Каждая неделя Великого Поста связана с неким важным событием, произошедшем в истории Церкви. Прошлый воскресный день – Торжество Православия – напоминает нам о том, как Святая Церковь, находясь между двумя крайностями в вопросе почитания христианами икон – от откровенно языческого поклонения доске и краскам на ней до абсолютного отрицания каких-либо икон – на Вселенском Соборе сформулировала единый для всех христиан принцип «Честь, воздаваемая образу — восходит к первообразу» которым мы руководствуемся и по сей день.
Эта неделя Великого поста, которая связана с именем святителя Григория Паламы. Что мы о нем знаем? Он родился в Константинополе в семье аристократов, получил блестящее образование, принял монашество на Афоне, позже был епископом города Фессалоники. Еще его имя связано с крупным богословским диспутом, известным также как «Паламитские споры», в результате которых мнение святителя Григория было признано Церковью как истинное, а позиция его оппонентов объявлена еретической. В процессе споров было написано множество богословских трудов, такое количество – что только из них можно собрать небольшую библиотеку. Но такие события – явление для Церкви не новое, отчего же именно Григорий Палама вспоминается на 2-й неделе Великого Поста?
Мы не будем тратить силы и вникать во все глубины данного богословского вопроса – за нас это сделал святитель Григорий – но коснемся главного. По учению святителя, каждый христианин имеет возможность ощутить реальное присутствие Бога, почувствовать то, что святитель Григорий Палама назвал Божественными энергиями, а в Евангелии описано как свет, исходящий от Христа на горе Фавор. Именно этот Божественный Свет видели афонские монахи при усердной молитве, о чем также свидетельствует Григорий Палама.
По учению святителя Григория каждый христианин способен коснуться Бога в своей жизни. Почувствовать «Божественную энергию, как называл это Григорий Паламы, и то, что в Евангелии описано как свет, исходивший от Христа на горе Фавор. Это свет видели афонские монахи, о чем и свидетельствует Григорий Палама.
В сравнении афонскими монахами наше сердце слепо, но даже слепой может почувствовать сияние. Пока наше сердце живо – оно всегда будет реагировать на присутствие Бога рядом с нами. Слова Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят» — как раз об этом. Но на что похоже присутствие Бога и как его распознать?
Обратимся к Библии. В 3-й книге Царств описано явление Господа пророку Илие (глава 19)
Господь сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра [и там Господь].
Любой христианин после принятия Святых Христовых тайн чувствовал внутри себя удивительную тишину чувств на фоне простой и светлой радости.
Но не только после Причастия мы можем услышать этот свет. Простили обидчика. Помирились после ссоры. Просто так сделали доброе дело. Пожалели обиженного. Накормили голодного. И легкость сердца свидетельствует о Его присутствии.
Порою Господь к нам ближе, чем кажется. Но только не всегда мы готовы почувствовать Его тихий свет на фоне шума нашей жизни. Именно об этом напоминает нам святитель Григорий Палама во 2-ю Неделю Великого Поста.