Сегодня святая Церковь празднует один из двунадесятых праздников – Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Согласно Евангелию, Спаситель взял с собой трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — и отправился на гору, чтобы помолиться. Пока Христос молился, учеников, уставших за день, сморил сон. Но потом их разбудило чудо — Учитель, как повествует Евангелие «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2).
Апостолы увидели представших Господу великих израильских пророков — Моисея и Илию. Толкователи Евангелия объясняют, что Моисей символизирует умерших, Илия — живых, поскольку был взят на небо при жизни. Таким образом, Христос предстал пред учениками как Владыка живых и умерших. Моисей и Илия говорили с Господом. Как пишет апостол Лука, беседа шла «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк 9:31), то есть о предстоящем распятии на кресте.
Апостол Петр, пораженный величием события Преображения, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк 9:5). Кущи, которые предлагал устроить Петр — это временное жилище, хижины или палатки. Но после этих слов появилось светлое облако и осенило всех. Из недр облака раздался голос Бога-Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы. Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк 9:9).
Обращаясь к прихожанам Спасского прихода на Всенощном бдении накануне праздника Преображения, протоиерей Димитрий Максимов обратил внимание на то, что и нам дано увидеть Божественный свет, если только мы достойно примем посылаемое Господом
«Господь на горе Фавор показал тот Божественный свет, к которому должна стремиться каждая христианская душа. И мы с Вами живем для того, чтобы этот свет принять. А опыт праведников указывает на то, что, живя по заповедям Божиим, это возможно сделать уже здесь, на земле. Этот Божественный свет просиял на Сергее Радонежском и Серафиме Саровском…Нам же нужно молиться, чтобы достойно принять жизнь, и перейдя в жизнь вечную, также увидеть тот Божественный свет и лицезреть Самого Бога.
Нам нужно достойно и смиренно, с упованием на Бога, нести свой крест. А тот свет, который увидели апостолы на горе Фавор, и нам будет указывать путь на небо. Ведь живем мы не для земной славы, а для небесной».
Преображение Господне произошло за 40 дней до крестных страданий и распятия Христа. Но по установившейся древней традиции праздник совершается в августе, за 40 дней до Крестовоздвижения, когда Церковь вспоминает страдания и смерть Господа на Кресте. Праздник Преображения был установлен в 4 веке — после того, как император Константин прекратил гонения на христиан, а его мать, равноапостольная Елена посетила Палестину и построила множество храмов на местах евангельских событий, в том числе и на горе Фавор.
На самом деле, название горы, на которой преобразился Господь, не указано в Евангелиях. По преданию, это произошло на горе Фавор, недалеко от Назарета. Это предание отразилось и в текстах праздничных песнопений и канонов, которые были составлены после установления праздника в 4-м веке.
На Руси корни почитания праздника Преображения Господня уходят еще в эпоху равноапостольного князя Владимира. Летописи сообщают о битве между ратью князя Владимира и печенегами в предместье Киева Василёве. Силы князя были невелики, он предпочел отступить, но дал обет отстроить храм, если печенеги уйдут. Летопись гласит «…Тогда обещася Володимер поставити церковь в Василеве святаго Преображения, бе бо в тои день Преображение Господне». Опасность миновала, и киевский князь сдержал слово. Таким образом, Василёвский Преображенский храм стал одним из первых православных храмов, построенных в Киевской Руси.
А еще, как всем вам известно, связан с традицией освящения плодов, которую мы все так любим. Эта традиция появилась в глубокой древности, еще в Ветхом Завете. Люди того времени благодарили Бога за все его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота и приносили часть их в жертву. При этом в этом не было языческого символизма, желания умилостивить Бога. Жертва Богу была выражением благодарности человека.
Эту традицию переняли и христиане, став приносить в храм плоды своих трудов для благословения в знак благодарности Богу. Часть урожая христиане жертвовали в храм для совершения Таинства евхаристии. К августу в Палестине созревал виноград – Его и приносили для освящения. Когда праздник пришел на Русь, виноград в этих краях разводить еще не научились, поэтому его заменили яблоками. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее. После праздника люди щедро делились урожаем: раздавали больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей – и только в последнюю очередь ели сами.
Смысл традиции освящать плоды на праздник Преображения – гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Не только в яблоке, но и во всем в мире верующий человек видит дар Божий, наполненный любовью, красотой, мудростью. Сам мир и все в этом мире есть плод Божественной любви к человеку. Но проблема человека в том, что мы ко всему привыкаем, и потому все в мире, да и мы сами, становится слишком простым, будничным. Яблоко становится только яблоком. Хлеб – только хлебом. Человек – только человеком. Мы знаем их вес, наружность, функции, мы все знаем о них, но мы забываем видеть свет, которые светит сквозь все в этом мире. И вечное назначение веры и Церкви в том, чтобы эту унылую привычку преодолеть. Чтобы снова дать нам увидеть то, что мы разучились видеть, почувствовать то, чего не чувствуем, пережить то, что больше не в состоянии переживать.
И вот, в день Преображения, мы приносим в храм яблоки, груши, виноград, – и на миг сам этот храм преображается в таинственный сад, в тот блаженный рай, в котором началась жизнь человека и его встреча с Богом. И как тогда тот первый человек раскрыл свои глаза и увидел этот мир, о котором Бог сказал, что все в нем хорошо весьма (Быт.1:31), и обрадовался, и возблагодарил Бога, так и мы в этот момент – в наших яблочках, принесенных для освящения – можем увидеть целых мир как отражение Божьей мудрости и любви, и от того радуемся, и благодарим. И пусть в этой радости и благодарении очистится, обновится и преобразится наша жизнь.