7 апреля в нашем храме были совершены богослужения Великой Субботы: часы, изобразительны и Божественная Литургия свт. Василия Великого в соединении с вечерней. После малого входа с Евангелием перед Плащаницей читаются пятнадцать ветхозаветных паремий, начиная с самого сотворения мира.
В Древней Церкви во время чтения паремий совершалось крещение оглашенных. Ко времени же Трисвятого пения епископ вводил в храм новокрещеных, в белых одеждах и со свечами в руках. Церковь приветствовала свое пополнение пением: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся!», читался Апостол о таинственной силе Крещения: «[Братие], все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились, погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6:1-3). Затем читалось Евангелие от Матфея о Воскресении и о повелении Господа просветить и крестить все народы. Эти песнопения и чтения присутствуют в литургии Великой Субботы и сейчас. Отсюда становится понятным и обычай священников переоблачаться в светлые ризы после чтения Апостола во время пения стихов: «Воскресни Боже суди земли».
В Великую Субботу не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет…» Это песнопение является ключом к пониманию Великой Субботы. Это день покоя и тишины, день, когда победа ясна, но не открыто, а прикровенно, ведь она еще не явилась в полной мере. Этот текст напоминает нам о непостижимости этих событий и о цене этой победы. Он не позволяет нам ликовать открыто, как на Пасху, а заставляет душу радоваться благоговейной, тихой радостью.
В этот день также традиционно освящаются продукты для разговения на Святую Пасху. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью Богу за то, что это всё у него есть. Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.
На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного Пасхального богослужения. Ситуация, когда освящать приходится в Великую Субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.