Рождественский пост на пороге. Впереди 40 дней ожидания рождения Младенца Иисуса Христа. Радостный праздник, наполненный светлыми ожиданиями настоящего чуда. Но как совместить труд поста с тем, что хочется повеселиться в новогодние каникулы, да и в сам Новый год хочется погулять с друзьями, подольше посмотреть телевизор. Методист городского методического центра Департамента образования, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отец пятерых детей Игорь Тихоновский делится своим семейным опытом прохождения с детьми пути Рождественского поста.
– Игорь Владимирович, в России Рождество любят особенно, прежде всего потому, что это ассоциация с чудом, зимой, снегом и домашним уютом. И для детей этот праздник тоже особенный. Он совпадает с каникулами, с торжествами, с елкой и со всем, что вызывает у ребенка массу положительных эмоций. Но все это приходится на Рождественский пост. Как ребенку, с одной стороны, дать порадоваться рождению Иисуса Христа, празднику и, с другой стороны, соблюдать хоть какие-то аскетические правила и понести свой посильный подвиг?
– Во-первых, пост начинается за 40 дней до Рождества Христова. Естественно, у ребенка не сразу возникнет желание праздновать, потому что до этого еще много времени. Любой пост в традиции Церкви готовит нас к празднику. Вообще зачем нужны посты? Для того, чтобы мы научились действительно радоваться празднику. Представьте себе, если у нас каждый день – праздник. Неделю мы празднуем и в конце неделе даже не почувствуем, что это большое торжество. Рождественский пост призывает нас задуматься, почувствовать, что были какие-то ограничения и вот наконец мы вместе с родившимся Господом можем отпраздновать. Это радость для всех.
Как беременная женщина, когда ждет ребенка, там у нее что-то закололо, там дискомфорт, когда начинаются роды, то совсем караул, а вот когда она рожает, то наступает для нее счастье. Вот это примерно то же самое. Когда мы все находимся «в родах». Все мироздание находится в ожидании рождения. Божия Матерь, когда была беременна Господом, тоже ждала, и весь мир затаился. А детям нужно объяснить, что это некая тайна. Можно так говорить малышам: «Представьте себе, что мы находимся в лесу, через который нам нужно пройти. Впереди темно, мелькают какие-то тени. Нам нужно пробраться по этим тайным тропам, и нас ожидает родившийся Христос».
– А как ребенку предлагать новизну каждый раз в прохождении этого пути? Он ведь мыслит своим детским умом и думает, что в прошлом году Христос уже родился, зачем мы ждем Его опять?
– Бог вечен.
– Ребенок это поймет?
– Но ведь у ребенка день рождения тоже отмечается каждый год. По такой логике и наши дни рождения не нужно праздновать.
– То есть нужно приводить какие-то понятные ребенку ассоциации?
– Да, ассоциации, связанные непосредственно с его жизнью и его опытом. Каждый год ребенок очень ждет свой день рождения, для него это очень важно. Он ждет подарки, праздник, что-то новое в этот день. И в Рождестве Господа Иисуса Христа тоже не каждый год одно и то же, потому что каждый год и мы становимся старше, и дети становятся старше, и они меняются, и у них меняется восприятие этого праздника. Рождество не может быть таким же, каким было год назад.
– Эти 40 дней до Рождества как должны пройти для ребенка? На чем сделать акцент?
– Этим постом мы должны ждать чуда. В Рождество всегда очень много разных фильмов, сказок, мы все находимся в ожидании чего-то волшебного, прекрасного. Как говорится, не вкусивши горького, не познаешь сладкого. Мы должны себя немного ограничить, подготовить к этому чуду.
Всегда, когда мы хотим поиграть в какую-то игру, мы должны узнать ее правила, особенно, если хотим победить и что-то получить. А правила в игре часто бывают очень непростыми.
– Обычно пост всегда сопряжен с трудом, усиленной молитвой. Вы предлагаете другой подход. Но ведь для ребенка тоже важно потрудиться?
– Да, и эта игра связана с трудом.
– Как это может конкретно выражаться?
– Эти правила нужно соблюдать, и это тоже труд.
– Мы не обесценим тем самым, пусть и небольшой, но все же молитвенный и аскетический труд для ребенка?
– Установка должна быть такая: для того, чтобы нам в этот праздник быть с Господом, нам нужно вместе с Ним пройти этот путь. В момент, когда мы постимся, Господь находится во чреве у Девы Марии, ему непросто. Давай ему вместе поможем и вместе с ним пройдем этот путь?!
– Это требует, конечно, большого внимания к посту со стороны родителей.
