Настал этот великий День, неизменно ожидаемый нами с трепетом и благоговением! Дождались, добрались, доползли мы до Пасхи Христовой!
Целый год мы шли к ней, ковыляя в немощах своих, спотыкаясь о свои многочисленные грехи. Иногда, обессилев в дороге от жизненных невзгод и потрясений, сходили с прямого пути на обочину и увязали в трясине отчаяния и уныния. А Господь заботливо, по-отечески вытаскивал нас из неё за шкирку, как малых и неразумных котят.
Вытаскивал, отмывал нас в Таинстве покаяния и, укрепив нас Своими Пречистыми Телом и Кровью, снабдив котомкой со Своим благословением и посохом надежды вновь ставил на путь, ведущий к Нему.
Пасха… долгожданная, такая привычная и родная нам, но такая неожиданно для нас в этом году — другая… Вернее, сама Пасха — всё та же: Праздник из праздников и Торжество из торжеств, Радость, наполняющая и переполняющая сердца!
И эта радость о воскресшем Христе, врачующая наши немощи, обнимающая наши уставшие души и наполняющая их счастьем и надеждой, и есть главное содержание Праздника.
Ликует весь ангельский мир, ликует всё земное, ликуем и мы, ибо за нас, грешных заколается и для нас недостойных воскресает Превечный и непостижимый Бог!
Нет, не Пасха другая, мы теперь — другие, встревоженные, как бы внезапно разбуженные от какой-то многолетней спячки.
У нас, привычно совершавших годовой круг работ, забот, хлопот посещавших храм, порой, почти механически, по привычке, вдруг внезапно отобрали что-то привычное для нас, обыденное и казавшееся незыблемым, непреходящим. Отобрали уверенность, неосмысленную, ни на чём не основанную, что так, как было раньше, будет всегда. Для многих и многих из нас, свято веривших в незыблемость всего, происходившего ранее, радость, «сладость» нынешней Пасхи — с привкусом слёз и горечи переживаний… Мы вдруг внезапно осознали, что «как всегда» бывает, оказывается, не всегда! Мы вдруг почувствовали всю хрупкость и непостоянство мира, в котором мы живём, его изменчивость и тревожность. И это открытие стало для многих из нас горьким, но, видимо, необходимым, посланным нам Самим Богом лекарством, отрезвляющим, пробуждающим наши души от расслабленности и неоправданной самоуспокоенности.
Драматизм ситуации, в которой мы все оказались, помог нам через душевную боль и страх неопределённости внутренне собраться и сосредоточиться на главном в нашей Церкви, в нашей вере. Мы особенно остро почувствовали, что и Благодатный Огонь и праздник Святой Пасхи вовсе не данность, сама собой разумеющаяся, а исключительно дар Божий нам недостойным его, ниспосланный нам Богом всего лишь по одной, но очень веской, всё покрывающей и всё объясняющей причине — Господь всё ещё любит нас! Любит и старается, оживить, встряхнуть, очистить нас от всего наносного, ненужного, захламляющего наши умы и сердца. Господь сбивает с нас шелуху глупых и нелепых представлений о вере, вытряхивает из нас мусор предрассудков и странных привычек, замутняющий чистый источник Его благодати, дарованной нам. Пасха Христова…
Светлое Христово воскресение… С каким благоговейным трепетом будут отныне звучать в наших сердцах эти слова, с какой, хочется верить, чистой радостью, омытой от всего наносного, мы будем ждать и встречать, как драгоценный дар, этот окрыляющий нас, и возвышающий нас над нами самими Праздник!
«Христос воскресе!» — слышим мы вновь и вновь торжественный возглас священника. «Воистину воскресе!»— многоголосым эхом отзывается в наших сердцах пасхальная, ни с чем не сравнимая, выстраданная нами теперь радость!