Неделю четвертую по Пасхе Православная Церковь называет Неделей о расслабленном, так как здесь вспоминается евангельское зачало, читаемое на Литургии, именуемое в богослужебной практике «о расслабленном» (Ин. 5:1–15). Оно повествует нам о том, что возле Иерусалимского храма была некая купель, называемая по-еврейски «Вифезда», что переводится как «дом милосердия (исцеления)». Данная купель представляла собой бассейн, наполненный водой, к которому вели пять крытых притворов.
Находилась эта купель в Иерусалиме у Овечьих ворот, через которые, как вероятно, прогонялись к храму жертвенные животные, или близ них был рынок, где продавались и покупались волы и тельцы, овцы и козы для жертвы всесожжения, мирной жертвы, жертвы за грех или жертвы повинности. Купель Вифезда использовалась и как хранилище воды для жителей Иерусалима, и как место омовения жертвенных животных. Первый историк Церкви Евсевий Памфил пишет в начале IV века, что «Вифезда – купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется Овчий, по причине жертв»
В этой купели, как повествует Евангелие, по временам совершалось чудо. Святой Ангел входил в купель, и тогда вода в ней начинала словно бы кипеть, бурлить. Если первый больной входил в этот момент в воду, то он исцелялся от своего недуга, вне зависимости от вида болезни или ее тяжести.
Здесь же в одном из притворов лежал некий расслабленный, т. е. человек, разбитый параличом, который не мог пошевелиться. Он болел своей болезнью 38 восемь лет, как повествует нам о том святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Ни родственников, ни друзей у него не было. Как он сам говорил Спасителю: «Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). В этих тяжелых словах Евангелие раскрывает нам всю тяжесть одиночества больного.
Этот больной, быть может, десятки лет пролежал в Овечьей купальне. Вокруг него неслась жизнь шумной столицы Иудейского царства. Тысячи людей проходили подле него, спеша принести жертву в храм. Но не нашлось человека, который бы совершил главную свою жертву – жертву милосердия, сострадания, любви. Не нашлось человека, который бы помог ему дойти до купели, куда сходил Ангел.
Но что еще можно сказать об этом человеке, который 38 лет в одиночестве ждал исцеления? Мы можем обратить внимание на его великую надежду, терпение и то, что он доверял Богу. Вспомним Иова – великий праведник, имевший богатство и почет среди людей, который в один миг, без причины, потерял все что имел. И вот когда он сидел, пораженный проказой и пытаясь почесать зудевшие язвы черепком от глиняного горшка – его жена и друзья говорили ему – все, Иов, похули Бога и умри. Но Иов им ответил – «неужели доброе буду принимать от Бога, а злого буду?»
Так и этот расслабленный не отчаялся, не начал унывать, не озлобился за все свои долгие 38 лет болезни. Он смиренно терпеливо ждал, надеясь на чудо, а значит, на Бога.
Господь исцеляет его. Уже не нужно схождение ветхозаветного Ангела в купель. Сам Бог воплотился в человеческую природу. Исполнился Ветхий Завет. Началась эра Нового Завета. Бог пришел к человеку, чтобы исцелить его. Он повелевает расслабленному встать, взять постель свою и ходить. Зачем это делается? Затем, чтобы исцеленный засвидетельствовал великое чудо спасения Богом человека. Вот исцеленный, вот постель, на которой он лежал в болезни долгие годы. Это не призрак. Это реальный человек. А постель – это вещественный рассказ о его жизни, о его исцелении.
И вот, он берет постель (вероятнее всего это была циновка или ковер), на которой пролежал возле купели 38 лет, и идет с ней по Иерусалиму. Была суббота, и иудеи, встретив его, сказали: «Сегодня суббота, не должно тебе брать постели».
Откуда возник этот запрет на перенос вещей в день субботний? В книге Исход мы читаем: «А в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, поскольку собирают в прочие дни» (Исх. 16: 5). Накануне Субботы, в шестой день, евреям, бродившим по пустыне после перехода Чермного моря, надо было собирать вдвое больше небесной манны, потому что на седьмой день (в субботу) ее не было, и этого нельзя было делать в другие дни. Так Господь в своем жестоковыйном народе воспитывал преданность к Себе и веру в Попечительство Божие над Своим верным творением. Со временем мудрецы иудейские решили, что только то, что заранее приготовлено к Субботе, можно перемещать с места на место в этот день. Вещи, к Субботе не готовые, попали под запрет по причине простого опасения: перенося с места на место вещи и инструменты, специально предназначенные для действий, человек, забывшись, может употребить их по прямому назначению. Поэтому мудрецы разрешили перемещать их только для того, чтобы совершить с их помощью исключительно разрешенные действия: например, если нечем разбить орех, можно сделать это молотком. Но перемещать предметы для других целей было запрещено. Так, например, если перед Субботой тот же самый молоток был забыт в таком месте, где он может пропасть или испортиться, в Субботу нельзя было заносить его в надежное место.
Так вот, эти иудеи, книжники и законники, сказали исцеленному: — Почему ты ходишь, почему ты берешь свою постель в субботу? Они не сказали: «Как здорово, что ты исцелился! Да, иди и возблагодари Бога!» Нет, их интересовал только формализм закона, утверждавшего, что в субботу работать нельзя. Они приносили в жертву человеческое существо ради соблюдения этого закона. И спросили его: – Кто тебя исцелил? Сначала исцеленный не знал, что им сказать. Но когда Иисус встретил его в храме, то он пошел к иудеям и сказал:– Вот, это Иисус исцелил меня!
Это не было доносом, наводившим иудеев на след Иисуса, это было желанием объявить во всеуслышание: «Этот Человек мне помог! Он меня исцелил! Он был рядом со мной в беде!»
В наши дни расслабленность остается бедой многих; и чаще всего она не связана с физической болезнью. Есть люди, очень немощные физически, но полные духовной силы. Однако гораздо чаще бывает наоборот: с телом все в порядке, проблемы с душой.
Человек «не может себя заставить» делать необходимую работу, выполнять свои обязанности, особенно огромные затруднения возникают в молитве и хождении в храм Божий.
Люди могут слышать тяжкие упреки от других и горько укорять самих себя, но остаются при этом в расслаблении, когда грань между «не могу», «не хочу» и «не могу захотеть» оказывается размыта. Иногда это результат пережитой травмы, болезненного столкновения с жизнью — предательства, обиды, тяжелого личного провала. Иногда — просто неспособности справиться с повседневным стрессом.
Эта расслабленность может отнимать у человека многие годы, даже всю жизнь, когда человек живет кое-как на минимуме возможных усилий: трудится как можно меньше, да и то, потому, что его принуждают к этому обстоятельства или другие люди, а оставшееся время проводит, лежа на диване. Человек может потратить свою жизнь на «ничто», потому что у него нет сил на «что-то»
И вот такая расслабленность может оказаться еще трагичней физической, потому что физическая, по крайне мере, очевидна, а душевная вялость может маскировать себя.
Господь может это исцелить, и в Писании мы видим, как Он это делает. Он провозглашает Свою власть, отдает повеление: «Встань и ходи!» Вера, спасительная вера — это признание за Господом такой власти. Наше тело, наша душа, наше время, наши способности и возможности даны нам для реализации в своей жизни Христовых заповедей – что кардинальным образом способно изменить нашу жизнь.
Даже если мы пролежали годы в бессмысленном расслаблении, мы можем встать и ходить — и обрести новую, полную достоинства, надежды и смысла жизнь во Христе.