– Это всегда так. Если родители не будут поститься, то и дети не будут поститься. Если родителям пост не важен, то и для детей он тоже не будет важен.
– Нужно сесть и проговорить это с ребенком заранее. А не так, что завтра Рождественский пост, мультики мы теперь не смотрим и ведем строгий образ жизни.
– Мы должны объяснить, для чего мы это делаем. Мы помогаем младенцу Христу.
– Что особенного Вы бы рекомендовали делать с детьми в Рождественский пост, чего они не делают в Успенский, Петров и Великий пост?
– Мне кажется, что Рождественский пост – радостный. В Великий пост мы проходим вместе с Христом через Его страдания, а здесь мы ждем чуда и радости. Хорошо бы родителям с детьми вечерами почитать о Христе, говорить на семейные темы. К чему пришла, например, западная христианская культура? К Рождеству без Христа. Чтобы нам не прийти только к подаркам от Деда Мороза, важно, чтобы в Рождественский пост мы говорили о Христе, кто Он, какой Он и зачем сейчас Он находится в животике у Девы Марии. В такой семейной теплой обстановке говорим, чтобы у ребенка возникло нежное чувство к маленькому Христу.
– За 30 лет мы потихоньку изживаем советское прошлое. Но тем не менее для большинства людей Новый год стоит во главе угла, а потом уже только идет Рождество. Понятно, что тут еще это связано с календарем. Но как переключить внимание ребенка с новогодних торжеств на главный праздник? Особенно, если ребенок учится в обычной школе, а не в православной.
– Это очень сильно укоренилось в нашем обществе и очень сильно давит. Как бы ты к этому ни относился, ты не можешь запереть детей дома в новогоднюю ночь и уложить спать, несмотря на то, что за окном гремят салюты. Да этого и не нужно. Мы поступаем таким образом: мы празднуем Новый год, собираясь за столом все вместе, и скоро отправляемся спать. Мы не делаем из праздника вечеринку до утра. Можно вечером просто пойти погулять с семьей, как в выходной, не более того.
– А подарки только на Рождество?
– На Рождество под елкой главные большие подарки. На Новый год какие-то сувениры. И мы готовим к этому детей.
– Получается, что мы не исключаем Новый год как таковой, ведь это прекрасный праздник.
– Да, но мы не делаем из него бурное веселье со взрывом петард или поводом для родителей употреблять алкоголь. Это просто приятный, семейный, домашний праздник. Он есть, все посидели, отметили и пошли спать.
– Я знаю, что в некоторых священнических семьях есть традиция ставить елку ближе к Рождеству, а на Новый год елки нет. Должна ли быть новогодняя елка у ребенка?
– Честно говоря, я не считаю проблемой, если на Новый год уже будет стоять елка. Понятно, что елка – это символ Рождества. Новый год здесь не при чем. Елка создает настроение, дети ее потихоньку украшают. Это очень важный воспитательный момент. Детям должно быть приятно и хорошо находиться в семье. У каждой семьи, конечно, свои традиции, но я не вижу в этом проблемы.
– Детские новогодние праздники, елки, карнавалы приходятся на самые последние дни перед Рождественскими торжествами. Как Вы к этому относитесь?
– Отрицательно.
– А если ребенка-подростка зовут на вечеринку, Вы отпустите?
– Нет. Есть определенные границы празднования. И каких-то вечеринок быть не должно. Мы в первую очередь христиане. Это грустно, когда нет понимания в государственных структурах, что нужно делать отдых после Рождества, а не до него.
– А как не войти в конфликт с ребенком, если он отпрашивается? Особенно, если это подросток и у него компания сейчас на первом месте. У него друзья или первая любовь, а папа или мама запрещают идти в компанию.
– Не совсем так. Если ребенок растет в христианской семье, он изначально понимает, что можно даже не начинать просить, это бессмысленно, тем более в последние дни перед Рождеством. У нас в семье были такие ситуации.
– И как Вы выходили из них? Ребенок обижался, что Вы не отпускали?
– Наверное, обижался.
– Это при всем том, что дети знают, что это за праздник и Вы находитесь с ними в постоянном общении. И все равно они просят, потому что это дети и вокруг них другое массовое мнение.
– Конечно, я стараюсь спокойно проговаривать с ними эти моменты. Они могут отвернуться, помолчать. Но в любом случае я объясняю, что в первую очередь мы православные христиане и для нас в семье на первом месте Господь, а потом уже все остальное. Тут обижаться не на что. Одно дело, если ты в течение поста как-то серьезно ограничиваешь детей, то это одна ситуация. Тогда ребенка может «бомбануть» в эти дни. А если ты в течение всего поста в легком режиме ведешь себя с ними, то не «бомбанет», потому что ты им даешь послабления в течение поста. Но перед Рождеством – нет. Можно раньше, до Нового года, но не позже.
