В 2013 году я впервые увидела Святейшего Патриарха Кирилла. Мне тогда очень хотелось взять у него благословение, но из-за большого количества желающих у меня ничего не получилось. Друг тогда сказал мне: «Не переживай, у тебя еще будет возможность». Я вслух согласилась с ним, но где-то в глубине души думала: «Да разве она будет? Это невозможно». Кто же знал, что всего через пару лет я получу от Святейшего благословение на управление целым хором «Патриарших добровольцев», который будет петь у него на службах!
Сегодня день рождения нашего Предстоятеля, и когда как не сегодня рассказывать о том, каково служить с ним? В заголовке сказано: «служба глазами хора», но это фигуральное выражение, ведь большую часть времени службы мы не видим или плохо видим происходящее и воспринимаем все, скорее, на слух. Даже для регента не всегда находится удобное место, с которого можно увидеть все священнодействия духовенства. Тем не менее впечатлений от этого меньше не становится. Чтобы материал получился «объемным», я попросила певчих поделиться своими мыслями о нашем служении.
Не будем забывать, что Патриаршая служба – это еще и большая суета, напряжение, ответственность, а в некоторых моментах даже адреналин. Такие службы не даются легко, им предшествует основательная подготовка, а после – нужно несколько дней на восстановление сил. Но несмотря на все это, каждый раз положительного гораздо больше.
Оля Кобзева, которая поет в нашем хоре уже семь лет, сумела емко это описать:
«Патриаршая для меня – это ранний подъем, заранее выглаженная юбка, длинный путь, чтение правила, радость встречи, стены Кремля, фрески собора, собранность, звенящий храмовый воздух, напряженное внимание, трепет, мощное звучание, многоголосое торжество, усталость, заслуженный отдых и впечатления на целый день».
Дима Бородинов, который учится в магистратуре Сретенской духовной академии, написал о своих впечатлениях в похожем ключе:
«У меня Патриаршие ассоциируются с подготовкой заранее, собранностью, старательностью, внимательностью и чистотой пения (и таким, анагогическим настроем – возвышающим, молитвенным). Также – с Кремлем и уникальным опытом пения в исторических местах, куда я ни разу «просто так» сам не приходил. Молитвой за хор накануне и благодарностью Богу по окончании службы. Возможностью сослужить со своим епархиальным архиереем, что переживается как-то особенно. И очень здорово, когда больша́я (иногда и бо́льшая) часть хора приступает к таинствам. Это очень-очень греет душу. И пение, и служение переосмысливается, когда хор монолит не только «по звучанию», но и «по Причастию»».
Чаще всего мы поем со Святейшим именно в соборах Кремля (в основном, в Успенском), но иногда бывают и другие храмы Москвы. И впечатления от службы часто совпадают с впечатлением от храма. Алёна Борисова, которая пришла к нам в хор два года назад со своей сестрой-близняшкой, рассказывает:
«Наверное, мои самые яркие впечатления связаны с моей первой Патриаршей – в день великого освящения храма Кирилла и Мефодия в Ростокине. Это было такое личное чудо. Мне глобально сложно было представить, что я, девочка из Арзамаса, когда-то смогу петь с Патриархом на службе в Москве в рядах хора. После той службы у меня было четкое ощущение, что в этой жизни все возможно. Возможно, конечно же, с Богом. Я помню, мы стояли на балконе, я смотрела вниз и видела, как торжественно служит он Литургию. Я тогда подумала: «Вот, это действительно Предстоятель нашей Церкви. Как здорово, что есть возможность с ним вместе помолиться на службе»».
Оля Кобзева также упомянула другую службу:
«Иногда кажется, что все очень строго и надо петь, как солдатики: четко, громко, торжественно. А есть особенные службы, например, как была на Благовещение в Благовещенском соборе полтора года назад. Было ощущение домашней службы с добрым хозяином в лице Патриарха. Она прошла празднично, но при этом очень спокойно. Это была такая тихая радость».
Впечатления тех хористов, которые уже долго поют у нас в коллективе, имеют много общего с теми, кто пришел совсем-совсем недавно. Саша Кучеренко поет у нас несколько месяцев, уже бывала на Патриарших службах, но в начале ноября впервые участвовала в такой службе как певчая:
«Служб с Патриархом в моей жизни было всего три: первая – когда освящали наш приходской храм. Я, будучи еще ребенком, испытывала большую радость и трепет от нахождения в такой обстановке. Чувствовала, что все пространство наполнено Божественным духом.
