Зимний сезон, сезон простуд, становится настоящим испытанием на прочность семей, ведь когда болеют дети, обнажается множество проблем. От самых насущных: с кем оставить ребенка, когда и маме, и папе нужно быть на работе, до глубинных: как ребенок научился манипулировать взрослыми и как распознать, болит по-настоящему или это лишь способ добиться внимания взрослых.
Директор Воскресной школы Спасского прихода, ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, отец пятерых детей Игорь Тихоновский делится своим опытом проживания семей в такие непростые периоды.
– В сезон простуд дети в школе и детском саду часто заболевают и остаются дома. Какие советы Вы бы дали родителям на это время? Как организовать быт, учебу и молитву в семье?
– Ситуация во многом зависит от семьи, от возраста ребенка. Давайте рассмотрим разные случаи. Если это подросток 12–14 лет и заболевание не серьезное, то он может остаться дома один, а родители пойдут на работу, не беря больничный по уходу за ребенком. Или, например, дети еще маленькие, и один родитель работает, а другой остается дома. Понятно, что в каждой семье, особенно в многодетной, выстроен свой график, когда дети идут в школу, в детский сад, а родители заняты делами. В случае болезни ребенка всё меняется.
Когда дети не идут в садик или в школу, дома им часто не хочется ничего делать, только лежать или играть. Однако очень важно в это время, чтобы ребенок оставался в тонусе. Да, он болеет, плохо себя чувствует. Но ребенка все равно нужно стимулировать на учебу, чтобы за дни недомогания он не расслабился. Часто происходит так, что дети выходят из графика, нарушается сон, а потом случаются срывы, истерики. Психика у детей очень чувствительная, и любая дополнительная нагрузка опасна нервными срывами. Это беда современных детей, которые много времени проводят в гаджетах. Дело в том, что от просмотра визуального контента, даже развлекательного, мозг очень быстро устает. И когда ребенок «выныривает» из этого развлекательного контента, резко включается в учебу, такая нагрузка провоцирует срыв. Потому что мозг устал и происходит резкая стимуляция внимания, нужно сосредоточиться. В ответ на это ребенок предлагает снова не ходить в школу, опять жалуется на недомогание. Если родители не организовали спокойное постепенное домашнее обучение во время болезни, то неизбежно будут срывы, конфликты на этой почве, особенно в подростковом возрасте.
– Ребенок же может быть манипулятором, жаловаться на головную боль и недомогание, чтобы не делать уроки и не помогать по дому. Как распознать, правда ли болит, или хитрит чадо?
– Если поступает такой сигнал от ребенка, то нужно дать ему возможность остаться дома, полежать, но именно отдохнуть, а не смотреть в телефон. Мы дома в таких случаях просто отбираем телефоны. Через час, иногда даже раньше, ребенку становится скучно, хочется чем-то заняться, и сразу становится понятно, как себя ребенок чувствует на самом деле. Но насильно заставлять ни в коем случае нельзя. Не нужно говорить: «Я тебе не верю! Ты меня обманываешь!» Это вопрос доверия. Ребенок может тебя обманывать, и ты можешь это понимать, но ты не должен ему об этом говорить, потому что это вопрос любви и доверия тебе. Например, если я своей дочери-подростку начну говорить, что она меня обманывает, кроме конфликта, слез и рыданий, я ничего не получу. Лучше пойти навстречу, попытаться поддержать. Очень важно в этой ситуации что-то подарить.
– Сделать подарок несмотря на то, что ты знаешь, что ребенок тебя, скорее всего, обманывает?
– Да, именно так. Ребенок знает, что ты понимаешь, но ты все равно показываешь любовь. Это очень непросто, но это реально. Конечно, это не значит, что нужно каждый раз дарить какие-то подарки. Можно предложить свою помощь, накормить, облегчить симптомы болезни. Подростку, когда он поссорился со всеми, когда его не понимают, очень важно пойти навстречу. Ничего не требуя взамен, ты оказываешь ему такой знак внимания. Это парадоксально, но работает.
– Если мы говорим про воцерковленную семью, когда ребенок болен, как поступать с молитвенными правилами? Продолжать их соблюдать или сделать перерыв, пока не улучшится самочувствие?
– Я не вижу проблемы помолиться лежа, если ребенок устал, плохо себя чувствует. У нас в семье так: либо он сам читает молитву, либо мы читаем за него. Ребенок не обязательно должен стоять или сидеть, может лежать в это время и готовиться ко сну.
– Когда ребенок приболел и с ним может остаться один из родителей, то можно проконтролировать, сделал ли он домашнее задание, чем занимается. А если подростки остаются дома одни с телефонами, телевизорами и другими развлечениями, как быть в этом случае?
– Это уже сложнее. Телефон отобрать нельзя, потому что нужна связь. У меня в детстве так было, я приходил из школы один. Тогда и телефонов никаких не было, и все равно как-то меня контролировали. Нужно заранее проговаривать такие моменты и не пускать ситуацию на самотек, если ты понимаешь, что ребенок может часто оставаться один. Например, поставить условие, что к приходу родителей все уроки должны быть сделаны.
