«Начало нашего спасения» — так Церковь называет день Рождества Богородицы. Спасение человечества совершается Сыном Божиим, но для того, чтобы в мир пришел Спаситель, должна была родиться Пречистая Дева. Поэтому, в святоотеческом понимании, в день Рождества Пресвятой Богородицы – полагается начало нашему спасению. С Рождеством Пречистой Девы в этом мире рождается и надежда на скорое избавление человека от рабства греху и смерти, предчувствие, ликующая радость скорой встречи с Самим Богом. Поэтому, богослужебный текст называет Матерь Божию «зарей нового дня».

В многочисленных иконописных образах, в поэтике богослужебных текстов, мы видим как любуется христианский мир образом Богоматери; как значимы и выразительны Её ветхозаветные прообразы: Купина Неопалимая, Лествица от земли до неба по которой Бог сходит в мир, Врата Райские…

В православном почитании Богородицы, все одухотворено, все пронизано удивительным светом, все свидетельствует об истинной красоте и духовной высоте человеческой природы по замыслу Творца. Но для того, чтобы родился в этом мире человек столь совершенный –необходим был путь многих поколений праведников в народе Божием, «века человеческой веры …, поколения людей, искавших и обретавших смысл жизни не в низменном, но в высоком». И в праздник Рождества Богородицы мы празднуем «увенчание многовекового, хотя и невидимого миру приготовления, роста, созревания…». Рождение Богоматери подготовлено всем ходом человеческой истории…, и в этом факте мы видим, что «не безнадежна жизнь, не безнадежно человечество, не безнадежен мир», если наряду со злом удалось им вырастить и явить эту красоту и совершенство.

Евангелие не рассказывает об этом событии, но в предании Церкви чудесным образом сохраняются и передаются из поколения в поколение история Её рождения, имена Ее родителей – Иоакима и Анны, и «духовно восстанавливается образ дня», когда родилась Та, Кому суждено было стать Матерью Бога.

Это праздник «тайной истории…», истории сокровенного роста добра и любви, духовной чистоты. «Это праздник человеческого ответа на призыв Бога, ибо в лице Марии все человечество наконец говорит Богу «да!», принимает всю высоту и глубину Его замысла о миpe. В Марии сияет тот образ человека, какой хотел видеть, создавая его, Сам Бог. В Ней смирение претворяется в свободу, верность – в силу, послушание – в царскую власть. «Радуйся, Царице!» – поет Церковь…».

Праздник Рождества Богородицы зовет каждого из нас всмотреться в вечную, истинную красоту образа Божия в человеке, которую затмить и осквернить ничто в миpe не способно.

*(Источники: «Рождество Пресвятой Богородицы : Антология святоотеческих проповедей» / Автор-составитель Петр Малков; «Беседы на Радио «Свобода»» / протопресвитер Александр Шмеман)