Ленивое августовское солнце заливает светом болгарский городок Варну. Воскресенье. Жарко. Над городом плывет колокольный звон, созывая на Литургию православных христиан. Роскошный кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы в самом центре, на площади Мефодия и Кирилла.
— А что здесь служба на русском языке идет? — слышим разговор русских туристов, забежавших на минутку поставить свечку «за здравие». — Батюшка вон «Отче наш» читает, так я его понял от первого слова и до последнего, — удивляется мужчина.
— Так не на русском служба идет, — вполголоса отвечает им такая же русская туристка, — на церковнославянском. И у нас на нем служат, и в Болгарии. Мы же все православные. – И тут же прикладывает палец к губам, прося тишины.
Русских туристов в болгарских храмах узнать можно мгновенно – по покрытой голове. От традиции входить в храм, убрав волосы под косынку, в Болгарии давно отказались. Но наши люди хоть платком носовым, но голову покроют.
Исповедование православия в Болгарии началось в I веке. По преданию церкви, уже в эти года епископская кафедра имелась в городке Одесосе (как раз нынешняя Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865-м голу при святом князе Борисе.
В литургической жизни Болгарская православная церковь придерживается новоюлианского календаря, поэтому, когда в России вспоминали святых великомучеников князей Бориса и Глеба, в Болгарии готовились встречать Преображение Господне.
Признаться честно, влияние католицизма в Болгарской православной церкви все же ощущается и не только в ином шаге календаря, «легкомысленности» одежд.
Здесь никто не остановит, если заглянувшие туристы без благословения начнут фотографировать службу, иконы, священнослужителей.
Может, «слава Богу, что пришли»? А может – городок курортный, любопытствующих много, если всех одергивать, учить правилам поведения, то и молиться некогда будет?
На Литургии можно сидеть, причем это не греческие стасидии, на которые принято лишь чуть опираться локтями. Это удобные лавочки со спинками. И встают прихожане с них крайне редко.
«Символ веры» и «Отче наш» поет только хор – прихожане внимают. Для совершения Таинства исповеди в больших храмах выстроены конфессионалы, это закрытые исповедальни, где остаются один на один Господь, христианин и священнослужитель как свидетель раскаяния в грехах.
Возле икон не найти привычных подсвечников. Они, как правило, установлены возле стен и бывают только двух видов: за здравие и за упокой. Это четырехугольные массивные формы, наполненные песком и сверху залитые водой.
В Болгарии, пожалуй, как и во всем православном христианском мире очень почитают и любят святителя Николая. Только в одной малюсенькой Варне мы насчитали три храма в его честь.
День святого Георгия для Болгарии не только церковный, но и государственный праздник. 6 мая является днем храбрости и посвящен болгарской армии. Поэтому икона Георгия Победоносца, копьем поражающего змея, есть практически во всех болгарских храмах.
Не меньшей любовью пользуется у болгарских христиан Серафим Саровский и Матрона Московская, а также Лука Крымский.
Любопытно пишутся записки на проскомидию: сначала имя, затем — уточнение. Вместе привычного нам: «иеромонаха Игнатия, младенца Ивана, болящей Тамары» принято писать «Игнатия – иеромонаха, Ивана – младенца, Тамары – болящей». Причем листочков и ручек нет, записки под диктовку прихожан пишет сидящая за свечным ящиком сотрудница. Очереди перед началом Литургии выстраиваются солидные.
В советские годы Болгария считалась 16-й республикой, поэтому гонения властей церковь тоже не избежала. По всей стране были закрыты сотни монастырей, храмов.
Расположенный в курортном местечке святых Елены и Константина под Варной монастырь этой печальной участи не избежал.
Построенный в 16 веке, он укрывал под своими сводами сотни монахов. В начале 20-го века монастырь закрыли. Больше пяти десятков лет простоял он без молитвы и славословия, с забитыми окнами, уходя все глубже в землю.
А когда образумились и в Болгарии, от монастыря осталось одно название. Какой уж монастырь, когда в 50 метрах море, и все вокруг застроено отелями, спа-центрами, кафе и аттракционами. И полуголые люди то и дело заглядывают в церковные ворота. Какое уж тут спасение монахам?
Живет и служит в монастыре игумен Стоян. Каждый день ровно в 5 вечера читают акафист Пресвятой Богородице. Литургию служат только по воскресеньям. Среди Причащающихся не только местные жители, но и туристы, русские, в основном. Опять же несложно догадаться по покрытым головам и старательно обернутым вокруг талии палантинам.
Общину игумен Стоян собрал. Пока родители украшают храм к празднику, рядом — на пятачке, закрытом деревьями, гоняют в футбол молодые ребята и пару девчонок. Мальчишки в алтаре прислуживают, девочки поют на клиросе.
Старательно поют, но, признаюсь честно, все песнопения слились в непрерывно льющуюся на одной ноте молитву. Но Господь видит старания этой юной певчей, а нас простит за то, что так захотелось домой, в родной храм, где «Херувимская» звучит так, что хочется плакать, благодарить и молиться.