Боль… Какое пугающее, неуютное, подсознательно отвергаемое нами слово. Слово, неизменно будящее в нас лишь тревожные ассоциации, чувства, воспоминания. Даже не само слово, а то, что за ним стоит. И всё же, как ни странно, это одно из самых значимых и определяющих понятий в нашей жизни.
Боль…зубная, колющая, головная, терпимая, невыносимая, физическая, душевная. Обычно боль — это нечто личное, индивидуальное, интимное, попускаемое для чего-то именно нам, и даже общая боль множества людей, объединённых единой скорбью по какому-либо трагическому поводу — часто лишь совокупность множества болей, личностных, неповторимых, разных по силе и качеству их переживания.
Боль… кто она нам — друг, враг? Как бы то ни было, она, пожалуй, — самая верная и преданная спутница всей нашей жизни. Мы входим в этот мир через боль, боль рождающей нас матери.
Но это ещё не наша боль. Это та боль, которой мама, уже заранее любящая нас, готова заплатить за радость нашего рождения.
Но, вот, мы делаем первые шаги в своей жизни, падая и получая синяки и ушибы, и это уже наша боль, и она нам, маленьким человечкам, порой кажется такой сильной и с трудом переносимой. Но при этом мы ещё не чувствуем, не знаем силы боли матери, переживающей за нас.
Боль так многолика и так многогранна! Череда разных, сменяющих друг друга болей красным, как кровь, пунктиром проходит через всю нашу жизнь.
Разве нельзя назвать болью такие недетские переживания маленького сердца, разрываемого на части разводящимися и уходящими из семьи родителями, которых ребёнок так любит? Уходящими из его жизни навсегда!
Чувства растущего и постигающего этот мир ребёнка, пытающегося найти в нём своё, и непременно счастливое место, часто тоже бывают сродни боли: боли обид, разочарований, обманутых надежд и непризнания такими же, как он сверстниками, оттолкнувшими его от себя.
Боль одиночества, растянувшаяся на годы, детская или взрослая— пытка, которую достойно и мужественно, не наломав в жизни дров, может вынести далеко не каждый!
А боль первой сильной и неразделённой любви? Она иногда может казаться неизбывной и безутешной, и не всегда время способно заглушить её в сердце или исцелить от неё.
Не менее жестокой может быть душевная боль, вызываемая, порой, невыносимыми муками совести, которой сам человек когда-то пренебрёг, не прислушавшись к её спасительному голосу.
Иногда человек готов предпочесть боль физическую терзающей его душевной боли, из тяжкого и изматывающего лабиринта которой он никак не может выбраться.
Мир, окружающий нас, столь прекрасен и удивителен, сколь и трагичен. Он весь пропитан болью, и не всё, что поначалу воспринимается нами из этого мира с восторгом и радостью, является впоследствии источником этой радости для нас.
Как часто мы, черпая из океана окружающего нас мира удовольствия и временные, преходящие радости, зачерпываем одновременно с ними и боль, возможно, не сегодняшнюю, не сразу себя проявляющую, отдалённую во времени, но встреча с ней нам неизбежно предстоит в будущем.
Боль очень часто воспринимается человеком как нечто самостоятельное, непрошенное, внезапно вторгающееся в его жизнь и привносящее в неё страдание. Но часто ли мы задумываемся о том, что боль — это только часть, только «вершина айсберга», острая фаза чего-то более значимого, масштабного, сложного. Она — органичная и неизбежная часть того образа жизни и образа мысли, которыми мы живём. В жизни не бывает пустоты, и боль часто занимает в ней не своё, чужое место, место, где могла бы жить радость.
Боль почти всегда — плата. Плата-расплата за принесённое нами в этот мир зло или плата за то добро, которое нам хотелось бы получить: и счастье, и любовь, если они настоящие, без боли не бывают. Жертвенность настоящей любви почти всегда включает в себя элемент боли, потому что жертва ради ближнего— это «отрезание», «отрывание» от себя части того, что так дорого нам самим, но, чем так непременно хотелось бы поделиться с любимым человеком. И речь здесь не только о материальном…
Мы традиционно привыкли воспринимать боль как врага, как бедствие. Но всё в нашей жизни не так однозначно, как нам порой кажется. Боль-враг и боль-друг —это не две разных боли, это два разных взгляда на одно и то же явление.
