Мы вступили в 6-ю неделю после Пасхи, называемую в церковном календаре Неделей о слепом. Неслучайно у каждой недели после Пасхи есть свое название. В каждый воскресный день Святая Церковь предлагает вниманию христиан определенные события Евангельской истории. Всех их объединяет одно важное свойство – они напоминают нам о тех важных духовных и нравственных ориентирах, которые, собственно, и делают христианина – христианином.
В неделю Фомину мы слышали рассказ, как один из апостолов не верил в Воскресение Христово до тех пор, пока Сам Господь не предстал перед ним и не предложил лично удостовериться, вложив пальцы в крестные раны. Христос не осудил Фому за неверие, но, обратившись к нам с вами, сказал – блаженны невидевшие и уверовавшие. Потому что быть христианином – означает, в первую очередь, целиком и полностью быть уверенным в невероятной, но вместе с тем действительно свершившейся победе жизни над смертью.
В третью неделю по Пасхе мы видели жен-мироносиц, которые, несмотря ни на что, пришли ко гробу своего Учителя, в то время, как ученики, те самые ученики, которые внимали Христу, видели Его чудеса и сами совершали их именем Христовым – прятались в страхе. Именно жены-мироносицы первыми услышали ангельский возглас «Радуйтесь!», стали первыми свидетелями воскресения Христова. Потому что быть христианином – это не пророчествовать, не проповедовать на разных языках и не передвигать горы – а хранить в сердце верность и любовь.
В следующую неделю мы слышали беспомощный вопль расслабленного у Овчей купели – «Нет у меня человека». В мире, где царит логичный и рассудительный эгоизм, где каждый стремиться получить добро в первую очередь для самого себя, где нет смысла оказывать друг другу помощь просто так, единственный настоящий человек – это Христос. Евангелие напоминает нам об этом, призывая подражать Христу, ведь чтобы быть христианином – надо для начала не забывать быть человеком.
В воскресенье на Божественной Литургии мы услышим Евангельское повествование о том, как Христос исцелил слепорожденного. На что же Церковь просит обратить наше внимание? Фарисеи, иудейские учители и ревнители Закона взбудоражены Христовым чудом. Это не укладывается в их мировоззрении – они не верят, что слепорожденный мог прозреть, не верят, что он вообще был слепым, не верят, что Бог может творить чудеса в субботу – день покоя. Они раз за разом будут допрашивать бывшего слепца в поисках подвоха, будут пытаться разубедить его, Христа назовут грешником. И через все Евангельское повествование красной нитью несколько раз звучит ответ исцеленного человека: «Я знаю одно – что я был слеп, а теперь вижу».
Давайте представим вместо слепого – человека, который уверовал во Христа, уверовал в воскресение и победу жизни над смертью. Его жизнь будет делиться на «до» и «после» — до определенного момента он был слепым, но понял это только после того, как в его жизни появились истинные Свет, Радость и Жизнь – в вере во Христа. И пусть этому человеку все говорят, что он неправ, что он заблуждается. Что он зря тратит время, когда идет в храм. Что он бессмысленно соблюдает свои посты. Что он глуп, если соблюдает старые заповеди в этом современном мире. Что чудес не бывает.
«Я знаю одно, самое настоящее чудо, — ответит этот человек. – Что я был слеп, а теперь вижу». Подобное чудо некогда произошло с каждым из нас – иначе мы не стояли бы сейчас в этом храме. Радость этого прозрения обновляется в нашем сердце каждый год, в светлую Пасхальную ночь, когда мы едиными усты и единым сердцем провозглашаем возглас победы «Христос воскресе», когда свидетельствуем, что однажды увидели Свет, подобного которому нет во всем мире, и познали радость, которую ни с чем в этом мире не сравнить.
И это – самая большая ценность, и самое великое чудо, которые есть в нашей жизни. Именно об этом Святая Церковь просит нас не забывать в неделю о слепом.