Праздник Вознесения совершился на сороковой день после Пасхи, и, когда уже земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа закончилась, Он явился своим апостолам. Сорок дней, как говорит Священное Писание в Книге Деяний, Он с ними пребывал, наставлял. Здесь им открылись те истины, о которых Он уже им, правда, говорил во время своей земной жизни, но они увидели все теперь немножко в другом свете, и эти сорок дней, проведя с апостолами, он их привел на Елеонскую гору, и многие, конечно, усомнились. Как пишет Священное Писание от Матфея, кто-то ушел, но многие остались. И Господь, поднимая свои руки, возносится на небо. То есть скрывается от их взора. Казалось бы, такая красивая история, прямо, хочется сказать, полусказочная, наверно, но на самом деле она имеет очень большое для нас значение – для христиан, для людей, которые верят в будущую жизнь, верят во Христа, исповедуя Его своим Спасителем, и внимательно читают Священное Писание.
В первую очередь надо сказать о небе. Дело в том, что небо в Священном Писании разделяется на три составляющих: первое – небо как атмосферное явление, где у нас атмосфера – то, что окружает земной шар; небо – как космос, где мы видим все звезды, светила и тому подобное; и небо – как жилище Бога или вместилище всего невидимого мира. Это небо, оно, в общем-то, среди нас – оно полностью нас окружает. И для нас Вознесение Господне в теле – очень важно. Здесь мы говорим уже о третьем небе, третьей составляющей, третьем определении неба – неба как вместилище Бога, всех умерших, всех невидимых ангелов. То есть, оказывается, и мы с Вами когда-то воскреснем в новых телесах. Какие это новые телеса? Именно те телеса, как и Господа нашего Иисуса Христа, когда он вознесся на небо. Он прожил здесь, на Земле, свою жизнь в теле, точное такое же тело, как и наше – подвержено всяким атмосферным осадкам, явлениям, температурным перепадам и каким-то желаниям. Мы знаем, что Господь и алкал, и страдал, и тому подобное. И на кресте претерпевал муки именно не образно, не видимо, как еретики некоторые говорят, а как человек. В общем-то, это было ужасно, когда в тебя вбивают гвозди, это было ужасно, когда тебя протыкают копьем. И вот именно с этим телом, радующимся, Господь возносится на небо, становится невидимым. Для нас это образ того, что и мы тоже, преодолевая новые естества, преодолевая вот эту жизнь, будем жить в том же теле, какое оно есть и сейчас, но обновленные, в новых телесах воскреснем.
Праздник Вознесения лишний раз нам должен показать, что все, что здесь происходит на Земле, имеет очень серьезный отпечаток в будущем, будет иметь очень серьезный отпечаток в будущем. Это, как мы уже сказали, и даже то, что мы с телом воскреснем. Причем христианство – это, наверно, единственная религия, которая говорит, что тело тоже будет участвовать в прославлении Господа, будет точно также участвовать и в раю, но и, не приведи Господь, если кто-либо попадет из нас в место мучений, в места адские.
Так что праздник Вознесения – это как бы логическое завершение всего того, о чем говорил Спаситель своим ученикам, ну, и, естественно, нам с Вами.
Праздник Вознесения – вот еще о чем мы забыли сказать – перед тем как Господь вознесся на небо в телесном виде, он дал обетования своим ученикам, что если Вы увидите Вознесение мое, то пошлю Духа своего Святого, который будет пребывать здесь среди учеников и апостолов. И так оно свершилось, и свершится на Пятидесятницу, когда Дух Святой сходит на апостолов. Они получают новые дары, говорят на разных языках, начинают творить чудеса и именно присутствие в Церкви Духа святого оно и наполняет Церковь, оно и оживотворяет Церковь, оно и дарует Церкви возможность развиваться и быть тем радостным организмом, который приходит ко Господу и приводит людей ко Господу.
Пасха – она заканчивается прямо перед Вознесением. В четверг у нас Вознесение, всегда в четверг Вознесение, в этом году 24 числа. Накануне, 23, праздник Отдания праздника Пасхи. Служится пасхальным чином литургия и песнопения пасхальные поются последний раз в этом году. Теперь мы уже услышим их только в следующем году. И вот приветствие «Христос Воскресе!» тоже последний раз говорится. Хотя в традиции Серафимо-Дивеевского монастыря говорить круглый год. Но автоматически на праздник Вознесения тоже хочется сказать Христос Воскресе. И я помню, как в семинарии, мы говорили «Христос вознесся!» и отвечали «Воистину вознесся!».
Если обратиться с таким пасхальным приветствием, конечно, это будет ошибка, но она не смертельная, она не каноническая, она не догматическая, и если твое сердце горит любовью и радостью, всегда можно поприветствовать. Тем более даже в воскресный день, потому что каждое воскресенье круглый год – это малая Пасха.
Сердечно поздравляю всех наших читателей приходского сайта. И хотел бы пожелать, чтобы праздник Вознесения он был, как и для апостолов, так и для нас, мы должны с Вами увидеть это Вознесение Господа и распясться вместе со Христом, свои грехи распять со страстьми и похотьми, и тогда Вознесение Господне дарует нам Духа святого, чтобы и он наполнял наши сердца и жизнь.
протоиерей Игорь Фомин