Слово в праздник второго обретения мощей прп. Серафима Саровского
Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В этот субботний вечер мы вновь, как и всегда, собрались в нашем храме. Собрались затем, чтобы, в первую очередь, спрятаться в этом укромном месте от всякой будничной суеты, от шума внешнего мира, от его неправды и горя, и провести субботний вечер наедине с Богом. И каждую субботу на всенощном бдении мы готовимся к грядущему воскресному дню, чтобы вновь и вновь пережить самое главное событие всей человеческой жизни – событие воскресения из мёртвых Господа нашего Иисуса Христа. Ведь именно этому событию посвящен каждый воскресный день года, поэтому они и называются – малая Пасха.
Саму Пасху мы праздновали уже давно. И наверняка каждый из присутствующих в этом храме без особых усилий может вспомнить ту необыкновенную радость, которая пронзила наши сердца в Пасхальную ночь, и еще долгое время переполняла нас в дни Светлой седмицы, исправляя наш взгляд на этот мир, заставляя видеть его немного иначе, чем мы привыкли. Мы видели его гораздо более светлым, окружающих людей видели лучше и добрее, чем мы обычно их видим. Можно сказать, что пасхальная радость, которую мы носили в наших сердцах, позволяла нам, по мере наших сил, видеть этот мир настоящим, таким, каким его и создавал Господь. И нас самих она делала настоящими.
Да, с течением времени мы эту радость теряем, со всеми вытекающими последствиями. Именно поэтому Святая Церковь призывает нас каждый воскресный день быть в храме – чтобы снова насытить сердце, напомнить сердцу о Пасхе, вернуться в правильную колею жизни. Можно сказать, что воскресное богослужение – это как духовный камертон, который настраивает нашу душу, наши мысли, чувства и поступки. Если этого не делать долгое время, то может начаться процесс потери человеческого образа.
И совпало так, что завтра мы празднуем память человека, который научился смотреть на жизнь реально – как она есть на самом деле. Имя этого человека – Прохор Мошнин, а мы его называем преподобный Серафим Саровский. Пройдя пусть сурового монашеского подвига, он пришел к тому, что при встрече с каждым человеком восклицал: «Христос воскресе, радость моя!». Для него Воскресение Христово было самой настоящей реальностью, настолько очевидной, что она переполняла его целиком. Это была реальность, о которой нельзя было молчать, потому что она требует свидетельства о себе. Реальность, которая всю вселенную пронизывает любовью Божьей, и когда человек, живущий этой реальностью, видит в каждом своём ближнем отблеск Божественного света. Это – самый главный урок преподобного Серафима всем нам. Он сложный, очень сложный, но не является невыполнимым – жить с постоянной радостью о Воскресшем Господе.
Мы все хотим жить в обществе, где бы нас окружали только хорошие люди, а плохих бы не было. Вот куда ни глянь – идет добрый человек, а злых и нет вовсе. И сколько было попыток построить такое общество – ни одна из них не увенчалась успехом. А у преподобного Серафима получилось. Он жил так, что его сердце всегда, ежедневно и ежеминутно, полыхала радость пасхальной ночи, и от этого он видел вокруг себя только хороших людей.
Поэтому и получается так, что только мы сами выбираем, среди каких людей жить – хороших или плохих. Не от людей зависит, а от нас самих. Поэтому нам так необходимо всегда посещать воскресное богослужение, посещать осмысленно, вновь и вновь открывая для себя ошеломляющую реальность воскресения Христова. И если в воскресный день мы вновь почувствуем, что наше сердце, как и в Пасхальную ночь, не может сдержаться и так и хочет сообщить кому-то светлую весть – Христос воскресе! – радуйтесь, потому что это значит, что мир вокруг нас стал немного лучше. Аминь.