Боль физическая, возникшая внезапно, неожиданно для нас, часто является предвестником серьёзной болезни, которая может постичь человека, если он не предаст ей серьёзного значения, не обратится к врачу для установления правильного диагноза и назначения эффективного лечения.
Не так ли и в духовной сфере нашей жизни? Душевный дискомфорт, неспокойная совесть, то состояние, о котором обычно говорят: «душа болит», разве не сигнализируют нам о том, что эта, душевная боль — защитный механизм души, предупреждающий человека о том, что нездоровое её состояние сейчас, в случае непринятия срочных мер, может перейти в серьёзный недуг, прежде всего, духовного характера.
Но разве не друг — тот, кто предупреждает нас об опасности заблаговременно, когда её ещё можно избежать!
Мы знаем святых угодников Божих, безропотно переносивших тяжёлые болезни и боли, и, даже, вымоливших их для себя у Господа, видя в них друзей и помощников на пути спасения души. Но это удел немногих, сильных духом. Вся наша жизнь сопровождается периодически навещающей нас болью: нашей собственной, нашей — за кого-то из близких, близких— за кого-то из нас…
Прошагав по жизни отмеренный нам отрезок времени, мы уходим из этого мира также через боль, нашу собственную и боль тех, кто нас любит, потому что наш уход — это их боль, и эта их боль, порой, удваивает боль уходящих от них в вечность.
Парадоксально, но часто бывает так, что человек, у которого боль была постоянной, неотъемлемой частью его существования, с которой он смирился и которую нёс по жизни с благодарением Богу, уходит в иной мир, где боли нет, и нет страданий, но есть радость воздаяния за перенесённое им в смирении. И, напротив, человек, не приемлющий боли и проклинающий за неё всех и вся, уходит в мир, где боль неизбывная, непрекращающаяся, невыносимая становится формой и сутью его существования, перманентного умирания, растянутого в вечности.
А между двумя болями: болью начала и болью конца ещё здесь, в этом мире — целая жизнь, сопровождаемая, а у кого-то насквозь пропитанная болью — душевной и телесной. И только одному носителю этой боли известно, какая из них, порой, бывает сильней.
Человек, полюбивший боль (как ни странно это звучит) и принявший её осознанно, ради Христа, становится сильнее и неуязвимее — духовно. Но таких среди нас — единицы.
Есть у боли, особенно у сильной, ещё одна позитивная функция — напоминать нам, периодически впадающим в иллюзию нашей самодостаточности и автономности нашего существования, о Боге и о хрупкости нашего земного бытия.
Бывает, расслабится, разнежится человек в иллюзорном розовом облаке своей мнимой независимости, собственной значимости и «автономности», возведет «воздушных замков» далеко идущих жизненных планов, и, вдруг, как-то неожиданно и странно для него — раздаётся резкий звонок будильника. Боль, которая пробуждает его от этой благодушной спячки и возвращает к реальности, прежде всего, духовной. И разве не благо — быть разбуженным, хотя бы и незадолго до опасного, а иногда и бесповоротного падения в духовную пропасть?!
Звучит, наверное, неожиданно, но и боль — это дар Христа, посланный нам во спасение! Дар Того, Кто, как никто из нас, знает о боли ВСЁ, и знает не понаслышке! Дар Того, Чьё любящее Божественное и такое же, как у нас живое человеческое сердце, сжимается от боли за нас, Его непослушных и неразумных детей, калечащих и убивающих себя грехами!
Сложность и противоречивость человеческой натуры часто проявляется и в том, что один и тот же человек одновременно страдает от боли и является её источником для себя и окружающих. В своей духовной слепоте мы часто не видим, не понимаем причинно-следственных связей. Причинённая нами боль, душевная и телесная, имеет свойство возвращаться к нам, порою, неожиданно для нас и с ещё большей силой. И нам зачастую даже неведомо, какую форму она изберёт, возвращаясь к нам вновь и вновь, чтобы чему-то нас научить… И в этом для нас, тоже — шанс: успеть осознать, успеть искупить.
Но всё сказанное о боли не повод унывать и отчаиваться, ибо произнесённые однажды слова Спасителя непреложны и звучат в Вечности: «Претерпевший же до конца спасётся». Человек, претерпевший смиренно всю боль своей жизни, и научившийся воспринимать чужую боль, как свою, входит во врата Небесного Царства, которые претворяют эту боль в неизреченную Радость, всепоглощающую, безграничную и, теперь уже, ВЕЧНУЮ!