Вторая служба случилась на университетский день в ПСТГУ два года назад. Я находилась там в качестве молящегося, но не поющего. В воздухе незримо присутствовала торжественность, единение всех учащих и учащихся в этот особый день для нашей Церкви, день избрания Патриарха Тихона на Патриаршество.
Третья служба была с нашим хором в день Казанской иконы Божией Матери. Это было что-то родное! Не было какой-то тревоги или страха перед важным событием, службой с самим Патриархом, где я впервые находилась в статусе певчего. Особый дух ощущался на Евхаристическом каноне, ведь в самый важный момент Литургии перед престолом молился такой человек. Ощущения – как в детстве, что каждая деталь безумно важна. Большая любовь чувствовалась, хотелось донести ее через пение».
Полное название нашего коллектива – «Хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы«». Не трудно догадаться, что изначально он образовался из тех ребят, кто был волонтером в различных церковных, социальных и городских проектах этого движения. Логично, что у нас есть те, кто приходил в хор после волонтерского опыта в «Патриарших добровольцах». Об этом пишет Аня Урум, которая поет в хоре уже 9 лет:
«Мои первые впечатления от служб со Святейшим Патриархом Кириллом – это торжественность, величие, благолепие, строгость, организованность. Каждая проповедь Святейшего откликалась в моем сердце. Казалось, что каждое слово сказано именно для меня. Особенные службы были Великим постом – это невероятная красота и соприкосновение души с Богом. Но помогать как волонтер на Патриарших богослужениях – это одно, а вот петь – это совсем другое».
Надя Дружинина, которая пришла в хор после участия в принесении мощей святителя Николая в Россию в 2017 году, тоже рассказывает сначала о волонтерском опыте:
«В одно из первых Патриарших богослужений, на котором я была, мне посчастливилось быть добровольцем и стоять практически около Святейшего во время помазания (это было всенощное бдение). Я стояла и думала о том, с какой любовью и какой-то отеческой заботой он произносит одну и ту же фразу, обращаясь к каждому, кто подходит к нему!
У Патриарха очень четкая речь – и даже сложнейший канон преподобного Андрея Критского, читаемый Великим постом, становится более понятным, когда молишься вместе с ним. Также Святейший читает вслух тайные молитвы Евхаристического канона, и это еще больше настраивает на молитву в самый важный момент Литургии. Когда меня что-то спрашивают о Святейшем, мне сразу вспоминаются его глаза – сколько в них отеческой тревоги за наш народ, сколько в них любви к людям!»
А еще в самом начале нашего хорового становления мы пели лишь по одному песнопению из всей Патриаршей службы. Это было даже сложнее, ведь к обычному волнению добавлялось еще и долгое ожидание своей очередности перед пением.
«Помнится, как на наших первых службах с Патриархом было немного боязно и очень ответственно выйти в центр храма Христа Спасителя, чтобы спеть всего-то одно песнопение… Потом была первая половинка службы, потом еще одна, и вот уже сейчас наш хор поет целые Патриаршие службы, и это большая радость для каждого из нас! И если раньше мы чаще задумывались о том, как спеть песнопение без ошибок, то сейчас уже стараемся не только хорошо спеть, но и помолиться во время пения – ведь так хочется своим пением создать молитвенную атмосферу для людей, для священников в алтаре и, конечно же, для Святейшего! Слава Богу за то, что у нас есть такая возможность – молиться вместе с Предстоятелем нашей Церкви!» – добавляет Надя.
Ребята присылали мне свои сообщения и голосовые с воспоминаниями независимо друг от друга, тем интереснее было прослеживать похожие мысли в рассуждениях, которые, как звенья цепи, шли друг за другом. Аня также пишет:
«Нужно не просто постараться спеть чисто, без запинок, правильно и так далее… в первую очередь, надо спеть во Славу Божию, так, чтобы и Святейший, и люди в храме смогли помолиться. Всегда очень чувствуется настрой и молитва самого Патриарха, его ответственность, которая помогает и нам тоже настроиться на молитву и пение. Перед каждой службой, накануне и перед началом Литургии мы молимся и просим помощи и покровительства наших святых, чтобы пение помогло людям и было во славу и величие нашего Бога, любящего нас больше всех Отца».
