14 октября Церковь молитвенно поминает автора многих богослужебных гимнов и песнопений – преподобного Романа Сладкопевца. Он прославился как один из самых ярких церковных поэтов. В его житии описывается чудо – явление Богоматери святому. Пресвятая Богородица вручила свиток преподобному Роману, и тот, съев этот свиток, обрел способность понимать и запоминать Священное Писание. На следующий день святой исполнил в храме кондак: «Дева днесь Пресущественного раждает…» Все присутствующие в храме были поражены красотой голоса святого и его поэтическим даром. С тех пор преподобный Роман написал множество пространных гимнографических текстов, часть которых поется в Церкви и по сей день.
Мы называем преподобного Романа «Сладкопевец». Слово «Сладкопевец» – это перевод греческого слова «ο Μελωδός», то есть человек, умеющий петь с мелодией. Таким образом, преподобный Роман получил имя, которое обозначает владение музыкальными навыками. Здесь важно обратить внимание, что чудо, которое произошло со святым в видении, не наделило преподобного Романа музыкальным слухом или чувством гармонии. Святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного пишет так: «Сердце его исполнилось неизреченной сладости и радости духовной, и стал он размышлять о том, что увидел. В уме же своем он вдруг ощутил разумение книжное, ибо Дева Богородица, как некогда Сын Ее – Своим апостолам, отверзла ему ум к разумению писаний». Преподобный Роман обрел способность к пониманию Священного Писания и через это стал великим церковным поэтом и певцом.
Этот эпизод заставляет нас задуматься о том, что такое музыка. Какое место музыка занимала в жизни святого, и какое место она занимает в нашей церковной жизни? Попытаемся ответить на эти вопросы. Одной из важных составляющих музыки как явления (если не главной) можно назвать понятие «гармония». А. Ф. Лосев дает такую характеристику гармонии: «соразмерность частей целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое». Музыка строится на гармонии, и можно сказать, что гармония – это скелет музыки. Взаимосвязь различных звуков рождает аккорд. Развитие музыкальной мысли рождает композицию. Взаимосвязь между различными частями целого создает некое новое произведение.
Когда человек поет, он предлагает слушателю некое творчество. Певец преподносит слушателю музыкальное произведение, которое он исполняет. Певчий пропускает через себя слова духовного текста и музыкально их воспроизводит. Пение – очень эмоциональный процесс, и в этом заключается его особенность. Обычно за богослужением необходимо как можно меньше показывать свои эмоции. Отчасти этому помогает наша церковная манера чтения: чтение на одной ноте помогает как можно меньше играть чувствами слушателя и позволяет сосредоточиться на богослужебном тексте. Но пение невозможно без переживания текста и подачи этих переживаний слушателям – людям, которые молятся в храме. Таким образом, певчие становятся «эмоциональными камертонами» для всех, кто находится в храме.
Вспомним в этой связи различные церковные музыкальные творения. Христиане могут назвать несколько любимых авторов церковной музыки. Что здесь важно? Важно, что автор переживает текст, пропуская его через свой уровень образования, свою глубину веры, свой характер и эмоции. Тем самым автор задает некий вектор, направление, в котором будет развиваться характер исполнения его музыки. Автор прокладывает певцам некую колею, и певцы должны прожить духовный текст, и с ним – музыку, должны прожить ее сами и вместе с автором. Должны, в итоге, дать прожить этот текст другим участникам богослужения.
Как связана духовная жизнь певца с тем, как богослужение воспринимают другие люди и, самое главное, с тем, как сам певец воспринимает службу? Как музыка выражает Священное Писание? Ответы на эти вопросы связаны с пониманием гармонии. Музыка так удачно вошла в богослужебную жизнь христиан и вообще в обрядовую жизнь всех верующих людей, потому что музыка является особым путем восприятия мира и выражения этого восприятия. Вероятно, именно по этой причине в истории преподобного Романа поворотным моментом стало не понимание музыкальной грамоты, а понимание Священного Писания, то есть для святого перемена наступила тогда, когда в него вошло понимание Божественного Откровения.
Музыкальные и поэтические способности преподобного Романа раскрылись тогда, когда разные части его внутреннего мира пришли в согласие, то есть обрели гармонию. В его жизни зазвучало Священное Писание, и он смог выразить это звучание в богослужебных текстах и музыке. Наши таланты даны нам от Бога и проявляются тогда, когда в нашей духовной жизни наступает гармония между Божественным и земным. Обратим внимание на молитву, с которой преподобный Роман обратился к Богородице. Молитва – это обращение, это запрос. В этом случае молитва – это попытка найти решение, примирить разделенные части духовного мира. С молитвы начинается перемена в жизни преподобного Романа, и в нашей жизни перемена наступает тогда, когда мы сами обращаемся к Богу и учимся общаться с Ним.
Пример святых учит нас тому, как нам поступать в самых разных жизненных ситуациях. Святые – это люди, которые прошли путь, который для нас еще не закончен, и поэтому их жизнь и борьба всегда для нас актуальны. Не только молитва или пост, не только аскетика, а вообще все области жизни могут быть упорядочены при помощи наших святых учителей. Бог освящает все сферы нашей жизни, а творчество является Его подобием в нас. Музыка, как особенная сфера жизни, тонкая и требующая особого внимания и внутренней организации, должна быть освящаема молитвой.
Наше богослужение – это действие, в котором есть место Уставу и есть место творчеству, и творческая сторона нашей службы раскрывается тогда, когда ее творцы направляют свое внимание на главное – на Христа. Тогда в нас раскрывается тот образ, который в нас заложил Бог. И независимо от того, какую роль мы исполняем во время богослужения, если мы стремимся в первую очередь ко Христу, то и в нас раскроется то звучание, которое слышит в нас Бог.
Сергей Кагирин