Сегодня в нашем святом храме мы становимся свидетелями и соучастниками событий Крещения Господня – одного из самых великих событий нашей земной истории. Величие его в том, что именно в этот день Бог впервые явился миру в Своей Троичности – как воспевает сегодня Церковь в тропаре праздника – «При Крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице». И всегда в этот праздник мы неоднократно слышим свидетельство Евангелия об этих событиях, и об Иоанне Крестителе, задача которого была «уготовать путь Господу, прямыми сделать стези Его». И Предтеча делал – проповедуя покаяние и совершая над людьми крещение в воде во свидетельство их раскаяния и очищения. Человек, крестившийся у Иоанна, своим погружением в воду свидетельствовал, что сознает греховность прежней своей жизни, раскаивается в ней, ищет очищения и начала жизни новой.
Но зачем тогда крестился от Иоанна Христос? Это первое, о чём спрашивает у него Предтеча, когда увидел Его и почувствовал, что перед ним стоит Сам Творец мира, говоря: «Это мне надо креститься у Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Церковь, празднуя Крещение Господне, даёт ответ на этот вопрос.
Принимая крещение Иоанново, Христос отождествляет Себя со всеми людьми – со всеми без исключения грешниками, со всеми нуждающимися в прощении и возрождении. Он отождествляет Себя со всеми и каждым, а значит – и с любым из нас. Своим крещением Он свидетельствует, что пришел не для того, чтобы судить и осуждать, не для того, чтобы извне, с высоты Своего совершенства и Божества дать нам законы, правила и запреты, а для того, чтобы соединиться с нами, чтобы, став Одним из нас, сделать нас участниками Своей совершенной, безгрешной жизни.
В наш мир Христос вошел как Младенец. В Своем рождении Он принимает на Себя, делает Своей нашу человеческую природу, и Сын Божий становится Сыном Человеческим. Но не для праведников, а для погибающих грешников Он пришел в мир, полюбил всех нас жертвенной любовью, и за нас отдал Себя и всю Свою жизнь.
В Иоанновом крещении Христос, безгрешный, – встал рядом с нами, грешными. Спаситель, – стоит рядом с нами, погибающими. Потому что никакой грех не может преодолеть любви Бога к человеку. В начале Своего земного служения Бог соединяется с человеком в крещении покаяния, подобно тому как в конце Своего служения соединится с ним в смерти. Всё это свидетельствует о том, что Христос хочет спасти нас любовью, и только любовью. Ведь любовь – это всегда соединение с тем, кого любят.
И если эта любовь взаимна, если наше сердце желает ответить Богу благодарностью за все Его деяния – надо как можно чаще приходить в храм Божий, участвовать в Таинствах, причащаться Святых Христовых Таин. Не надо для этого ждать какого-то особого дня, или особого случая, или какого-то великого праздника, чтобы прийти к Богу. Наш храм открыт каждый день, и каждый день в нём совершается Святая Божественная Евхаристия, участие в которой – это единственное, что человек может дать Всемогущему Богу и Творцу мира, как сказал об этом псалмопевец Давид: «Чем я воздам Господу за всё, что Он дал мне? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову». Всё, кроме этого для Бога у человека больше ничего нет, но большего и не нужно для того, чтобы сказать Богу «спасибо».
Вот о чём напоминает нам сегодня великий и светлый праздник Крещения Господня.