

Сегодня, во вторую неделю после Пятидесятницы – особый день, когда мы вспоминаем всех святых земли Русской.
Этот праздник был установлен в страшный и темный час судьбы нашего народа и Отечества. Его учредил Всероссийский церковный собор, заседавший в Москве в дни Октябрьской революции. Начиналась эпоха небывалых гонений на Церковь, эпоха массового отречения от веры, веками определявшей мировоззрение нашего народа, а теперь заменявшейся культом безбожного материализма. Именно тогда последним своим свободным актом Церковь определила посвятить второе воскресенье после Троицы памяти всех святых, которые со времен Крещения Руси просветили и одухотворили своим подвигом нашу Родину. И это было как бы указание в грядущие тяжелые времена – какой Россией дорожить, о каком Отечестве хранить память.
«Не хлебом единым жив человек» – эти слова Христовы целиком и полностью раскрывают основной смысл праздника русских святых, праздника, который призывает нас вспомнить все лучшее, что у нас есть, вспомнить, в чем заключается призвание нашего народа.
«Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Эти слова в равной мере относятся и к каждому отдельному человеку, и к целым народам. Они означают, что всякая жизнь – и частная, и общественная, и национальная – определяется, в конечном счете, внутренним выбором. Можно жить ради того, чтобы рано или поздно купить автомобиль. Можно жить ради всевозможных достижений, силы, славы, всемирной власти. Можно жить только земным и жить ради земного счастья, маленького и ограниченного. Все это обуславливается эгоизмом, частным или всеобщим, и этот эгоизм наполняет мир страхом и ненавистью.
Вот именно поэтому и надо хоть иногда вспоминать, что мире всегда было, есть и будет совсем другое устремление, совсем другой способ жить в этом мире, что и показывают нам святые. Потому что только они являются образцами и носителями настоящей внутренней свободы, о которую разбивается земное всесилие зла, лукавства, страха и ненависти.
И целыми веками настоящее сокровище нашего народа заключалось не в великих достижениях и не в грохоте земной славы, а в поразительной духовной красоте русских святых. Доказательством тому является, хотя бы, древнерусская иконопись, которая до сих пор, и верующих, и неверующих, поражает глубиной и светом своего мироощущения. Достаточно вглядеться в иконы Андрея Рублева, чтобы уяснить, как люди, создавшие подобные иконы и молившиеся перед ними, понимали и осмысливали этот мир, эту жизнь и самих себя. Это – абсолютно другие люди, не имеющие ничего общего с людьми грубого материализма и потребления. У этих людей – другое «сокровище сердца», иные радости и печали, иные жизненные ценности. Да, эти люди, как и все остальные, во время своей жизни могут и грешить, и ошибаться, но они дышат другим воздухом, а в их сердце – всегда светлая печать о жизни нестареющей, о радости и мире в Духе Святом. От Антония и Феодосия Печерских до Серафима Саровского и даже до наших дней – русские святые являют всему миру подлинную сущности нашего народа.
И поэтому праздник Всех русских святых выходит за границы своего церковно-богослужебного значения и становится вопросом к каждому из нас – вопросом о душе, о последнем смысле, о последней ценности бытия нашего народа. Истинный дух нашего Отечества был рождён не в славных победах, научных открытиях, экономических успехах и прочих земных достижениях, которыми мы, без сомнения, гордимся – все эти достижения – это только следствие. Дух Отечества был создан и по сей день храним бесчисленным количеством русских святых – от Феодосия Печерского, возжегшего светильник духа в самом сердце Киева, и Сергия Радонежского, просветившего тьму северных лесов, до преподобного Серафима Саровского с его светлой пасхальной радостью и бесчисленных в своей безвестности тихих праведников наших дней, основанием всей своей жизни положивших призыв апостола Павла: Духа не угашайте.
Христос сказал: «Не хлебом единым жив человек, но и каждым словом, исходящим из уст Божьих» (ср.: Мф. 4:4), и не только один человек, но и целый народ. И во второе воскресенье после Пятидесятницы наши русские святые напоминают нам именно об этом.