Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам события одного из явлений воскресшего Христа своим ученикам на Тивериадском озере. И мы слышали одну очень важную вещь. Христос, находясь на берегу, обратился к апостолам со словами: «Дети, есть ли у вас какая пища?». То есть, взрослых, а для своего времени уже и немолодых мужчин, Спаситель называет «детьми», а если взять более точный перевод, то и вовсе – «детками».
Мы, конечно же, сразу вспоминаем, что Христос и ранее говорил: «Будьте как дети» (Мф. 18:3). Но, как на самом деле понимать эти слова? Вся наша цивилизация направлена как раз на то, чтобы детей сделать взрослыми, такими же умными, рассудительными, прозаическими существами, как мы сами.
О чем же говорит Христос? Совершенно точно Он не говорит нам быть инфантильным, т.е. подражать детям в поведении, и требовать от окружающих, чтобы к нам – взрослым – относились как к детям.
Когда человек становится взрослым – он многое приобретает, это всем известно. Но чтобы понять слова Христа, надо сперва задать себе один вопрос: а что же человек теряет, когда выходит из детства? Нет сомнений в том, что он что-то теряет, то, из-за чего он всю свою взрослую жизнь вспоминает о детстве как о потерянном рае, без которого жизнь стала печальнее, сложнее и страшнее.
У этой потери есть название – «целостность». У ребенка еще нет раскола жизни на прошлое, настоящее и будущее, нет печального опыта безвозвратно утекающего времени. Он всегда находится в настоящем моменте, находится целиком и полностью – будь то радость или горе. Мы, взрослые, сами это подчеркиваем, когда говорим «детский смех», «детская улыбка», «детские слезы».
Ребенок целостен не только в своем отношении ко времени, но и ко всей жизни, он отдается весь — всему; он воспринимает мир не рассудочно, не аналитически, не каким-либо одним из своих чувств, а всем своим существом без остатка, —потому и мир раскрыт ему во всех своих измерениях. Если для него звери разговаривают, деревья страдают или радуются, солнце улыбается, а простой деревянный кубик в его руках может превратиться в гоночную машинку – то это не потому, что он глупый и неразвитый, а потому что ему в высшей степени дано и открыто это чувство чудесной глубины и связи всего со всем. А мы, взрослые, это безнадежно потеряли.
Мы начинаем все больше и больше понимать и все меньше и меньше воспринимать, мы начинаем знать все обо всем, но уже ни с чем не имеем настоящего общения.
А ведь в детской целостности и заключается вера – в возможности во всем увидеть нечто другое, в способности к полной самоотдаче, в чувстве доверия ко всему, и в первую очередь – к Богу Отцу.
К этому и призывает Христос, когда говорит, что «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10:15). Потому что увидеть, почувствовать, воспринять Царство Божие — это значит увидеть глубину вещей, увидеть во всем Божественный свет. А для этого нам всем нужно вернуться к детской целостности. Не «стать детьми», а «быть как дети».