Мы с вами прошли пусть святой Четыредесятницы, и стоим на пороге Страстной седмицы. Великий Пост завершился двумя праздничными днями – Лазаревой субботой (это день, когда мы вспоминаем воскрешение Христом своего умершего друга Лазаря) и Вербным Воскресеньем, в которое мы празднуем торжественный Вход Господень в Иерусалим. Эти два дня сияют радостным светом в преддверии тяжелых, напряженных дней Страстной седмицы. Святая Церковь подчеркивает это даже цветом богослужебного облачения – сегодня утром священнослужители носили облачения белого цвета. Но почему это так важно, и откуда исходит радостный свет этих двух дней?
Евангелие рассказывает нам о событии, по своей сути – удивительном: Христос, который шел воскресить своего друга Лазаря, который имел власть и силу воскресить его – скорбел и плакал у могилы своего друга. Как это понимать? Как совместить слезы Христа и его божественную силу воскресить мертвого? Церковь раскрывает нам это в событии праздника Лазаревой субботы. Плач Христа – это плач Творца над разрушенным творением, плач Любви над изменившей Ей жизнью. «Бог смерти не сотворил» – говорит нам Священное Писание. Но как же так случилось, что именно она – смерть, воцарилась и торжествует в этом миpe? Как случилось, что человек – тот, кого Бог создал для жизни, сделал образом Своей неизреченной славы и красоты, подчинился смерти? Вот и Лазаря, друга Божия, берут и прячут в пещере, ибо он уже смердит, и живые боятся его, хотя знают, что всем им без исключения предстоит тот же самый спуск в царство распада и тьмы.
Иисус прослезился – это плачет Бог, который есть Любовь. Своей скорбью и своими слезами Он бросает вызов смерти, как последнему врагу. И бросив этот вызов, явив силу Божественной любви, Христос впервые за время Своего земного служения принимает то, что всегда отвергал – имя царя. Господь совершает торжественный вход в Иерусалим, Он Сам подготовил этот вход, послав учеников привести Ему осленка. И вот толпа встречает Его, по всему городу гремит подобающее царю древнее приветствие: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».
И мы с вами не можем забыть, что Христос, пусть всего несколько часов, был царем на нашей земле, в нашем времени, поэтому каждый год, на всенощном бдении в праздник Входа Господня в Иерусалим, поднимая свои скромные вербы, мы приносим присягу на верность единственному Царю миpa и смиренному Царю любви. Мы вновь и вновь свидетельствуем, что, вступив тогда в Святой Город Иерусалим, Христос даровал нам Свое Царство. И все, что последовало после – одинокое стояние перед Пилатом, смерть на кресте, нисхождение во ад – было все тем же воцарением, все тем же разрушением зла и смерти, которое совершилось ради того, чтобы женщины, которые придут ко гробу рано утром в первый день недели, услышали от Ангела: Его нет здесь. Он воскрес».
Именно поэтому мы вступает в Страстную седмицу через свет Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, праздника воцарения Христова. Это Царство дано нам уже здесь и сейчас, и мы призваны хранить ему верность. Потому что только мы, как граждане этого Христова Царства, имеем право дерзновенно воскликнуть: «Смерть, где твое жало?». Потому что поглощена смерть победой Христа.