Каждый субботний вечер, накануне воскресного дня, на богослужении мы читаем один из Евангельских отрывков, посвященных самому главному событию человеческой истории – воскресению Христовому. Но этому событию предшествовала, и ним же неразрывно связана череда событий – предательство Христа, суд на Ним, неистовство толпы и распятие на Кресте, в которых все зло мира проявило свое истинное лицо.
Во Христе Иисусе Бог снизошел к нам, явил нам Свою безмерную любовь и открыл нам доступ в вечное царство любви и света. Но этот мир не принял и отверг Его, как говорит евангелист Иоанн Богослов: «Он пришел к своим, и свои Его не приняли…» Он сошел к людям с небес, и был распят. Он воплотился – и был обречен на страдания. Он вочеловечился – и вот убит и погребен. В этом противопоставлении, в этом столкновении любви и ненависти раскрывается христианское понимание, или – лучше сказать – христианское знание, христианский опыт зла, но вместе с ним – знание и опыт победы Христа над злом.
Сразу возникает вопрос: почему Христос был отвергнут? Откуда эта нарастающая ненависть к Нему, которая в своей кульминации звучит в страшном вопле толпы: «Распни, распни Его!»? Ведь с момента явления народу всё служение Христа, вся Его проповедь – это одно сплошное воплощение любви, добра, сострадания и милосердия. Христос говорит о Себе словами древнего пророка: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу…» Христос идет через города и села, и толпы людей следуют за Ним. Они несут ко Христу больных и страждущих, слушают Его и, казалось бы, окружают Его любовью и поклонением. Куда же девалась эта толпа, когда Христос стоит перед первосвященником, а затем перед Пилатом, когда бьют Его и издеваются над Ним римские солдаты, когда пробивают Ему ладони и ступни, пригвождая Его ко кресту? Или это – та же толпа, те же люди, что ходили за Ним, слушали Его и исцелялись от Него? Но тогда – что же претворило их любовь в ненависть, их поклонение – в отвержение? Вот Пилат говорит: «Я не нахожу в Нём никакой вины»; вот разбойник, распятый рядом с Христом, говорит: «Человек Этот ни единого зла не сотворил». Но всё бессильно против страшного напора ненависти, желания, чтобы не было больше Этого Богочеловека…
Смысл евангельского рассказа, если вслушаться, вдуматься и вжиться в него, прост: Христа отвергают, ненавидят и распинают не за что-то одно, не за те выдуманные преступления, в которых лживо обвиняют Его перед Пилатом которые и сам Пилат отвергает, зная, что это ложь и клевета. Но тут нет недоразумения, и нет никакой случайности. Христа распинают только потому, что явленные в Нём добро и любовь, этот Свет Христов – стали невыносимы для людей. Невыносимы потому, что Его свет обличает зло, которым живут люди и которое они сами от себя скрывают. В том и весь ужас падшего мира, что в нём зло не только царствует, но еще и выдает себя за добро, оно скрывается за личиной добра. В мире царит круговая порука зла, которая называет себя добром! И не только в те времена, но и в наши дни, именем добра, именем свободы и заботы о человеке – совершается обман, ложь, клевета и разрушение. Каждое зло провозглашает: «Я – добро!», и требует от людей согласиться с этим.
Зло не имело бы никакой победы, никакой власти в мире, если бы оно открыто являло себя как зло. Зло побеждает обманом, выдавая себя за добро. И этот обман дает возможность каждому человеку оправдать свою ненависть, свою ложь, свое уродство.
Именно этот обман Христос раскрывает и обличает. И делает это не только Своим словом, а прежде всего Самим Собою, Своим явлением, Своим присутствием. Христос оказывается свидетелем, а каждый преступник знает, что прежде всего нужно уничтожить свидетеля преступления, защитить круговую поруку зла. Вслушайтесь только в описание события, произошедшего после дня предательства и убийства «И стали с того дня Ирод и Пилат друзьями». В этом коротком замечании евангелиста заключена вся страшная правда о зле.
Да, за Христом следовали толпы, пока Он помогал, исцелял и творил чудеса. И эти же самые толпы бросили Христа и кричали: «Распни Его!». Своим инстинктом зла люди почувствовали, что в этом совершенном Человеке, в этой совершенной любви – их обличение, что самой Своей любовью, самим Своим совершенством Христос требует от них жизни, которой они не хотят, требует любви, правды и совершенства, которые для них невыносимы.
Только вот в этом видимом торжестве зла на самом деле торжествует добро. Ибо торжество добра начинается как раз с раскрытия зла как самого себя. Первосвященники знают, что они клевещут на Христа. Пилат знает, что он предает на смерть ни в чём не повинного Человека. И час за часом, шаг за шагом в этом страшном торжестве начинает разгораться свет победы. Победа звучит в раскаянии распятого разбойника, звучит в словах сотника, который руководил казнью и сказал: «Воистину Человек Этот – Сын Божий!» Умирающий на кресте Богочеловек Своей смертью завершает Свое свидетельство. Зло уже разрушено изнутри потому, что Христос снял с него покров Своей смертью и своим Воскресением.
И когда каждую субботу, вечером, на всенощном бдении, мы слышим чтение одного из одиннадцати Евангельских отрывков – мы слышим не только о явлении воскресшего Христа ученикам, не только о женах мироносицах и учениках, шествовавших в Эммаус. Но мы снова и снова напоминаем себе о победе Христовой и о том, что было Им побеждено, дабы Свет Христов, обличивший зло мира, продолжал гореть и светить в наших с вами сердцах.