доктор в отдельную колбу, оставшаяся часть – в специальном контейнере поступает в Банк крови, и уже оттуда ее передают в больницы, медицинские комплексы.
Пока сдаем кровь, успеваю задать несколько вопросов врачу-трансфузиологу.
– Говорят, что сейчас кровь нужна особенно в военных госпиталях.
– Кровь нужна всегда, мы очень рады, когда запись у нас полная. Слава Богу, что люди понимают, какое важное дело – донация и приходят.
– Существует теория, что люди регулярно сдающие кровь, если что-то с ними случается, легче переносят потерю крови?
– Верно. Регулярные кроводачи не заставляют организм «вырабатывать больше крови», зато приучают его быстрее восстанавливаться после кровопотери. И еще один немаловажный момент: доноры живут по статистике на пять лет дольше.
– В Средние века многие болезни лечили кровопусканием, значит донация полезна и для самого донора?
– Верно, кровопускание в научно обоснованных дозах обладает некоторым стимулирующим эффектом.
И вроде бы много читала о донорстве перед походом в отделение переливания, и с опытными людьми поговорила, но почему-то была уверена, что сдавать кровь буду около 30–40 минут. Видимо, судила по анализам: там пока пробирка наполнится может пару минут пройти, а тут – пол-литра надо сдать.
При трансфузиологии используется специальная игла, и в итоге с момента, как доктор усадил в кресло и до момента, когда подали звуковой сигнал весы (а контейнер для сбора крови лежит на них и граммом больше или меньше у вас не возьмут) прошло минут 10–12.
Тяжелее всего – с непривычки – было постоянно работать кистью (доктора дают обычно для этих целей эспандер), но, если устал, можно чуточку отдохнуть.
После донации не было ни ощущения слабости, ни головокружения, но доктор все же рекомендует несколько минут посидеть в коридорчике на диване.
Кому нужна справка по месту работу, что не просто опоздал или прогулял день, а дело доброе сделал, ее тут же дают в отделении. Выдают и чек на получение денежной компенсации на питание.
Медики рекомендуют полноценно и регулярно питаться в течение двух суток после донации и выпивать не менее двух литров жидкости в день: соки, воду, некрепкий чай. Употребление алкоголя не рекомендуется.
Мы зашли в отделение переливания крови в 8.45, а в 10.20 уже были свободны. Когда пойдем в следующий раз (женщины могут сдавать не ранее, чем через три месяца, мужчины – через два), будет уже гораздо проще. Все необходимые документы уже заполнены, на нас завели карточку. Так что анализ крови. осмотр врача. измерение давления и в зал – сдавать кровь и помогать людям.
Центр трансфузиологии находится в тыльной части главного корпуса больницы № 70. Он работает с понедельника по четверг с 8.00 до 10.00. Нужна предварительная запись по телефону: 8 495 304-40-21.
Наталья Шатова