Святые, в земле Российской просиявшие, отвечают на вопрос, которые многие перед собой ставят, но ответ ищут не там. Что значит быть русским?
В человеке заложена потребность принадлежать к народу, и это естественно: мы так созданы, не как сухой песок, а как тело, организм, и каждый из нас нуждается в том, чтобы найти свое место в человеческой семье. Не бывает абстрактных людей, люди всегда принадлежат к каким-то общностям: к семье, к общине, к народу, и утрата этой принадлежности лишает человека чего-то очень важного.
Но что значит «быть русским»? Происходить от русских родителей? Наша замечательная русская святая, великая княгиня Елизавета Федоровна родилась в чисто немецкой семье, и множество наших святых имеют венгерские, татарские, еврейские — да, какие угодно корни. В то же время человек со всех сторон русский может стать ненавистником России, таких примеров, увы, предостаточно.
Говорить и думать по-русски? Да, но этого недостаточно: увы, многие вещи, которые сейчас пишутся по-русски, пишутся людьми, неукротимо враждебными ко всему русскому.
Бороться с врагами нации? Мирской национализм обычно определяет себя через противопоставление «мы» против «них» — врагов, чужаков, инородцев. Приверженность «своему» определяется через враждебность тому, что объявляется «чужим». Увы, это что-то само собой разумеющееся в нашем падшем мире — сплоченность «своих», «национальное единство» обретается через неприязнь к “чужим”, и, увы, у нас перед глазами печальнейшие примеры того, как попытки обрести “национальное единство” таким образом приводили только к смуте и бедствию. Как мы видим, такого рода националисты могут быть довольно равнодушны к национальной истории и культуре, определяя себя чисто негативно — через ворогов, которым, как известно, смерть. Отнимите у националистов ворогов — и они останутся ни с чем. Высадите их на планету, где нет никаких ворогов — и они тут же объявят ворогами друг друга, потому что сам образ их существования есть разделение и ненависть.
Церковное прославление отечественных святых собирает, а не расточает, примиряет, а не ссорит.
Церковное прославление отечественных святых есть дело прямо противоположное. Оно собирает, а не расточает, примиряет, а не ссорит. Святые Божии — не враги кому бы то ни было. Они принадлежат к новому, искупленному человечеству, в котором нет вражды и распрей, отвержения и ненависти. Они те, кого Бог собрал в Свое Царство, и мы знаем, что там, на Небесах, у Бога, есть много наших сограждан не только по духу, но и по происхождению, языку и культуре.
В святых мы видим Божий замысел о нашем народе. В них русская история, русский язык и русская культура обретают свое оправдание, смысл и предназначение. Наш народ существует, и должен существовать, и достоин преданности, заботы и сохранения, потому что в нем явились — и еще явятся — святые. В русских святых вечное Евангелие, благое и спасительное для всех народов, обретает уникально русское звучание, национальная культура становится тем, чем она должна быть — носительницей благовестия.
Православие — не национальная религия, а истина для всех народов. Но мы должны с изумлением и благодарностью переживать тот факт, что наша культура и наша история пронизана, более того, создана, православной верой.
Любой народ определяет себя через своих героев. Через тех, чья жизнь воспринимается как образец, тех, в ком люди (в данную эпоху, по крайней мере), видят славу своего народа, то, что данный народ принес в мир. Иногда целые народы впадают в тяжкое помрачение, как это было с нами после 1917 года, когда имена святых были вычеркнуты с географических карт, а города, улицы и площади переименовывались в честь бандитов и террористов.
Иногда люди видят славу своей страны в людях, несомненно, более достойных — ученых, поэтах, композиторах, художниках. Их помнят, их превозносят. Ничего дурного в этом нет — но есть и нечто лучшее.
Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную.
Лучше всего, когда люди определяют свой народ через его святых, не через земную славу, но через славу небесную. Когда мы помним, что у нас есть писатели, которых читает весь мир — и благодарны за это — но полагаем самым важным, что у нас есть святые, те, кто предстоят за нас в молитве перед престолом Божию.
Не каждому из нас дано быть великим ученым, поэтом или художником. Но каждый из нас призван послужить своему народу чем-то гораздо более важным — стремлением к святости. Народ нуждается в святых; в людях, которые будут всей душой и всем сердцем искать Бога и Его святой воли. Как искали ее до нас многие поколения святых, просиявших в нашей земле. И быть русским — значит быть их наследником
Сергей Худиев