В следующий за Пятидесятницей день, то есть в понедельник, совершается праздник в честь Святого Духа (потому сам день иногда называется «понедельник Святого Духа»).
Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он – источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (см. Ин. 15: 26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.
Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (см. Мф. 7: 17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5: 22 –23).
Сегодня по окончании Божественной литургии в Спасском храме настоятель протоиерей Андрей Бондаренко в проповеди говорил о том, что человеку невозможно победить свои страсти, уповая лишь на свои силы. Только, призывая Духа Святого, Утешителя можно возрастать духовно, готовя себя к Царствию Небесному.
«Мы подчас расстраиваемся, что не всегда нам удается справиться с грехами, в которых мы исповедуемся. Но, быть может, нужно обратить наше внимание не на то, что я не могу побороть свою страсть, искоренить грех, а на то, что я не имею того доступа к силе Святого Духа, который позволяет мне одержать победу.
Подчас Господь не дает нам победы над грехом, потому что она может родить в нас гордость. Человек может победу приписать исключительно самому себе. И таким образом Господь показывает нам, что нужно чаще призывать Его, уповать на Того Самого Утешителя, Которого Он послал в мир. Только вместе с Ним мы можем одолеть грех и воскликнуть: Слава, Тебе, Боже, что Ты у нас есть, Ты даруешь нам победу, но при этом гордость не затмевает нам душу. И мы, взывая к Утешителю, призывая Его, учимся приглашать Его в нашу жизнь, осознавая, что без Бога мы никто».
И мы, взывая к Утешителю, учимся приглашать Его в нашу жизнь, осознавая, что без Бога мы никто
Основной иконой праздника является «Троица» преподобного Андрея Рублева. Этот образ полагалось класть на центральный аналой храма в старопечатных Уставах (1-я половина XVII века). Троица преподобного Андрея Рублева – единственный каноничный образ Святой Троицы. Иные изображения Святого Духа (в первую очередь так называемая «новозаветная Троица», на которой Бог Отец изображается в виде седовласого старца, Бог Сын – в привычном образе молодого мужчины, Бог Дух Святой – в виде голубя) считаются неканоническими.