«Ты чувствуешь, как старается духовенство на этих службах, и хор должен быть подстать – чувствовать настроение, соответствовать уровню и при этом, конечно, молиться, а не просто выполнять работу. Быть духовно и профессионально на хорошем таком уровне.
В общем, чувствуешь ответственность и высокую честь быть причастным к таким службам, благодарность, праздник и радость! И хочется быть достойными этой чести, а значит действительно преукрашать службу своим пением, чтобы в нем (в пении) были истинные смыслы и духовная наполненность!» – говорит Оля Лучко.
«Меня радует, что со временем мы становимся более профессиональными. Мы научились быстро концентрироваться на важном и держим правильный фокус. Мне нравится, что мы и на любую другую Литургию так настраиваемся. Просто на службах с Патриархом это особо чувствуется, потому что ты как струна, натянутая от такой большой ответственности. Самое главное, что помогает, – это возвращаться мыслями к молитве и к той цели, что ты не просто должен сейчас красиво спеть, а именно вместе помолиться.
Чем больше мы поем, тем больше я понимаю, как хорошо, что глава Церкви у нас именно такой – человек огромной мудрости, огромной любви к людям, к Богу. Бывают мурашки, ощущаешь какое-то счастье, благодарность Богу, всем ребятам. В очередной раз понимаешь, что это такой венец того, чем мы занимаемся», – добавляет от себя Алёна Борисова.
Похожую мысль про «венец» высказывает и Катя Кузьменкова:
«Службы с Патриархом Кириллом – это духовный столп, стержень для хора.
Молитвы Предстоятеля Церкви очень чувствуются, и поэтому каждое такое богослужение – особенное. Такие службы дают и регенту, и певчим вдохновение для поиска новых распевов, сплачивают нас еще больше, окрыляют, навсегда остаются в сердце и дают силы продолжать наше служение и твердо стоять в вере».
Это же есть и в рассуждениях Оксаны Борисовой:
«Для нашего хора Патриаршие службы – это далеко не только большая честь, но и стимул развиваться и искать новое в нашей деятельности. Для меня они всегда отличаются величием и торжественностью, особой собранностью и концентрацией. Ощущаешь хороший тонус, который позволяет меньше отвлекаться и больше фокусироваться на богослужении. Чувствуется ответственность момента. Здесь и сейчас под твое пение молится глава Русской Православной Церкви, а значит, ты напрямую влияешь на качество общей молитвы! Бывает, стоишь вместе с хором после Литургии и ждешь благословения Святейшего, и каждый раз встречаешь его добрый взгляд и улыбку. И так тепло на душе становится, будто встретил родного человека».
В заключение хочу добавить кое-что от себя. Как я уже говорила, за словами «Патриаршая служба» на самом деле скрывается большой труд. Мы все помимо хора занимаемся и другими делами: работаем на обычных работах, учимся в университетах и поем в приходских хорах. Нам надо отпрашиваться у начальников и преподавателей, выделять время на изучение новых песнопений и сдачу партий. Спевки перед важными службами часто задерживаются до десяти вечера, мы устаем, кто-то заболевает, кто-то даже теряет голос. В этом напряжении мы, бывает, ссоримся даже по пустякам. Иногда ссоримся и не по пустякам. Иногда искушения бывают такими, что хочется все бросить. При этом мы продолжаем петь и обычные наши службы: в монастырях, в приходских храмах, в СИЗО, в других городах. Не забываем и о том, что нужно выделять время и своим родным и близким.
Я это к тому, что невозможно продолжать наше служение, если всё, о чем ребята рассказали, – лишь преувеличение и красивые слова. Уверена, что каждый из этих отзывов – от чистого сердца. Недаром есть пословица: «К пустому колодцу за водой не ходят». Если бы в служении Святейшего Патриарха Кирилла мы бы видели только внешнюю составляющую и не получали бы никакого духовного опыта, то не смогли бы так много лет искренне петь на его службах и вдохновляться на другие труды. Мы искренне поздравляем Святейшего Патриарха Кирилла с 78-летием и желаем ему здоровья и многих лет жизни на благо нашей Церкви!
Анна Голик