Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Мы стоим на пороге великого и радостного праздника Рождества Христова. Вместе с волхвами мы путешествовали к этому событию по пути Рождественского поста. Вместе с ангелами и пастухами сегодня уже славословим Бога. Потому что предвечный Бог родился ради нас в образе ребенка.
Сегодня апостол и евангелист Матфей рассказал нам о событиях Рождества Христова. Но еще немного раньше, в последнее воскресенье перед Рождеством, на Божественной Литургии апостол Матфей рассказал нам родословную Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. И как бы удивительно это не звучало, но в этом долгом перечислении людей, о которых почти ничего не сказано в самой Библии, заключено христианское учение о Боге, о мире, и о человеке.
О чем же нам говорит эта длинна родословная? Прежде всего о том – и это бесконечно важно для христианства, – что Рождество Христово имеет историю земного, человеческого приготовления, что оно плод не только Божественной инициативы, но и человеческой свободы, человеческого стремления и усилия.
Для христианства Ветхий Завет – это книга (или, вернее, собрание многих книг) об истории миpa с сотворения его Богом до рождения в нем, вхождения в него того же Бога, это рассказ о постоянном пересечении, постоянной встрече Божественной любви с человеческой свободой. Конечно, это не история в строго научном понимании этого термина, а символический рассказ, где упоминается только то, что понемногу раскрывает глубинные вехи истории: сотворение миpa, его отпадение в грех и зло и наконец спасение.
А постепенно раскрывающийся в этих вехах смысл как раз и состоит в утверждении человеческой свободы, свободного приятия человеком воли Божией и его ответной любви на любовь Божию. В каждом человеческом поколении Священная история отмечает людей, не только живших верой и любовью к Богу, но и обращенных этой верой к грядущей встрече человечества и Бога, к конечному соединению Бога и человека. И главное в истории их отношений то, что Бог не насилует, не порабощает человека, а хочет одного: чтобы тот свободно узнал Его в земной истории, понял и полюбил Божественный замысел, стал свободным сотрудником Бога.
Чтобы узнать и полюбить Бога в Ребенке, родившемся от никому не ведомой Девы, необходимо было явиться тем людям, которые из поколения в поколение углубляли свое духовное видение, были открытыми действию Духа и явлению небесного в земном. Сколько нужно было верности и любви, праведности и послушания, чтобы возможно стало появление на земле Девы Марии, Чей образ навеки запечатлен в человеческой памяти и любви! Родословная Христа есть утверждение того, что не только Бог по безмерной любви Своей хотел спасения забывшего о Нем человека, но и в самом человечестве нарастала тоска об этом спасении, стремление воссоединиться с Источником жизни.
И поскольку не о физиологической, не генетической наследственности идет речь, а о духовной преемственности веры и любви, послушания и праведности, то и родословная говорит не о физическом отцовстве, а в духовной принадлежности к семье Божией, в Боге и Богом живущей, плод которой составляют также Иосиф и Мария. Именно в этой семье Божией, созданной многими поколениями людей, открытых небу, которые оставались верными высокому призванию человека, рождается и возрастает Христос. Мы ничего не знаем из Евангелия об Иосифе, кроме того, что он «был праведен», что этой праведностью было пронизано и его обручение Марии, и его отношение к таинственному и превосходящему земной разум событию, свидетелем и хранителем которого ему суждено было стать. Итак, смысл родословной Христа в том, что она соединяет Рождество Господа со всей человеческой историей. Всё в миpe связано своего рода круговой порукой – и добро и зло. Как зло отравляет духовный воздух, отражаясь на всех нас, так и всякое добро, всякая праведность, даже неведомая миру, создает ту атмосферу добра и света, в которой возможно начаться нашему избавлению от зла и возвращению к Богу.
И потому так важно в этот предрождественский вечер внимательно вглядеться духовным взором во все подробности евангельского рассказа о Боге-Младенце и распознать в них столь часто забываемую нами правду о себе. Родословная Христа, этот длинный ряд имен, многим из нас ничего не говорящих, свидетельствует, что на земле, в потемках греха и зла, постепенно нарастал свет веры, надежды, любви, который и подготовил мир к рождению в нём Богомладенца.
Аминь. С наступающим праздником Рождества Христова.