– В таком случае, как правило, ребенок может весь день заниматься своими развлечениями и только перед самым приходом родителей впопыхах сделать домашнее задание. После чего получит нагоняй и еще раз сядет за уроки уже основательно.
– Это, к сожалению, частая история. Поэтому нужно с детства воспитывать прилежность в учебе, в подростковом возрасте может быть уже поздно. И все равно нет гарантии, что ребенок в какой-то момент не потеряет интерес к учебе.
– Если я ухожу на работу и знаю, что у меня дома сидит ребенок и он ничего не будет делать, как стоит поступить?
– В подростковом возрасте единственная возможность как-то воздействовать на ребенка – это общение. Нужно говорить и показывать ежедневно свою любовь. Это очень тяжело, но это единственный способ, чтобы он запомнил это, когда вырастет. Он может не слушать, ты можешь не быть для него сейчас авторитетом, но говорить все равно нужно. Как одна девочка в 22 года спросила свою маму, как она пережила ее подростковый возраст, и мама ей ответила, что только с помощью любви. Наказание вызовет лишь отторжение. Ребенок только больше закроется и замкнется в себе.
– Как родителю справиться с собой, когда он возвращается с работы домой и видит, что дома бедлам, уроки не сделаны? Как не сорваться от усталости и досады?
– Вариант достаточно простой: нужно чего-то лишить ребенка. Например, не дать в школу денег с собой или отобрать смартфон и выдать кнопочный телефон. Ты не кричишь, не бьешь, не лишаешь его чего-то жизненно необходимого, но ты его в чем-то, что для него важно, ограничиваешь. Нужно объяснить ребенку, что ты устаешь, ты работаешь, тебе не хватает сил, и предложить тебе помочь.
– Как найти грань между тем, чтобы проявить свое доверие и любовь, и строгостью, без которой воспитание невозможно?
– Безусловно, строгость нужна, иначе ты превратишься не в родителя, а в младшую сестру или брата. Это разные ситуации, когда ребенок действительно плохо себя чувствует или просто сидит дома один. Мы говорим о подарках, когда ребенок болеет, на что-то жалуется, ему тяжело. Может быть, что-то случилось в школе, о чем он не хочет говорить. Здесь важно выйти на доверие с ребенком. А когда он нормально себя чувствует и при этом не слушается, то это другое дело. Если ребенок серьезно болеет, ты все равно не пойдешь на работу. Ты пойдешь только тогда, когда он сам себя может обслужить и самоорганизоваться. Это нужно отслеживать и понимать, каковы могут быть причины и в каком психологическом состоянии ребенок находится в данный момент.
Нужно быть очень внимательным к детям и следить за знаками, которые они подают. Ребенок может говорить, что у него болит живот, а на самом деле хочет, чтобы его просто обняли и поцеловали. Недавно у моего сына был день рождения, средняя дочь Ксения осталась дома, и вместе с мамой они делали торт. Она впервые участвовала в этом, и именно в этом проявилось ее желание быть с матерью. И неважно, что они будут делать вместе, – убирать, готовить, мыть посуду. Важно, что они будут делать это вместе. В любом возрасте важно побыть наедине, пообщаться, посекретничать. Особенно в многодетных семьях, где не всегда всем детям получается уделить достаточно внимания.
– Еще одна возможная ситуация, когда при болеющем ребенке подключаются к помощи бабушки и дедушки. Они могут быть прекрасными воспитателями, но, как правило, старшее поколение детей балует. И возникает ситуация, когда ребенок воспитывался родителями в системе, где есть определенные запреты, правила, а приходит бабушка, и начинаются послабления. Это допустимо?
– Вопрос не в том, расслабить ребенка или не расслабить. Что касается бабушек и дедушек, самая главная проблема, которая встречается, это когда политика бабушек и дедушек отличается от политики родителей в отношении детей. Если бабушки и дедушки имеют противоположное родителям воспитание и образ жизни, то это проблема. Ребенок возвращается от старших родственников к родителям и начинает закатывать истерики. От этого очень подрывается авторитет родителей. У ребенка начинается поиск правды, что провоцирует конфликты между родителями и детьми. Это в первую очередь бьет по детям. Они любят и бабушку, и дедушку, и маму с папой. А если они противоречат друг другу, что делать? Кому верить? Бабушке и дедушке стоит объяснить, что если они не готовы делать так, как считают родители, то лучше не надо помогать. Они могут пообщаться, но на долгий период это неполезно. Можно побыть у бабушки несколько часов, погостить и уехать. А если оставлять ребенка надолго, то могут возникнуть проблемы, которые разбирать придется не один год. Важно не позволить случиться этому конфликту и сначала поговорить родителям с бабушками и дедушками. При детях вести такие разговоры нельзя. К сожалению, жизненные обстоятельства часто приводят к этому. Старшему поколению, воспитанному в советское время, свойственна напористость, они считают, что всегда правы, всё знают. А если ты не согласен с ними, значит, ты не прав и учишь детей неправильно, а они знают, как надо. И ты никогда ничего им не докажешь и не объяснишь. С такими бабушками и дедушками можно общаться в присутствии мамы и папы.