Наверное, самым незаметным в наши дни православным праздником является Церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется «началом Индикта» и празднуется 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Именно эта дата считается первым днем нового церковного года.

Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).
Традиция начинать год с 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Церковное Новолетие в память константинопольской традиции называют также «началом Индикта». Император Константин Великий повелел оканчивать воинскую службу по истечении 15-ти лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински подати, налога), который собирали 1 сентября, по окончании уборки урожая. На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу, этот временной интервал в 532 года называют индиктионом.
Почему же именно в первый осенний день начинается церковное новолетие? Дело в том, что многие византийские богословы и мыслители предполагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября, а значит, с этого дня началось и само сотворенное Богом время. 1 сентября 2017 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7526 год от Сотворения мира. До реформ Петра I, когда празднование Нового года на европейский манер перенесли с сентября на январь то и само летоисчисление поменяли со времени от Сотворения мира на исчисление от Рождества Христова. Так что, 1 сентября мы в память о старой традиции можем поздравить друзей и знакомых с Новым 7526 годом.
Женившись на последней византийской царевне, великий князь Иван III в 1492 году объявил Новолетие официальным церковно-государственным праздником. В храмах стали совершать особые церковные службы. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4, 16-22).
С 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством в этот день «здравствовали» царю. В Москве главное торжество совершалось на Соборной площади Кремля. В 1582 году итальянский путешественник Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и великий князь, и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому государю нашему и чадам его многая лета!». При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни». Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью.
На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая преподобного Нестора.
Прекращение совершения чина летопроводства, как уже было сказано, связано с Петром I и изданном им указе о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской Соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства (особое торжественное богослужение с крестным ходом и освящением воды, совершавшееся Патриархом и в обязательном присутствии царя) более уже не совершался.
Смысловые характеристики праздника церковного Новолетия изложены в «Четьи-Минеях» святителя Димитрия Ростовского, в его «Слове в первый день индикта, или нового года». Святитель утверждает, что сентябрь, седьмой месяц после марта, по аналогии с седьмым днем творения – это символическое завершение творческого божественного цикла. Он останавливается на том, что именно с сентября велся счет ветхозаветным юбилейным годам, которые были временем всепрощения и очищения от грехов, то есть тем самым «летом благоприятным», о котором говорит Спаситель в Своей первой проповеди в назаретской синагоге.
Подытоживая сказанное им в «Слове» святитель Димитрий говорит: «в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а на скрижалех сердца нашего». Индикт оказывается не просто началом мироздания, не только днем переосмысления, радикальной перекройки людских обязательств, обид и долгов, но символическим началом новых отношений с Богом вновом году.

 

А.Шинкарев