– Получается, с 1 до 7 января – тишина?
– Конечно.
– Какие-то ограничения в еде присутствуют в Вашей семье в Рождественский пост?
– Обычно мы исключаем мясо, заменяем его рыбой. Молочку, конечно, мы оставляем. Сладости тоже существенно ограничиваем, но не исключаем полностью. Во всем важна дисциплина, в том числе в духовной жизни, в церковной. Дети знают, что сейчас наступит такой период и будет так. И не возникает вопроса, почему что-то изменится, потому что из года в год все происходит одинаково. Таким образом вырабатывается семейная традиция. Здесь уже не возникает желания идти на какие-то вечеринки, потому что в вашей семье так заведено. Я призываю все христианские семьи вырабатывать эти традиции. Когда для подростка будет постоянство в жизни, он будет знать, что это происходит так и никак иначе.
– Что касается ограничения гаджетов, фильмов и прочего развлекательного контента, то это отследить достаточно сложно. Если у ребенка в руках телефон, он не будет смотреть исключительно душеспасительные мультфильмы.
– Конечно же не будет. Но для этого есть ограничители по времени для телефона. У меня эта программа стоит у всех детей. В определенное время телефоны блокируются, и все. Телефон используется для того, чтобы в школе зайти в приложение, сделать уроки. У каждого ребенка на телефоне стоит расписание по времени. В пост время для гаджетов сокращается. Старшей дочери 7 ноября исполнилось 14 лет, она очень хочет, чтобы за ней не следили по времени. Остальные относятся спокойно, потому что это уже постоянная мера. Поначалу они бунтовали. Сейчас ни у кого не возникает мысли, что может быть по-другому.
– Вы представляете собой образец правильной христианской семьи. К сожалению, таких семей не так много.
– Есть определенные инструменты, и все это можно ввести, мы же живем в одинаковых условиях. Главное – это дисциплина. Приходишь с работы, дети ужинают, и я могу спросить: «Ты перекрестился?» Я напоминаю, но не в коем случае не заставляю, в ненавязчивом режиме. А у ребенка потихоньку начинает откладываться, что нужно хотя бы перекреститься перед едой, если ты не читаешь молитву.
– Вопрос участия ребенка в Рождественской Литургии. Во многих храмах есть ночные службы. Как Вы к этому относитесь? Нужно ли ребенку на ней присутствовать? Если ребенок маленький, а маме хочется на службу, нужно ли его брать с собой? Получится ли тогда у мамы помолиться или она будет все время отвлекаться?
– Как говорил один батюшка, родители с маленькими детьми не приходят молиться, а приходят воцерковлять своих детей. Вопрос о молитве мамы с младенцем вообще не стоит. До пяти лет это только утренняя служба. Если очень хочется пойти на ночную, то нужно смиряться. Как говорил отец Дмитрий Смирнов, Царствие ему Небесное: «Вот тебе хочется помолиться, а ты должен встать и помогать убирать».
– С какого возраста он должен быть в храме ночью?
– В идеале, я думаю, что уже с 10 лет ребенок может ходить на службу. Это уже ему по силам.
– Праздник прошел, нужно возвращаться к обычной жизни. Ты радовался, ждал, и все закончилось. Мне кажется, что не только дети, но даже взрослые порой грустят.
– Когда любой пик заканчивается, естественно, что происходит откат.
– Как его пережить ребенку? Ему же хочется продолжения. Тем более, пока его одноклассники праздновали в новогодние каникулы, он постился.
– Пусть два-три дня после праздника ребенок в школу не ходит, потому что это святки, святые дни и за три дня ничего не случится. Обращаюсь к родителям, которые так переживают за уроки и учебы – не переживайте, все будет хорошо. Учеба никуда не денется, а святки пройдут. Главное – это спасение души, а не уроки и оценки. Господь на Страшном Суде не спросит нас про оценки. Он спросит, как ты жил, что ты чувствовал, как ты поступал. Это нужно нам, родителям, понять и не муштровать детей за это все, не давить на них. Дети приходят в школу, чтобы получать знания, а не оценки. И как его оценивают, это еще большой вопрос. Разве мы должны воспринимать оценки учителя как истину в последней инстанции? Нет!
– Мы готовились, читали интересные книги, связанные с Рождеством. Должно быть продолжение праздника?
– Конечно, можно пойти на елки, смотреть в храме воскресные представления, отправиться на гуляния, катание с горок. Это обязательно нужно. Иначе потом не будет радости от этого праздника, а дальше и от христианства может не быть радости.