На всенощном бдении, накануне Недели о блудном сыне, во время полиелея все молящиеся слышали пение псалма «На реках Вавилонских». Этот псалом повествует о страданиях еврейского народа в вавилонском плену. Они попали в него в 598 году до Р.Х., когда вавилонский царь Навуходоносор жестоко подавил иудейское восстание, и увез в рабство десятки тысяч израильтян. Пленение длилось 70 лет до правления вавилонского Царя Кира, который в конце концов позволил иудеям вернуться на Родину.
Существуют различные мнения по поводу того, кто является автором 136-го псалма. Сильная ностальгия по родине, ярко выраженная в его содержании, побуждает думать, что автором был один из иудейских пленников, который дожил до момента освобождения в 538 году до Р.Х. и вернулся в разрушенный Иерусалим. И, несмотря на то, что этот псалом не принадлежит авторству святого царя и псалмопевца Давида, благодаря своему уникальному и духовному содержанию, он был включен в состав Псалтири и в богослужебный Устав.
На реках Вавилона, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, среди него, повесили арфы наши.
На каких реках сидели плененные иудеи? Дело в том, что сельское хозяйство Ближнего Востока было связано с системой орошения, другими словами – с системой водных каналов, без которых в условиях жаркого и засушливого климата было сложно что-либо вырастить. Рытье каналов для воды было самым трудоемким и мучительным делом. И именно на эти работы царь Навуходоносор отправил плененных иудеев. Вот на каких «Вавилонских реках» евреи плакали и тосковали по утраченной родине и своей главной святыне – Иерусалимскому храму, который был разрушен войсками Навуходоносора.
Единственной памятью о нем были музыкальные инструменты – простейшие арфы, которые раньше использовались на богослужениях в Иерусалимском храме. Часть из них иудеям удалось сохранить в плену. Они дорожили ими, и, чтобы уберечь от влаги и повреждений, не ставили их на землю, но аккуратно вешали на ветки деревьев.
Там пленившие нас требовали от нас слов песней: пропойте нам из песней сионских.
Вавилонские конвоиры, которые следили за работой пленников, то ли ради забавы и глумления, то ли из праздного интереса, потребовали у иудеев спеть их песни. Но вся музыка иудеев была тесно связана с верой и богослужением, и они ответили жестким отказом:
Как мы споём Господню песнь на чужой земле? Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука, пусть прилипнет к гортани язык мой, если не вспомню тебя, если не будет Иерусалим причиной радости моей.
Вероятно, за такое неповиновение иудейские пленники были наказаны. Но это еще сильнее их утвердило, и они дают клятву претерпеть еще большие беды, если забудут свою святую Родину.
Помяни, Господь, Едомским сыновьям, когда они говорили в день разрушения Иерусалима: «Разрушайте, разрушайте его до основания».
В этих стихах иудеи призывают Господа запомнить и отомстить за поступок сыновей едомских. Едомские сыновья, они же Идумеи – на самом деле ближайшие родственники израильтян. Они были потомками Исава, который был братом Иакова – отца 12 израильских патриархов. Идумеи всегда враждовали с израильтянами. Во время разрушения Иерусалима они примкнули к вавилонским войскам, помогая в опустошении Святого города. Писание сохранило свидетельство, что в тот день именно идумеи сожгли Иерусалимский храм.
Дочь Вавилона, окаянная! Блажен, кто воздаст тебе за твои деяния, которые ты совершила с нами; блажен, кто возьмёт и разобьёт твоих младенцев о камень.
Дочь Вавилона – это собственно столица всего царства. В то время этот город был самым могущественным, самым развитым и богатым среди всех. И, как следствие – самым порочным. Церковь показываем нам Вавилон как символическое олицетворение страстей и греха, которым человек порой так легко сдается в плен. Но что за жестокие слова о младенцах, которых надо разбить о камень? Эти слова псалма так же символичны, как и предыдущие – младенцы Вавилона – это грехи, с которым надо бороться и которые надо уничтожать в самом зародыше, разбивая о камень. Когда блаженного Августина спросили, что это за камень – он ответил словами апостола Павла из послания к Коринфянам: Камень же был Христос (1 Кор 10, 4).
136-й псалом звучит в храме всего несколько раз в году, в преддверии Великого Поста, и поэтому нам всем очень важно понимать его содержание и глубокий духовный смысл.