Проповедь иерея Андрея Бойчуна на поздней Божественной Литургии.
Во Имя Отца, и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний воскресный день на языке церковного Устава называется Неделя по Рождестве Христовом, и Святая Церковь особо прославляет тех людей, благодаря которым стало возможно Боговоплощение. Это Иосиф Обручник, царь Давид и Иаков, брат Господень.
Вчера мы говорили о Божьей Матери. О том, что если бы не Она, то невозможно было бы прийти Богу, невозможно было бы Ему стать человеком. Потому что Бог не мог воплотиться от простой девушки. Нужна была самая чистая дева, которая не имела бы даже тени греха в своих помыслах.
А в сегодняшний день мы прославляем святого праведного Иосифа Обручника, который обычно стоит в тени. И мы мало что о нём знаем из Священного Писания. И, наверное, редко обращаемся к нему с молитвой. В этот святой день хотелось бы сказать несколько слов о величии этого человека. Одно то обстоятельство, что Сын Божий Господь наш Иисус Христос называл святого праведного Иосифа папой – уже должно говорить нам о величии этого человека.
Он был обычным плотником, но был настолько праведным, что, когда ему обручили Деву Марию (а он уже был женат, у него были взрослые дети, он уже был старцем), и когда он увидел, что Она беременна (а Иосиф не знал, что она зачала от Духа Святого), он просто, по своему смирению, по своей праведности, захотел Ее тайно отпустить.
Нужно пояснить, почему он принимает такое решение. По Закону Ветхого Завета, который охранял народ израильский от блуда, от всех тех грехов, которые сейчас безнаказанно совершаются, и даже пропагандируются в нашем обществе, во времена Иосифа за любое совершение блуда девушку побивали камнями. Т.е. по иудейскому Закону, Божию Матерь ждала страшная смерть, и не было бы у нас Боговоплощения. Ведь никто ещё кроме Неё не знал, что Она зачала от Духа Святого, и могло быть только одно объяснение Её беременности – грех. Но Иосиф, будучи праведным, будучи смиренным, по простоте своей не осуждает её. Вот чему мы можем научиться – чтобы никого никогда не осуждать. Потому что иногда нам кажется, что вроде бы всё понятно – вот человек очевидно согрешил, надо его осудить и наказать…
А величие Иосифа в том, что он, видя явный грех (ему ещё неизвестно о сверхъестественном зачатии), но по своему смирению, по чистоте своего сердца решает тайно отпустить Её, чтобы спасти Ей жизнь. И вот тогда начинает открываться ему тайна Божия. Ему является Ангел Господень и говорит: «Иосиф, не бойся принять Марию, которую тебе обручили. Она не согрешила, Она – святая, она Дева и зачала во чреве от Духа Святого». И дальше ангел говорит, что родится Спаситель, который спасёт людей Своих от грехов их. Для Иосифа слишком много тайн было в его жизни, но он смиренно их принимал. Когда нужно было что-то делать – ангел говорил Иосифу делать, и он тотчас это исполнял, и не сомневался.
А дальше – еще другое испытание. Родился Спаситель, пришли пастухи – поклонились, ангелы воспели славу Ему, волхвы принесли свои дары. И казалось бы – всё хорошо. Иосиф счастлив, он служит Мессии. А потом является Ангел и говорит: «Иосиф, бери младенца и Матерь Его (не просто маму с ребенком, а в порядке старшинства – сначала младенца, а потом мать) и беги в Египет, потому что хотят убить младенца». И мог же Иосиф усомниться – что это за Мессия такой, Которого нужно спасать? Вроде бы Спаситель родился – а Его нужно спасать. Но он смиренно идет, и находится в Египте столько времени, сколько необходимо, чтобы спасти Спасителя. Вот какое смирение есть у этого великого человека.
Еще несколько слов скажем. В иудейской традиции папа должен был научить сына трем вещам: читать Священное Писание, молится и научить профессии. И вот Сын Божий, который, будучи Богом, который Сам дал этот Закон, то есть Священное Писание, которое было у израильского народа – Он смиренно учился у праведного Иосифа читать. Не просто книги какие-то, не было тогда всего этого информационного мусора, который мы сейчас читаем. Было только Священное Писание – самое главное. И вот Иосиф учил Христа – учил грамотности, учил молитве, учил посещать храм Божий и учил Его плотническому ремеслу, которым сам зарабатывал на жизнь.
И нам в этот святой день нужно помолиться святому праведному Иосифу, чтобы он научил нас правильно воспитывать своих детей. Чтобы мы учили их не только, как правильно дорогу переходить и как нужно себя вести в обществе, а чтобы мы также учили их читать Священное Писание, чтобы мы научили их молится, чтобы научили их что-то делать своими руками. И еще будем молится Иосифу, чтобы он помогал нам не лениться. Потому что Бог не может спасти ленивых людей, Бог стал человеком и Сам трудился, не ел даром хлеб.
Ну и конечно будем молится святому праведному Иосифу, чтобы мужчины в обществе нашем были бы похожими на него. Чтобы они брали на себя ответственность, не боялись заниматься самым главным делом, к которому они призваны – воспитывать детей своих. Потому что Иосиф – это самый лучший в мире папа.
И будем ему молится, чтобы у каждой семьи были отцы. Чтобы Господь Своим Промыслом утешил каждую семью, так, чтобы если есть папа – то он более усердно занимался воспитанием. Чтобы он не забывал о том, чему нужно учить детей – молится, читать Писание и ручному труду. А если папы нет по каким-то причинам (много у нас семей, где нет отца, по независимым, может быть, от нас причинам) – чтобы Господь Промыслом своим посылал тех мужчин, которые научат наших детей, в первую очередь сыновей, тем самым главным вещам. Чтобы они были похожи на святого праведного Иосифа – великого человека, память которого мы сегодня совершаем.
Аминь. С Праздником!